Расчет напряжений в стержневой конструкции
ЗАДАНИЕ
на производственную практику
Студент: Фамилия Имя Отчество Группа: ПМ-343
Период практики: 26.06.2017 – 23.07.2017
База практики: юридическое название
Руководитель от базы практики: должность, ФИО
1. Тема работы
Моделирование задач теории упругости.
2. Основное содержание
2.1. Изучить теоретические основы теории упругости, в том числе использование дифференциальных уравнений в теории упругости.
2.2. Провести аналитический расчет изгиба балки с различными видами закреплений (консольное, шарнирное).
2.3. Смоделировать и рассчитать консольную балку и двухопорную балку с шарнирным закреплением в инженерном пакете ANSYS Mechanical.
2.4. Сравнить полученные результаты.
2.5. Смоделировать и рассчитать лопатку компрессора ГТД в ANSYS Mechanical под действием различных нагрузок: центробежная сила, давление набегающего потока. Сравнить результаты с допускаемыми значениями.
Список рекомендуемой литературы
3.1 Ландау Л.Д. и Лифшиц Е.М. Теория упругости. – Москва : Наука, 1987. – 246 с.
3.2 Феодосьев В.И. Сопротивление материалов. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 590с.
3.3 Справочное руководство ANSYS Mechanical 15.0.
Дата выдачи задания 27 июня 2017 г. | Дата окончания работы 20 июля 2017 г. |
Руководитель от базы практики _________________ Фамилия И.О.
Руководитель от университета _________________ Ямилева А.М.
Содержание
Введение. 5
1. Теоретический материал. 6
1.1. Растяжение и сжатие. 6
1.2. Кручение. 8
1.3. Чистый изгиб. 10
1.4. Поперечный изгиб. 11
2. Расчет напряжений в стержневой конструкции. 14
2.1. Расчет на прочность и жесткость при деформации растяжения. 14
2.2. Расчет на прочность и жесткость при деформации кручения. 16
2.3. Расчет на прочность и жесткость при чистом изгибе. 18
2.4. Расчет на прочность и жесткость при поперечном изгибе. 19
3. Расчет напряжений в лопатке компрессора ГТД.. 21
Заключение. 22
Список литературы.. 23
Введение
При выполнении инженерных расчетов, связанных с анализом прочности конструкций, на практике используют как аналитические, так и численные методы. Однако аналитические расчеты позволяют получить решение задач для тел, имеющих достаточно простую геометрическую форму и схему нагружения. В то же время применение численных методов, к которым относятся методы конечных разностей, конечных элементов не ограничено ни сложностью геометрии тела, ни способами приложения нагрузок.
Целью данной работы является изучение основ теории упругости и приобретение навыков, необходимых для расчета простых нагружений стержневой конструкции и лопатки компрессора ГТД.
Теоретический материал
Растяжение и сжатие
Под растяжением понимается такой вид нагружения, при котором в поперечных сечениях стержня возникают только нормальные силы.
Во всех поперечных сечениях стержня возникают нормальные силы N, равные P.
Рис.1.1.
Сжатие отличается от растяжения знаком силы N. При растяжении нормальная сила N направлена от сечения, а при сжатии – к сечению.
Рис.1.2.
Нормальная сила N является равнодействующей внутренних сил в сечении. Предположим, что для однородного стержня внутренние силы распределены по сечению равномерно. Тогда нормальное напряжение для всех точек сечения будет одним и тем же:
,
где F - площадь поперечного сечения.
Размеры растянутого стержня меняются в зависимости от величины приложенных сил. Если до нагружения стержня его длина была равна l, то после нагружения она станет равной . Величину называют абсолютным удлинением стержня.
Рис.1.3.
Если стержень нагружен только силой P, то напряженное состояние является однородным и все участки растянутого стержня находятся в одинаковых условиях; деформация по оси стержня остается одной и той же, равной своему среднему значению по длине :
.
Эта величина называется относительным удлинением стержня.
В пределах малых удлинений для подавляющего большинства материалов справедлив закон Гука, который устанавливает прямую пропорциональность между напряжениями и деформациями:
.
Величина E представляет собой коэффициент пропорциональности, называемый модулем упругости первого рода.
Абсолютное удлинение стержня переменного сечения на длине будет равно
Если стержень нагружен только по концам и имеет постоянные размеры поперечного сечения F, то нормальная сила не зависит от z и получаем:
.
Кручение
Под кручением понимается такой вид нагружения, при котором в поперечных сечениях стержня возникает только крутящий момент.
Рис.1.4.
При расчете стержня на кручение требуется определить напряжения и найти угловые перемещения в зависимости от внешних моментов.
Рис.1.5.
