Устройство коробок передач и принцип работы

Коробка передач с продольным расположением валов. Элемен­тами конструкции КП являются корпус 21 (рис. 2), первич­ный 7, вторичный 14 и промежуточный 19 валы, механизм пере­ключения передач и шестерен. Корпус КП отлит из чугуна. Пер­вичный и вторичный валы расположены соосно.

Вторичный вал вращается в роликовых подшипниках, а остальные валы — в шариковых. Задний подшипник вторичного вала размещен в стакане, который находится в задней стенке кор­пуса. Под фланец стакана установлены регулировочные проклад­ки 12, с помощью которых регулируют осевой зазор в конических подшипниках. Вторичный вал 14 изготовлен заодно с ведомой шес­терней 7 первой ступени. Внутренние зубья этой шестерни пред­назначены для включения прямой IX передачи. На шлицах вто­ричного вала 14 неподвижно укреплены ведомая шестерня второй ступени редуктора и ведущая коническая шестерня 13 главной пе­редачи. В торце вторичного вала расточено углубление, в которое запрессован подшипник (задняя опора первичного вала).

Промежуточный вал 19 выполнен пустотелым. Внутри проходит вал 20 независимого привода ВОМ. На шлицы проме­жуточного вала надет ряд шестерен: первые четыре шестерни (по ходу трактора) жестко закреплены стопорным кольцом; четвертая шестерня 18 свободно вращается на ступице третьей шестерни. Седьмая и восьмая шестерни выполнены в виде передвижной ка­ретки 17 и могут свободно передвигаться по шлицам вала. Двига­ясь вперед, каретка включает первую ступень редуктора, а при дви­жении назад — вторую. Первая ступень соответствует I, III, IV и V передачам переднего хода и I передаче заднего хода. Вторая сту­пень — это II, VI, VII, VIII передачи переднего хода и II передача заднего хода.

Ведущая шестерня 16 второй ступени снабжена внутренними и наружными зубьями. На ее торце, выступающем из КП, преду­смотрены зубья для синхронного привода ВОМ. Внутри шестерни находится игольчатый подшипник — задняя опора промежуточ­ного вала. Поэтому шестерня 16 и промежуточный вал вращают­ся независимо один от другого. Шестерня опирается на два шари­ковых подшипника, заключенных в стакане, который установлен в расточенное отверстие задней стенки корпуса коробки передач.

На шлицы первичного вала надеты две передвижные ка­ретки ведущих шестерен. При движении передней каретки 2 вперед включаются V или VIII передача (в зависимости от включенной сту­пени редуктора), а при движении назад — IV или VII передача.

 
  Устройство коробок передач и принцип работы - student2.ru

Задняя каретка 3 может находиться в двух рабочих положени­ях: в переднем положении она включает III или VI передачу, а в заднем — IX (прямую) передачу.

В среднем положении задняя каретка 6 (рис. 3, а) передает вращение валу И заднего хода, расположенному с левой стороны корпуса, с помощью надетой на него шестерни 10. На шлицах вала И помещена передвижная шестерня 12. При движении шес­терни 12 назад включается I или II передача переднего хода, а при движении вперед — передачи заднего хода.

 
  Устройство коробок передач и принцип работы - student2.ru

а — основные передачи; б — ходоуменыпитель; в — привод бокового вала отбо­ра мощности (ВОМ); 1, 4— ведущая и ведомая шестерни понижающего редукто­ра; 2 — вал сцепления; 3 — зубчатая муфта; 5, 8 — первичный и промежуточный валы; 6 — каретка (передвижная шестерня) первичного вала; 7 — шестерня вто­ричного вала; 9 — ведущая шестерня ходоуменьшителя; 10 — ведомая шестерня I и II передач переднего хода и заднего хода; 11 — вал I передачи и заднего хода; 12 — ведущая шестерня I и II передач и заднего хода; 13 — промежуточная шес­терня заднего хода; 14 — блок промежуточных шестерен понижающего редукто­ра; 75 — шестерня ход оуменьшителя; 16 — привод бокового ВОМ; 17 — шестер­ня привода ВОМ

Промежуточная шестерня 13 заднего хода вращается на непо­движной оси и находится в постоянном зацеплении с малым вен­цом передней шестерни, установленной на шлицах промежуточ­ного вала 8. Задний ход включают передвижением шестерни 12 вперед (на рис. 11.3 влево). В рассматриваемой КП предусмотре­на установка понижающего редуктора, а по заявке заказчика мо­жет быть установлен ходоуменыпитель.

Понижающий редуктор размещен перед КП в корпу­се сцепления. Редуктор предназначен для понижения частоты вращения каждой передачи в 1,3 раза. В него входят ведущая 1 и ведомая 4 шестерни с зубчатыми венцами, соединительная зубчатая муфта 3 и блок 14 промежуточных шестерен. Редуктор включают передвижением соединительной муфты вперед. При использовании понижающего редуктора число передач КП уд­ваивается.

Наши рекомендации