Вопрос №1. Назначение и устройство кранового оборудования.
Крановое оборудованиепредназначено для механизации погрузочно-рагрузочных работ .Основание крана установлено в средней части базового шасси на специальной площадке. Его максимальная грузоподъемность на всех вылетах стрелы – 2 т. Максимальный вылет крюка – 7,37 м. Высота подъема крюка – 7,42 м, глубина опускания от опорной поверхности гусеницы – 5 м. Расстояние при максимальном вылете крюка до гусеницы сбоку – 5,76м, до стойки рыхлительного оборудования- 3 м, до балки при транспортном положении бульдозёрного оборудования – 3,04 м. Скорость подъема (опускания) груза — 0,196- 0,04 м/с.
Основными частями кранового оборудования являются опорно-поворотное устройство, стрела, механизм поворота, грузовая лебедка, гидроцилиндр изменения вылета стрелы, приборы безопасности и электрооборудование.
Опорно-поворотное устройство предназначено для крепления кранового оборудования к корпусу машины и передачи статических и динамических нагрузок, возникающих при работе механизмов. Основными частями опорноповоротного устройства являются основание, опорный подшипник и поворотная платформа.
Основание представляет собой сварную рамную конструкцию, закрепленную к площадкё корпуса машины болтами, и имеет люк для заправки баков топливом, люк топливомера, люки обслуживания гидропанели, гидронасосов и лебедки транспортера..
Опорный подшипник установлен между зубчатым венцом и поворотной платформой. Он представляет собой верхнюю и нижнюю полуобоймы, между которыми установлены цилиндрические ролики. Нижняя полуобойма крепится болтами к зубчатому венцу, а верхняя — к поворотной платформе. Такое соединение обеспечивает вращение поворотной платформы относительно вертикальной оси опорного подшипника.
Поворотная платформа, предназначенная для монтажа механизмов и узлов поворотной части, представляет собой сварную рамную конструкцию. На ней в центрирующем стакане установлен механизм поворота. В двух кронштейнах шарнирно с помощью пальцев крепится стрела, имеющая возможность поворачиваться в вертикальной плоскости с помощью гидроцилиндра, опорой которого является палец, установленный в расточках кронштейна поворотной платформы. На поворотной платформе устанавливаются панель гидропривода кранового оборудования и электрооборудование. Под кожухом гидропанели устанавливается вра-щающееся контактное устройство, предназначенное для связи электрической цепи поворотной части кранового оборудования с машиной, игидроколлектор, соединяющий шарнирно гидропривод машины и гидропривод повороной части. Для передачи усилий, необходимых для вращения поворотных. Частей гидроколлектора и вращающегося контактного устройства, имеются два водила. Таким образом, при включении в работу механизма поворота с началом вращения поворотной платформы будут поворачиваться подвижные части вращающегося контактного устройства и гидроколлектора.
С т р е л а предназначена для крепления механизмов и передачи возникающих от перемещаемой массы груза усилий на опорно-поворотное устройство. Она состоит из неподвижной и выдвижной секций.
Неподвижная секция представляет собой рамную конструкцию прямоугольного сечения, раздвоенную в нижней части. Концами раздвоенной части секция опирается на пальцы кронштейнов поворотной платформы. К стреле крепятся гидроцилиндр изменения вылета стрелы, грузовая лебедка, поддерживающие канат ролики, механизм изменения длины стрелы, состоящий из штурвала, зубчатой передачи, вала с ведущей звездочкой и цепи, приваренной снизу по всей длине выдвижной секции. Направляющие катки, установленные внутри неподвижной секции, предназначены для поддержания и направления перемещения выдвижной секции. Регулирование положения катков производится прокладками при сборке стрелы.
Выдвижная секция стрелы представляет собой сварную рамную конструкцию прямоугольного сечения, имеющую с выступающей стороны оголовок, на котором установлены два блока, механизм ограничителя высоты подъема крюка и механизм ограничителя грузоподъемности. С другой стороны выдвижная секция имеет кронштейн, в котором на осях установлены ролики, обеспечивающие ее передвижение внутри неподвижной секции.
На выдвижной секции установлены упоры с резиновыми прокладками, ограничивающие величину перемещения стрелы внутри неподвижной секции. На неподвижной и выдвижной секциях стрелы имеются отверстия, в которые вставляется палец, фиксирующий стрелу в трех положениях по ее длине. Для совпадения отверстий частей стрелы на упорах устанавливаются регулировочные прокладки, закрепленные винтами и гайками.
Механизм поворота предназначен для поворота кранового оборудования относительно вертикальной оси и остановки его в необходимом положении. Он установлен сверху на поворотной платформе и состоит из гидромотора 210.20, червячного редуктора, стакана, ведомой шестерни и тормоза.
Через червячное колесо редуктора, расположенное горизонтально, проходит вертикальный торсионный вал, на конце которого закреплена ведомая шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом неповоротной части.
На червячном валу установлен ленточный тормоз, постоянно замкнутый с гидравлическим размыкателем. Роль размыкателя выполняет гидроцилиндр одностороннего действия. Замыкание тормозной ленты осуществляется с помощью пружины.
