Вопрос №2. Назначение, устройство, работа системы управления коробками передач и механизмами распределения.
Управление коробками передач осуществляется системами управления сцеплением, переключением передач, поворотом машины и горным тормозом. Исполнительным механизмом системы управления является механизм распределения.
Система управления сцеплением предназначена для отключения КП от двигателя при его пуске и переключении передач, а также для плавного трогания машины с места и состоит из педали 71 (рис. 10) и приводных устройств, соединяющих ее с MP.
Отключение КП осуществляется выжимом педали 71 до упора в регулировочный болт 60. При этом усилие от педали передается через рычаг 72, приводные устройства системы, рычаг 43 и валы 25 и 42 к рычагам 5 я 79 выключения MP. В механизмах распределения обеих КП каналы бустеров соединяются со сливом, поэтому все ранее включенные фрикционы выключаются. При дальнейшем движении педали рычаги 23 и 37, приваренные к валам 25 и 42, выбирают зазор К (см. виды А и Б), поворачивают рычаги 6 и 82 и облегчают включение первой передачи и передачи ЗХ. Включение КП осуществляется отпусканием педали. При этом педаль и приводные устройства системы под действием пружины 58 возвратятся в исходное положение и масло из MP поступит в бустер включенного фрикциона. Вал 25 соединен приводом с механизмом блокировки переключения реверса в положениях Ф и Т. Педаль сцепления размещается в отделении управления, а приводные устройства — в носовой части корпуса.
Монтажное регулирование системы должно обеспечить:
быстрое падение давления масла в бустерах фрикционов обеих КП до 0 при выжиме педали до упора;
равномерное и синхронное возрастание давления в бустерах фрикционов обеих КП при плавном отпускании педали;
четкое возвращение системы в исходное положение при отпускании педали.
Регулирование системы осуществляется следующим образом.
В исходном положении системы рычаг 43 винтом 41 упирается в кронштейн 40. Зазор К между рычагом 37 и пальцем рычага 82 и между рычагом 23 и пальцем 7 должен быть в пределах 1 ... 4 мм. Регулируется зазор винтом 41.
Длина тяги 30 регулируется так, чтобы стрелка 78 при упоре винта 41 в кронштейн 40 совпадала с риской, обозначенной цифрой 0 на крышке левого MP.
Ход педали 71 должен быть отрегулирован так, чтобы при упоре педали в болт 60 стрелка 78 совпадала с риской, обозначенной цифрой 1 на крышке левого MP. Регулируется ход педали болтом 60.
Возвращение системы в исходное положение обеспечивается регулированием натяжения пружины 58 с помощью винта 55.
Система управления переключением передач осуществляет изменение положения пробок MP, обеспечивая этим включение фрикционов КП, соответствующих включаемой передаче.
Система состоит из избирателя 76 и приводных устройств.
Избиратель состоит из корпуса 1 (рис. 11), рычага 2, блокировочного устройства. К корпусу 1 (рис. 11) избирателя крепится гребенка 7. Гребенка имеет девять пазов для фиксации рычага 2. У каждого паза предусмотрено цифровое обозначение передач (1 ... 7), а также набиты буквы Н — нейтраль и ЗХ—задний ход. Для четкой фиксации передач в корпусе под гребенкой установлены штифты 6.
Рычаг переключения передач установлен на вал 18. На рычаге закреплено механическое блокировочное устройство.
Рычаг 2 находится в постоянном зацеплении с вилкой рычага 11 под действием возвратной пружины 20. Для передачи команд блоку 14 переключателей к рычагу 11 крепится копир 10.
Блокировочное устройство состоит из электрического и механических устройств.
Электрическое блокировочное устройство предназначено для предотвращения прямого перехода рычага переключения передач с седьмой передачи на четвертую при скорости движения машины, большей, чем скорость, позволяющая производить переключение передач в КП.
Во время движения машины со скоростью, соответствующей включенной передаче, от датчика 13 блока 14 переключателей и тахогенератора, установленного в правом направляющем колесе в блок автоматики БА20-1С, поступают одинаковые электрические сигналы, при этом цепь электромагнита 8 остается замкнутой и шток его давит на собачку 15, которая входит в зацепление с защелкой 16 и препятствует переключению рычага 2 с высшей передачи на низшую. Одновременно с этим на щите электроприборов загорается желтая сигнальная лампа КУЛИСА. Для переключения передачи необходимо снизить скорость движения машины до погашения сигнальной лампы. При этом в блок автоматики поступают два разных электрических сигнала от датчика и тахогенератора, цепь электромагнита размыкается и гаснет сигнальная лампа КУЛИСА, пружина 9 выводит собачку 15 из зацепления с зубьями защелки 16 и возвращает собачку и шток электромагнита в исходное положение. Это позволяет включить передачу на одну ступень ниже. После включения передачи на одну ступень ниже копир 10 через блок 14 переключателей включает датчик 13 и в блок автоматики снова поступают два одинаковых сигнала (от датчика и от тахогенератора). Цепь электромагнита замкнется, и он штоком введет собачку 15 в зацепление с защелкой 16, а на щите загорится сигнальная лампа. Этот процесс повторяется при переключении передач с седьмой до четвертой. Блокировочное устройство не ограничивает последовательность выбора передач при переключении с четвертой на низшую, а также с низшей на высшую передачу.
Электрическое блокирующее устройство в аварийных случаях (при отказе тормоза), когда возникает необходимость быстрого снижения скорости движения путем перехода на низшую передачу (например, на скользком участке пути для предотвращения наезда), может быть выключено с помощью выключателя. При этом установленная на выключателе пломба срывается.
