Интеграция привела к свободе
Когда я впервые попала в ВДА, мне казалось, что у меня в целом дефективный характер, а не отдельные дефекты характера. Из-за того, что у меня было черно-белое мышление, сначала я не приступала серьезно к Шестому Шагу, так как я думала, что этот Шаг в буквальном смысле означает устранение всех моих недостатков характера. Поскольку я не думала, что это возможно, по большей части я игнорировала этот Шаг. Единственное, что я усвоила для себя, это то, что Шестой Шаг зависит от степени моей готовности устранить такие мои недостатки как эгоизм, похоть или мелочность. Я уверена, что некоторым людям это удалось. Мои недостатки существенно уменьшились. И я остаюсь готовой устранить их полностью.
Сегодня я смотрю на Шестой Шаг с точки зрения интеграции недостатков, которые сформировались во мне как средство выживания в результате жестокого воспитания в алкогольной семье. Я была угодником, не имеющим собственного мнения. Я никогда не была хорошим другом. Я никогда ни на чем не настаивала, так как меня пугала критика или несогласие с моим мнением. Чтобы избавиться от детского чувства покинутости, я принимала наркотики. Я была наполнена болью, но пока я не нашла помощь, я подсознательно винила других. И даже когда я обрела чистоту и трезвость и начала посещать собрания ВДА, я не изменилась одномоментно.
Годами, при помощи собраний, я сражалась с моим поведением, направленным на выживание, думая, что это дефект характера. В действительности черты выживания были моими глубоко сокрытыми друзьями. Эти черты перечислены в Списке грязного белья. Они больше не были нужны мне, но они меня защищали в прошлом. Чем ожесточеннее я с ними боролась, тем упорнее они возвращались ко мне. Я потеряла надежду избавиться хотя бы от некоторых из них. Но в это время я услышала об интеграции недостатков. Мне рассказали об упражнении, в ходе которого я представляла себе, как встречаюсь с этими недостатками и устанавливаю с ними дружеские отношения. Я могла поблагодарить их за то, что они защищали меня, но я также могла попросить их отойти в сторону. Я добилась результатов и сохранила готовность постепенно отказаться от этих черт характера, день за днем.
Рассматривая мои черты выживания скорее как часть себя, чем нечто ужасное или ущербное, я выбрала мягкий подход. Я смиренно просила Бога позволить мне оставить эти черты выживания и заменить их верой, прощением и любовью к себе. Результаты были потрясающими. Я интегрировала большую часть этих черт в свою жизнь, и сейчас я чувствую себя свободно, как никогда.
Суть Шестого Шага
В Шестом Шаге мы приходим к пониманию, что, как и большинство людей в этом мире, мы обладаем недостатками характера. Тем не менее, наши недостатки характера, как правило глубоко укоренились в нас и приводят нас к неполноценным отношениям, не давая возможности получать любовь Высшей Силы. Наши недостатки, возможно, включают в себя косность, похоть, зависть, жадность, эгоизм, осуждение. В нас также присутствуют черты выживания и черты, присущие созависимым. Черты выживания представляют собой 14 характеристик, описанных в Списке Грязного Белья (Описание проблемы). Эти характерные черты представляют собой последствия воспитания в дисфункциональной семье. Они относятся совсем к другой категории, чем недостатки характера.
Наши черты выживания включают в себя такие шаблоны, как угодничество, зависимость, чрезмерную бдительность, подавление чувств во избежание конфликтов или споров. Мы часто путаем любовь с жалостью и склонны «любить» тех, кого мы можем спасать. Несмотря на то, что мы обнаружили эти черты в Четвертом Шаге, для нас это ново. Нам необходимо сосредоточиться, чтобы выработать оптимальное поведение и отпустить. Многие взрослые дети идут по пути устранения недостатков характера и интеграции черт выживания.
Между дефектами характера и чертами выживания из Списка Грязного Белья существует ключевое различие. Взрослые дети с готовностью признают в себе черты выживания, но сопротивляются обнаружению недостатков. Большинство взрослых детей с готовностью признают в себе такие черты, как человекоугодие, страх перед лицами, обличенными властью, но сопротивляются, когда обнаруживают в себе склонность осуждать, лживость, завистливость. Взрослые дети обычно испытывают облегчение, когда читают Список Грязного Белья, так как они понимают, что они не единственные, кто так действует или мыслит. Они часто испытывают стыд или страх при перечислении дефектов характера. Именно это и является способом отличить недостатки характера и черты выживания, развитые в детстве.
Для взрослых детей, выросших в семьях с сильно развитым перфекционизмом признание собственных недостатков может внушать ужас. Признать ошибку или показаться несовершенным для них означает испытать сильнейший страх или почувствовать себя непозволительно уязвимым. Некоторые из нас в такие моменты ощущают спазмы в желудке. В дисфункциональных семьях не приветствовалось признание собственных недостатков, и поэтому до прихода в ВДА мы тоже избегали этого. Но мы должны помнить, что в ВДА мы выздоравливаем. Признание собственных недостатков не принижает нас и не умаляет наших достоинств. В действительности оно означает, что мы живые люди.
Ключом к освобождению от дефектов характера и заключению мирного договора с собственными чертами выживания является подход, который включает в себя три составляющие: готовность, молитву и время. В некоторых случаях наши недостатки исчезали за короткое время, но большинству из нас для достижения результатов требовались молитвы и терпение. Тем не менее достичь результатов возможно.
С понятием готовности мы познакомились в Третьем Шаге, когда мы приняли решение препоручить нашу волю и жизнь заботе Бога, как мы его понимаем. Мы также продемонстрировали свою готовность в Четвертом Шаге в процессе исследования нашего поведения и образа мыслей.
Когда мы завершим Пятый Шаг, наша готовность устранить свои недостатки станет максимальной. Тем не менее, мы можем опираться на готовность каждый раз, когда мы размышляем над Шестым Шагом или над любым другим Шагом. Если наша попытка избавиться от недостатков искренна, то с помощью Бога мы достигаем успеха в устранении наших изъянов. Готовность является нашим наиболее сильным союзником, потому что она означает, что когда мы обращаемся к нашим дефектам характера, мы становимся восприимчивыми и гибкими. Такая гибкость дает нам возможность решить, сколько усилий следует вложить в устранение наших недостатков, а когда уступить место Богу и препоручить ему исправить их.
Мы не единожды наблюдали, как члены ВДА пытались справиться с отчаянием, тиражируя один и тот же недостаток характера. Нам случалось сталкиваться с выздоравливающими взрослыми детьми, усердно работающими над собой, но скатывающимися к старому мышлению или поведению. В конце концов взрослый ребенок сдается, и тут на сцену выходит Бог, и поведение наконец меняется или по крайней мере входит в рамки.
Большинство новичков в ВДА могут застрять в Шестом Шаге, так как им сложно поверить в то, что Бог устранит все их недостатки характера. Если вы новичок в программе, мы рекомендуем вам начать выполнение шага и не отчаиваться. Этот шаг — хорошее применение вашей воли. С помощью ВДА в Шестом Шаге мы совершенствуемся и стараемся не впадать в перфекционизм.