Правое торцевое сечение кольца поворачивается при кручении относительно левого на угол . Образующая цилиндра поворачивается при этом на угол
.
Величину
называют относительным углом закручивания. Это – угол взаимного поворота двух сечений, отнесенный к расстоянию между ними.
По закону Гука для сдвига
,
где – касательные напряжения, возникающие в поперечном сечении бруса.
Интеграл представляет собой геометрическую характеристику и называется полярным моментом инерции сечения.Таким образом, . Произведение называют жесткостью стержня при кручении.
Взаимный угол поворота сечений можно определить:
,
где l – расстояние между сечениями, для которых определяют взаимный угол поворота .
Таким образом, касательные напряжения в поперечном сечении распределены вдоль радиуса по линейному закону и имеют наибольшее значение в точках, наиболее удаленных от оси. При этом
.
Величина
называется полярным моментом сопротивления.
Если стержень имеет сплошное круговое сечение, то
, ,
где D – диаметр сечения.
Если же в стержне имеется внутренняя центральная полость диаметром d, то
, .
Чистый изгиб
Под изгибом понимается такой вид нагружения, при котором в поперечных сечениях стержня возникают изгибающие моменты. Если изгибающий момент в сечении является единственным силовым фактором, а поперечные и нормальные силы отсутствуют, изгиб называется чистым.
Образование деформаций при чистом изгибе можно рассматривать как результат поворота плоских поперечных сечений одно относительно другого.
Рис.1.6.
Рис.1.7.
Согласно закону Гука,
,
где y – расстояние от рассматриваемого отрезка до нейтральной линии.
Таким образом, при чистом изгибе напряжения в поперечном сечении изменяются по линейному закону. Геометрическое место точек в сечении, удовлетворяющее условию , называется нейтральной линией сечения. Нейтральная линия перпендикулярна к плоскости кривизны изогнутого стержня.
Рис.1.8.
Максимальное напряжение при изгибе возникает в точках, наиболее удаленных от нейтральной линии:
,
где – момент инерции сечения относительно главной центральной оси, перпендикулярной плоскости изгибающего момента.
Отношение называется моментом сопротивления сечения при изгибе и обозначается через :
.
Для стержня круглого сечения
, , .
Поперечный изгиб
В случае поперечного изгиба в сечении стержня возникают не только изгибающий момент, но и поперечная сила Q. Эта сила представляет собой равнодействующую распределенных сил, лежащих в плоскости сечения. Следовательно, в этом случае в поперечных сечениях возникают не только нормальные, но и касательные напряжения.
Рис.1.9.
Возникновение касательных напряжений сопровождается появлением угловых деформаций . Поэтому, кроме основных смещений, свойственных чистому изгибу, каждая элементарная площадка сечения получает еще некоторые дополнительные угловые смещения, обусловленные сдвигом. Это значит, что при поперечном изгибе в отличие от чистого изгиба поперечные сечения не остаются плоскими.
Рис.1.10.
Равнодействующая нормальных сил в левом сечении в пределах заштрихованной площади равна
,
где через обозначена текущая ордината площадки .
Полученный интеграл представляет собой статический момент относительно оси x, который обозначим через . Тогда
.
В правом сечении нормальная сила будет другой:
.
В качестве первого приближения примем, что касательные напряжения распределены по ширине сечения b равномерно. Тогда
,
откуда
.
Для стержня круглого сечения
.
Также,
,
откуда
и
.
Заключение
В данной работе изложены основные теоретические сведения по типам простых нагружений и рассмотрено их применение к решению некоторых задач раздела «Теория упругости».
Был проведен расчет напряженно-деформированного состояния стержневой конструкции при четырех видах нагружения, а также было достигнуто согласие между результатами аналитических расчетов и результатами, полученными с помощью инженерного пакета ANSYSMechanical.
Кроме того, полученные навыки решения базовых задач были применены к расчету напряжений в лопатке компрессора ГТД. Эксперименты показали, что при давлении на одну из сторон лопатки наибольшее напряжение сосредоточено в ее центральной области. Это связано со сложной формой исследуемого объекта. В случае кручения, максимальное напряжение распределено по краям верхней области лопатки.
Список литературы
1. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 590с.
2. Биргер И. А., Мавлютов Р. Р. Сопротивление материалов: Учебное пособие. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. – 560 с.
3. Кравчук А.С., Смалюк А.Ф., Кравчук А.И. Лекции по ANSYS с примерами решения задач в пяти частях. – Минск: БГУ, 2013. – 193с.
ЗАДАНИЕ
на производственную практику
Студент: Фамилия Имя Отчество Группа: ПМ-343
Период практики: 26.06.2017 – 23.07.2017
База практики: юридическое название
Руководитель от базы практики: должность, ФИО
1. Тема работы
Моделирование задач теории упругости.
