Вопрос 25. виды повреждений и критерии работоспособности зубчатых передач.
При передаче крутящего момента в зацеплении кроме нормальной силы действует сила трения ,связанная со скольжением. Под действием этих сил зуб находится в сложном напряженном состоянии. Решающее влияние на его работоспособность оказывают два основных напряжения: контактные напряжения и напряжения изгиба .
Эти напряжения являются причиной усталостного разрушения зубьев: поломка зубьев и выкрашивание поверхности.
Поломка связана с напряжениями изгиба.
Различают два вида поломки зубьев:
- поломка от больших перегрузок ударного или даже статического действия;
- усталостная поломка, происходящая от действия переменных напряжений в течение сравнительно длительного срока службы
Все виды повреждения поверхности зубьев связаны с контактными напряжениями и трением.
Усталостное выкрашивание
Абразивный износ
Заедание
Пластические сдвиги.
Отслаивание
В современной методике расчета из двух напряжений и за основные в большинстве случаев приняты контактные напряжения.
ВОПРОС 26. СИЛЫ В ЗАЦЕПЛЕНИИ ЗУБЧАТОЙ ПРЯМОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ. РАСЧЕТНАЯ НАГРУЗКА ЗУБЧАТОЙ ПРЯМОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ.
Силы в зацеплении.
Силы, действующие в зацеплении, принято прикладывать в полюсе зацепления. Со стороны шестерни на колесо действует крутящий момент , действие которого можно заменить силой .
‑ нормальная сила, направленная по линии зацепления как общей нормали к рабочим поверхностям зубьев. При этом силу переносят в полюс и раскладывают на окружную и радиальную . Такое разложение удобно при расчете валов и опор. По заданным и d определяют:
и через нее выражают все другие составляющие:
, .
Расчетная нагрузка
За расчетную нагрузку принимают максимальную величину удельной нагрузки, распределенной по линии контакта зубьев:
где ‑ нормальная сила в зацеплении;
‑ коэффициент расчетной нагрузки;
‑ коэффициент распределения нагрузки между зубьями;
‑ коэффициент концентрации нагрузки;
‑ коэффициент динамической нагрузки;
‑ суммарная длина линии контакта зубьев.
Коэффициент распределения нагрузки между зубьями
Определяется в зависимости от степени точности ( ) изготовления зубчатых колес по нормам плавности. Он учитывает влияние ошибок окружного шага и направления зубьев на величину в ненагруженной передаче.
Коэффициент концентрации нагрузки
Концентрация или неравномерность распределения нагрузки по длине зуба связана с деформацией валов, корпусов, опор и самих зубчатых колес, а также с погрешностями изготовления и сборки передачи.
Коэффициент динамической нагрузки
Коэффициентом , учитывают только так называемые внутренние динамические нагрузки, присущие самой зубчатой передаче.