Механическое блокировочное устройство предназначено для предотвращения прямого перехода рычага 2 переключения передач с седьмой на четвертую и с первой передачи на передачу ЗХ без введения его в пазы промежуточных передач и нейтрали.
Рис.10. Системы управления коробками передач: 1, 2, 17, 22, 24, 30, 33, 36, 54, 63, 70 и 75 – тяги; 3, 8, 11, 45, 50, 60, 64 и 80 – болты; 4, 5, 6, 13, 14, 18, 20, 21, 23, 34, 35, 37, 39, 43, 57, 62, 66, 67, 72, 73, 79, 81 и 82 – рычаги; 7, 19 и 65 – пальцы; 16 – опора; 9 и 49 – упоры; 10, 40 и 47 – кронштейны; 12 и 44 – механизмы распределения; 15, 25, 26, 27, 28, 38, 42, 53, 56, 61, 74 и 77 – валы; 29 – муфта; 31 и 78 – стрелки; 32 – лимб; 41 и 55 – винты регулировочные; 46 и 48 – втулки; 51 – подшипник; 52 – корпус; 58, 59 и 83 – пружины; 68 и 69 – рычаги поворота; 71 – педаль сцепления; 76 – избиратель передач; Е – зазор между пальцем рычага повышения давления масла и стенкой прорези тяги; Ж – зазор между хвостовиком и регулировочным болтом; К – зазор между рычагами |
Рис.11. Избиратель передач: 1 – корпус; 2 – рычаг переключения передач; 3 – упоры; 4, 9 и 20 – пружины возвратные; 5 – фиксатор; 6 – штифт; 7 – гребенка; 8 – электромагнит; 10 – копир; 11 и 19 – рычаги; 12 и 17 – подшипники; 13 – датчики; 14 – блок переключателей; 15 – собачка; 16 – защелка; 18 – вал; В – зазор между собачкой и защелкой |
![Вопрос №2. Назначение, устройство, работа системы управления коробками передач и механизмами распределения. Вопрос №2. Назначение, устройство, работа системы управления коробками передач и механизмами распределения. - student2.ru](/images/matematika/vopros-n2-naznachenie-ustroystvo-rabota-sistemy-upravleniya-korobkami-peredach-i-mekhanizmami-raspredeleniya-539688-3.jpg)
Переключение передач осуществляется перемещением рычага избирателя в требуемый паз гребенки. Рычаг через тягу 75 (рис. 10), рычаг 73, вал 77 и тягу 1 поворачивает рычагом 13 пробки MP, соединенные между собой валом 27
Система управления поворотом машины состоит из рычагов 68 и 69 поворота и приводных устройств.
Правый рычаг 69 поворота приварен к валу 53. На шлицы вала 53 устанавливается и крепится стяжным болтом рычаг 67. Вал опирается на подшипники, установленные во втулке 48 и в корпусе 52.
Левый рычаг 68 поворота установлен на вал 53. Рычаг с помощью пальца 65 соединяется с рычагом, приваренным к втулке 48. На шлицевую часть втулки устанавливается рычаг 66.
Система управления в процессе работы имеет три положения: исходное, первое и второе. Из них фиксируется только исходное положение.
Усилие при перемещении правого рычага 69 поворота передается через приводные устройства системы к рычагу 18, тяге 17 и далее на рычаг 4, который в свою очередь воздействует на золотник поворота. При достижении рычагом поворота первого положения давление масла в бустерах КП снизится до нуля. При дальнейшем перемещении рычага поворота давление масла в бустерах включаемых фрикционов правой КП возрастает до нормального и во втором положении рычага поворота включится передача на одну ступень ниже. Чтобы не было пробуксовки дисков фрикционов в левой КП со стороны забегающей гусеницы, в бустеры этих фрикционов подается масло с повышенным давлением, создаваемым левым MP. Это достигается одновременным перемещением рычагов 18, 20, 34 и тяги 36. Тяга, перемещаясь, выбирает свободный ход и воздействует на палец рычага 82 левого MP. Последний воздействует на золотник регулятора давления MP. Аналогично происходит поворот при переводе левого рычага поворота. Если одновременно переместить оба рычага поворота во второе (крайнее заднее) положение, скорость движения машины снизится на одну передачу, а при движении на первой передаче или передаче ЗХ машина остановится.
Если отпустить рычаги поворота, то под действием пружин 59 и 83 все детали системы возвратятся в исходное положение.
Рычаги поворота размещены в отделении управления, а приводные устройства системы — в носовой части корпуса.
Механизм распределения
Механизм распределения предназначен для изменения давления масла и направления его потоков к соответствующим бустерам фрикционов КП в зависимости от заданных положений систем управления сцеплением, переключением передачи и поворотом машины.
На машине установлены два механизма 12 (рис. 10) и 44 распределения — правый и левый. Механизм распределения состоит из пробки 25 (рис. 12), втулки 36, механизма 30 регулирования давления.
Рис.12.Механизм распределения: 1, 4, 6, 19, 21 и 22 – рычаги; 2 – картер; 3, 10, 11, 23 и 29 – пружины; 5 – шток; 7 – водило; 8, 16 и 40 – ролики; 9 – тарелка; 12 – колпак; 13 – гайка; 14, 20, 27 и 36 – втулки; 15 – ввертыш; 17, 31 и 37- кулаки; 18 и 41 – валы; 24 и 26 – золотники; 25 – пробка; 28 – заглушка; 30 – механизм регулирования давления; 32 – палец; 33 – штуцер; 34 – шип; 35 – сухари; 38 – колесо зубчатое; 39 – сектор; 42 – лимб; Б, Г и Е – верхняя, средняя и нижняя полость втулки 27; В – отверстие для измерения давления масла технологическим манометром; А – полость под золотником; Ж – выступ рычага 6 |