Основные правила дифференцирования
Наименование | Функция | Производная |
умножение на постоянный множитель сумма (разность) двух функций | ||
Произведение двух функций | ||
Частное двух функций | ||
Сложная функция | y=F(u), u=φ(x) | |
Обратная функция |
Производные основных элементарных функций
№ п/п | Наименование функции | Функция и её производная |
константа | (c)’=0 | |
степенная функция частные случаи | ||
показательная функция частный случай | ||
логарифмическая функция частный случай | ||
тригонометрические функции | ; ; ; ; | |
обратные тригонометрические функции | ; ; ; |
Производная n-го порядка (n-ая производная ) функции y=f(x):
Уравнение касательной.
Задания.
№ 1. Вычислить при х=0 и в произвольной точке
№ 2. Найти производные следующих функций:
№ 3. Найти производные второго порядка следующих функций:
- . Найти
№ 4. Найти производные n-го порядка следующих функций:
№ 5. Построить касательную графика функции
- в точке (0, -1)
- в точке (1, 0).
- в точке с абсциссой .
- в точке с абсциссой
- в точке с абсциссой
Занятие 13.
Тема занятия: «Исследование функций одной переменной.»
План занятия.
- Знакомство с теоретическим материалом.
- Разбор заданий под руководством преподавателя.
- Самостоятельное выполнение заданий.
Методические материалы.
Аналитическое представление функции в явном виде:
Четность функции
Четная функция: .
Нечетная функция: .
Периодичность
Периодическая функция: , где T – период функции, .
Ограниченность функции.
Непрерывность функции.
Монотонность функции.
План исследования функции(в элементарной математике):
1. Элементарное исследование:
- найти область определения и область значений;
- выяснить общие свойства: четность(нечетность), периодичность;
- найти точки пересечения с осями координат;
- определить участки знакопостоянства.
2. Исследование с помощью производной:
- найти критические точки;
- определить интервалы возрастания и убывания функции;
- определить экстремумы.
3. Построение графика функции.
Рекомендации по применению плана исследования функции:
1. Отдельные элементы исследования наносятся на график постепенно, по мере их нахождения.
2. Если появляются затруднения с построением графика функции, то находятся значения функции в некоторых дополнительных точках.
3. Целью исследования является описание характера поведения функции, поэтому строится не точный график, а его приближение, на котором четко обозначены найденные элементы (экстремумы, точки перегиба, асимптоты и т.д.).
4. Строго придерживаться приведенного плана необязательно; важно не упустить характерные элементы поведения функции.
Задания.
Найти область определения функции:
Найти область значений функции
Найти сумму целых значений функции
Определить является четной или нечетной функция
Найдите нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастания и убывания
Занятие 14.
Тема занятия: «Неявно заданная функция. Параметрически заданная функция.»
План занятия.
- Знакомство с теоретическим материалом.
- Разбор заданий под руководством преподавателя.
Методические материалы.
Неявно заданная функция.
Функция вида F(x, y) = 0 называется неявно заданной.
Если F(x,y) можно разложить на множители , то данному уравнению соответствует система кривых .