При включении в работу гидромотора червячный вал растормаживается и крутящий момент передается через червячное колесо, торсионный вал на ведомую шестерню, которая обегает по зубчатому венцу и увлекает за собой поворотную часть кранового оборудования. При выключении гидромотора червячный вал затормаживается силой трения в ленточном тормозе и червячной паре, а торсионный вал смягчает нагрузки на детали механизма поворота.
Рис. 6.15. Механизм поворота:
1 — корпус; 2 — червячное колесо; З — тормоз; 4 — гидроцилиндр; 5 — гидромотор
Рис. 6.16. Схема ленточного тормоза механизма Поворота:
1 — Тормозной шкив; 2 — Тормозная лента; З — Винтовая стяжка; 4 — рычаг;
б — Пружина; б — кожух; 7 — Винт; 8 — гидроцилиндр; 9 упор
В правильно отрегулированном тормозе высота пружины равна (40+1 ) мм, зазор между штоком выключенного тормозного гидроцилиндра и винтом — (4+ 0,6) мм. Размер между пальцем крепления тормозной ленты к рычагу и стяжкой равен (26,5 +1 ,05 ) мм, а зазор между тормозной лентой и шкивом – 0,6 – 0,8 мм. При износе тормозной накладки до 2 мм тормозная лента заменяется на новую.
В картер червячного редуктора заливается З л масла МТ-I6п. Уровень масла проверяется щупом. Смена масла производится по необходимости при сезонном обслуживании, но не реже одного раза в три года.
Грузовая лебедка предназначена для подъема, удержания на весу и опускания груза на крюке. Расположена в передней части машины. Она состоит из корпуса, гидромотора , червячного редуктора, барабана с канатом, крюковой обоймы и двух тормозов.
Червячный редуктор, прикрепленный к корпусу лебедки, отличается от редуктора механизма поворота только наличием двух ленточных тормозов, тормозные шкивы которых с помощью шпонок закреплены на переднем и заднем концах червячного вала. Приводной вал одним шлицованным концом соединен с червячным колесом, а другим — с барабаном. На барабане, установленном на опорных подшипниках, намотан канат, конец которого пропущен через крюковую обойму и закреплен к оголовку выдвижной секции стрелы, образуя двухкратный полиспаст. Тормоза на лебедке по устройству такие же, как и в механизме поворота.
При выключенном гидромоторе тормозные ленты силой пружин прижаты к шкивам. Усилие от груза на крюке передается через канат на барабан. Создается крутящий момент на червячном колесе и червячном валу. Сила трения между тормозными лентами и шкивами, а также между зубьями червячной пары удерживает барабан от проворачивания, а груз—от опускания.
С началом работы гидромотора тормозные ленты отходят от шкивов и растормаживают червячный вал. Крутящий момент передается от гидромотора на барабан, на котором наматывается или разматывается канат.
П р и б о р ы б е з о п а с н о с т и предназначены для обеспечения безаварийной работы кранового оборудования. К приборам безопасности относятся ограничитель грузоподъемности и ограничитель высоты подъема крюка.
Ограничитель грузоподъемности предназначен для предохранения металоконструкций и механизмов крана от перегрузки. Он установлен в оголовнике выдвижной секции стрелы и состоит из рычага с блоком, пружины, винта и выключателя. К блоку крепится винтами обойма коуша, в которой с помощью клина крепится конец грузового каната. Рычаг с помощью осей и серьги соединен со стяжным винтом, на котором установлена пружина. На кронштейне стяжного винта установлен регулировочный винт, который при работе взаимодействует с толкателем конечного выключателя. При нормальном усилии натяжения каната пружина разжата, а контакты концевого выключателя замкнуты. При подъеме груза массой более 2 т под действием усилия натяжения каната блок поворачивается вместе с рычагом и сжимает пружину, что приводит к размыканию контактов и выключению грузовой лебедки.
Ограничитель подъема крюка предназначен для предотвращения упора крюковой обоймы в оголовок выдвижной секции стрелы.
Он установлен между щеками в оголовнике выдвижной секции стрелы и состоит из ограничителя и конечного выключателя. Ограничитель представляет собой рычаг, шарнирно соединенный осью со щеками оголовника. К одному концу рычага прикреплен груз, скользящий по неподвижной ветви каната, к другому – регулировочный винт. При подъеме крюковой обоймы на максимальную высоту верхняя часть щеки, упираясь в груз, поднимает его вверх. При этом ограничитель освобождается от нагрузки а толкатель конечного выключателя одновременно поворачивает рычаг ограничителя. После срабатывания конечного выключателя прекращается работа грузовой лебедки. Выключение гидромотора грузовой лебедки должно происходить в момент, когда верхний край крюковой обоймы будет находиться на 200 мм ниже нижнего края оголовника выдвижной секции.
Э л е к т р о о б о р у д о в а н и е предназначено для дистанционного управления работой гидропривода, обеспечения работы устройств безопасности, сигнализации и освещения.