Статические механические характеристики АД при частотном управлении.

Для получения основных соотношений воспользуемся Т образной схе­мой замещения АД, которая наиболее точно отражает реальные физиче­ские процессы в двигателе. Принимаем следующие допущения:

а) не учитываем потери в стали и её насыщение, т.е. в намагничивающем контуре учитываем только сопротивление Xm.

б) напряжение и поток в зазоре считаем синусоидальным.

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru
Поскольку в общем случае частота питающего напряжения изменяется, как и само напряжение, будем использовать систему относительных единиц.

Здесь Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Sа - абсолютное скольжение

Найдя из схемы замещения Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru , и подставив в уравнение электромагнитной мощности Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru , а значение Рэм в уравнение электромагнитного мо­мента Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru , после преобразований получим уравнение механической ха­рактеристики АД для случая частотного управления

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru , где

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Т.о. Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Электромагнитный момент М здесь непосредственно со скоростью не связан, но связь есть через выражения: Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Выражения для критического скольжения и критического момента при принятой системе обозначений имеют вид

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru При пропорциональном законе управления Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru , который графически можно представить в виде прямой (см. график). Точке А , для которой f1=f1H (j1=1) и U1=U1H (V1=1) , соответствует естественная характеристика двигателя, которая изображена на следующем рисунке. Здесь же приведено семейство механических характеристик при j1<1. Видно, что перегрузочная способность двигателя уменьшается, особенно при j1 <0,5. Снижение Мкр ограничивает диапазон регулирования, т.к. при некоторой частоте перегрузочная способность будет очень малой.

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru Объясняется это, как уже отмечалось ранее, тем, что при снижении частоты всё больше начинает сказываться влияние падения напряжения на актив­ном сопротивлении r1, которое от частоты не зависит. Все большая часть питающего напряжения начинает прикладываться к r1 , а к остальной части схемы, в том числе к цепи намагничивания, - меньшая.

Т.о. закон пропорционального управления не очень хорош .Выход из по­ложения - при уменьшении f1 напряжение U1 уменьшать в меньшей сте­пени (смотри пунктир на графике V1=f(j1))

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru Механические характеристики в этом случае будут иметь вид, изображенный на следующем графике. Иначе говоря, можно подобрать та­кую зависимость V1 от j1 , которая обеспечит постоянство критического момента при изменении частоты, в том числе и при j1=0. При малых частотах ток, потребляемый двигателем, больше, чем на естественной характеристике и двигатель сильно греется. Если же ему обеспечить номинальный нагрев, то придется уменьшить напряжение, что приведет к уменьшению Мкр. Получается, что принципиально невозможно обеспечить за­кон V1=f(j1), при котором удовлетворялись бы 2 противоречия, т.е. обеспече­ние перегрузочной способности и нормального нагрева двигателя при сни­жении частоты. Данный закон регулирования может быть обеспечен лишь при условии, если напряжение изменяется не только в функции частоты, но и нагрузки на валу двигателя.

При изменении нагрузки изменяются токи в роторе и статоре. Это изме­няет падение напряжения на сопротивлении статора r1, и тех эле­ментах схемы замещения, которые являются принципиально важными с т..з. передачи электромагнитной мощности. Поэтому напряжение, подводимое к статору при изменении частоты (и даже при ее постоян­стве), необходимо регулировать т.о., чтобы скомпенсировать падение на­пряжения на r1и других элементах схемы замещения. Этим самым можно обеспечить постоянство потокосцеплений.

Выразим потокосцепления, наводящие в обмотках статора и ротора ЭДС Е1=ES ; Er=E2 и Em (ЭДС взаимной индукции без учета потоков рассеяния), а также эти ЭДС в относительных единицах.

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; тогда

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Рассмотрим сначала управление при ys=const. Этот случай соответствует такому регулированию напряжения, приложенного к статору, при котором обеспечивается компенсация падения напряжения на r1. ЭДС es=e1 в этом случае становится независимой от нагрузки, т.е. становится постоянной при дан­ном значении частоты. При изменении частоты нужно изменять напряже­ние. Пропорционально изменению частоты будет изменятся и es . Это соответствует стабилизации потокосцепления Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru . Если же будет изменяться нагрузка, то дополнительно нужно регулировать напряжение т.о., чтобы скомпенсировать изменившееся падение напряже­ния на r1 и этим самым обеспечить как постоянство es, так и постоянство пото­косцепления yS.

Уравнение механических характеристик в этом случае можно полу­чить, положив в исходном уравнении b=0,d=0 , т.к. компенсация падения на­пряжения на r1 равносильна тому , как будто бы этого сопротивления вообще нет. Вместо V1 нужно положить es. Можно считать , что в данном случае к схеме приложено напряжения ES. Для сокращения записи уравнения обо­значим Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru через K. Тогда уравнение механической характеристики при­мет вид.

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Рассчитав и изобразив механические характеристики для разных час­тот, получим увеличение Мкр ~ на 20% (смотри график) по сравнению с Мкр на естественной характеристике. В этом случае, как показывает анализ, потери в меди постоянны, потери в стали при снижении частоты уменьшаются. Т.о., если двигатель снабжен независимой вентиляцией , можно обеспечить дли­тельный режим его работы как при больших, так и малых частотах.

Если обеспечить постоянство Еm, получим закон регулирования, при котором будет постоянным поток в зазоре, т.е ym=const. Этого можно добиться, компенсируя падения напряжения на r1 и x1 путем форсировки (увеличения) напряжения, подводимого к ста­тору. Компенсация падения напряжения на r1 и x1 обеспечивает постоянство потокосцепления.

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

При изменении частоты нужно пропорционально изменять и Еm, что и соот­ветствует компенсации падений напряжения на r1 и x1 .

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru В этом случае можно считать, что r1=0 ; x1=0 , следовательно b=0 ; c=x2 , d=0 ; e=1 . Уравнение механической характеристики и значение Мкр будет после подстановки вместо V1 ЭДС еm иметь вид:

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Анализ показывает, что в этом случае получим увеличение Мкр примерно в 2 раза при всех частотах по сравнению с Мкр на естественной ха­рактеристике. При снижении частоты относительная жесткость характери­стик возрастет.

Если напряжение, подводимое к статору, регулировать т.о., чтобы компенсировать падение напряжения и на.r1и на x1 и на xl2, то можно обеспечить yr=const. В этом случае можно считать, что двигатель пи­тается напряжением Er , а не U1 и Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru .

Компенсация падений напряжения на r1, x1, x2 равносильна тому, что как - будто этих сопротивлений нет вообще, следовательно b=0;с=0;d=0;е=1. Уравнения механических характеристик и Мкр прини­мают вид (вместо V1 подставляем er):

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru ; Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru

Зависимость М от скольжения линейна. Характеристики получаются такими, как у компенсированной машины постоянного тока независимого возбуждения. Перегрузочная способность теоретически равна ¥. Именно этот вариант и реализуется в современных системах частотно регулируе­мых электроприводов.

Статические механические характеристики АД при частотном управлении. - student2.ru В принципе и это не является пределом. При компенсации падения на­пряжения ещё и на r2 можно получить абсолютно жесткую механическую характери­стику с постоянным скольжением (см.график).

Т.о. только при реализации рассмотренных здесь законов возможности АД используется полностью.

Наши рекомендации