Вопрос №1. Назначение, характеристика, устройство и работа коробок передач и бортовых редукторов.
Коробки передач предназначены для изменения скорости движения машины и тягового усилия на ведущих колесах при постоянной частоте вращения и постоянном крутящем моменте коленвала двигателя, изменения скорости движения машины при постоянной частоте вращения коленвала двигателя; осуществления ЗХ машины за счет изменения направления вращения ведомых частей КП; осуществления поворотов машины; торможения машины в движении и на стоянке; пуска двигателя с буксира; отсоединения двигателя от ведущих колес.
На машине установлены две КП 2 (рис. 1) и 19 — правая и левая, имеющие незначительные конструктивные отличия. По внешнему виду правая КП отличается от левой наличием двух заглушек на переднем фланце.
Коробка передач состоит из корпуса, планетарных рядов, фрикционов, ведущего и ведомого валов и механизма включения горного тормоза.
Корпус КП составляют фланцы 11 (рис. 7) и 35 и барабан 21, соединенные между собой болтами 61 и 69.
Первый планетарный ряд состоит из зубчатого колеса 8, сателлитов 66 и блока водила первого — третьего планетарных рядов.
Колесо 8 установлено на подшипниках на ведущем валу 83, оно изготовлено заодно с барабаном. На поверхностях барабана нарезаны внутренние и наружные зубья для зацепления с зубьями дисков фрикционов Ф1 и Ф2.
Блок водила первого — третьего планетарных рядов состоит из водила 80, щеки, зубчатого колеса 60 четвертого планетарного ряда и внутреннего барабана 23 фрикциона Ф5. Весь блок установлен на ведущем валу на двух подшипниках. Вместе с валом блок водила через подшипники опирается на задний и передний фланцы.
Второй планетарный ряд состоит из зубчатого колеса 78, водила 80, сателлитов 10 и зубчатого колеса 67.
Зубчатое колесо 60 свободно плавает на сателлитах 10. Оно изготовлено заодно с внутренним барабаном фрикциона Ф6.
Сателлиты 10 одновременно находятся в зацеплении с зубчатыми колесами 67 и 78, а также с соседними сателлитами 66 первого планетарного ряда.
Третий планетарный ряд состоит из зубчатого колеса на ведущем валу 83, сателлитов 31, зубчатого колеса 32 и водила 80.
Зубчатое колесо 32, которое плавает на зубьях сателлитов 31, выполнено заодно с внутренним барабаном фрикциона ФЗ.
Четвертый планетарный ряд состоит из зубчатых колес 42 и 60, сателлитов 86 и водила 44.
К колесу 42 крепится барабан 38 фрикционов ФЗ и Ф4.
Водило 44 соединено шлицами с ведомым валом 46.
Фрикционы являются управляющими элементами КП. Фрикционы Ф1, Ф4, Ф5 и Ф6 тормозят детали планетарных рядов, фрикционы Ф2 и ФЗ блокируют их.
Фрикционы КП конструктивно аналогичны фрикционам конического и цилиндрического редукторов.
Рис.7. Коробка передач с бортовым редуктором: 1 – зубчатка; 2 – муфта зубчатая; 3 – гнездо; 4, 76 и 85 – пробки; 5, 19, 28, 33, 34, 56, 57 и 70 – прокладки; 6, 12, 17, 25, 27, 51, 55, 84, 87 и 88 – кольца; 7, 15, 20, 49, 53, 64 и 77 – манжеты; 8, 32, 42, 60, 67, 72 и 78 – колеса зубчатые; 9 и 29 – пальцы; 10, 31, 45, 66 и 86 – сателлиты; 11 и 35 – фланцы; 13, 16, 22, 26 и 41 – поршни; 14, 24, 36, 37, 39, 40, 65 и 73 – диски; 18, 63 и 74 – корпуса; 21, 23 и 38 – барабаны; 30 – механизм распределения; 43, 48 и 52 – крышки; 44, 50 и 80 – водила; 46 и 83 – валы; 47, 58, 79 и 82 – оси; 54 – втулка; 59, 61 и 69 – болты; 62 – стойка; 68 – картер КП; 71 – откачивающий насос; 75 – фиксатор; 81 – маслоулавливатель; Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5 и Ф6 – фрикционы; А, Б, В, Г, Д, Ж, И – каналы; Е – отверстие для снятия втулки 54 |
Работа коробки передач осуществляется следующим образом. Каждая передача включается двумя фрикционами. При нейтральном положении Л (рис. 9) включен только один фрикцион Ф4, тормозящий колесо 42, ведомый вал КП, води
Бортовой редуктор предназначен для снижения частоты вращения и увеличения крутящего момента, передаваемых от КП к ведущему колесу.
На машине установлены два понижающих бортовых редуктора 1 (рис. 1) и 18 планетарного типа, которые включают корпус и планетарный ряд.
Планетарный ряд состоит из зубчатого колеса, изготовленного вместе с валом 46 (рис. 1) КП, сателлитов 45, водила 50 и зубчатого колеса с внутренними зубьями (эпицикла), выполненного в крышке 43.
Сателлиты 45 опираются на подшипники, установленные на оси 47.
Водило 50 изготовлено заодно с ведомым валом бортового редуктора. Вал опирается на подшипники в крышке 43. На шлицы ведомого вала устанавливается ведущее колесо. Подшипники ведомого вала смазываются консистентной смазкой. Планетарный ряд смазывается маслом, поступающим из ведомого вала КП.
Бортовой редуктор вместе с КП крепится к картеру переднего моста корпуса машины.