2. Основное содержание
2.1. Изучить теоретические основы теории упругости, в том числе использование дифференциальных уравнений в теории упругости.
2.2. Провести аналитический расчет изгиба балки с различными видами закреплений (консольное, шарнирное).
2.3. Смоделировать и рассчитать консольную балку и двухопорную балку с шарнирным закреплением в инженерном пакете ANSYS Mechanical.
2.4. Сравнить полученные результаты.
2.5. Смоделировать и рассчитать лопатку компрессора ГТД в ANSYS Mechanical под действием различных нагрузок: центробежная сила, давление набегающего потока. Сравнить результаты с допускаемыми значениями.
Список рекомендуемой литературы
3.1 Ландау Л.Д. и Лифшиц Е.М. Теория упругости. – Москва : Наука, 1987. – 246 с.
3.2 Феодосьев В.И. Сопротивление материалов. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 590с.
3.3 Справочное руководство ANSYS Mechanical 15.0.
Дата выдачи задания 27 июня 2017 г. | Дата окончания работы 20 июля 2017 г. |
Руководитель от базы практики _________________ Фамилия И.О.
Руководитель от университета _________________ Ямилева А.М.
Содержание
Введение. 5
1. Теоретический материал. 6
1.1. Растяжение и сжатие. 6
1.2. Кручение. 8
1.3. Чистый изгиб. 10
1.4. Поперечный изгиб. 11
2. Расчет напряжений в стержневой конструкции. 14
2.1. Расчет на прочность и жесткость при деформации растяжения. 14
2.2. Расчет на прочность и жесткость при деформации кручения. 16
2.3. Расчет на прочность и жесткость при чистом изгибе. 18
2.4. Расчет на прочность и жесткость при поперечном изгибе. 19
3. Расчет напряжений в лопатке компрессора ГТД.. 21
Заключение. 22
Список литературы.. 23
Введение
При выполнении инженерных расчетов, связанных с анализом прочности конструкций, на практике используют как аналитические, так и численные методы. Однако аналитические расчеты позволяют получить решение задач для тел, имеющих достаточно простую геометрическую форму и схему нагружения. В то же время применение численных методов, к которым относятся методы конечных разностей, конечных элементов не ограничено ни сложностью геометрии тела, ни способами приложения нагрузок.
Целью данной работы является изучение основ теории упругости и приобретение навыков, необходимых для расчета простых нагружений стержневой конструкции и лопатки компрессора ГТД.
Теоретический материал
Растяжение и сжатие
Под растяжением понимается такой вид нагружения, при котором в поперечных сечениях стержня возникают только нормальные силы.
Во всех поперечных сечениях стержня возникают нормальные силы N, равные P.
Рис.1.1.
Сжатие отличается от растяжения знаком силы N. При растяжении нормальная сила N направлена от сечения, а при сжатии – к сечению.
Рис.1.2.
Нормальная сила N является равнодействующей внутренних сил в сечении. Предположим, что для однородного стержня внутренние силы распределены по сечению равномерно. Тогда нормальное напряжение для всех точек сечения будет одним и тем же:
,
где F - площадь поперечного сечения.
Размеры растянутого стержня меняются в зависимости от величины приложенных сил. Если до нагружения стержня его длина была равна l, то после нагружения она станет равной . Величину называют абсолютным удлинением стержня.
Рис.1.3.
Если стержень нагружен только силой P, то напряженное состояние является однородным и все участки растянутого стержня находятся в одинаковых условиях; деформация по оси стержня остается одной и той же, равной своему среднему значению по длине :
.
Эта величина называется относительным удлинением стержня.
В пределах малых удлинений для подавляющего большинства материалов справедлив закон Гука, который устанавливает прямую пропорциональность между напряжениями и деформациями:
.
Величина E представляет собой коэффициент пропорциональности, называемый модулем упругости первого рода.
Абсолютное удлинение стержня переменного сечения на длине будет равно
Если стержень нагружен только по концам и имеет постоянные размеры поперечного сечения F, то нормальная сила не зависит от z и получаем:
.
Кручение
Под кручением понимается такой вид нагружения, при котором в поперечных сечениях стержня возникает только крутящий момент.
Рис.1.4.
При расчете стержня на кручение требуется определить напряжения и найти угловые перемещения в зависимости от внешних моментов.
Рис.1.5.
Правое торцевое сечение кольца поворачивается при кручении относительно левого на угол . Образующая цилиндра поворачивается при этом на угол
.
Величину
называют относительным углом закручивания. Это – угол взаимного поворота двух сечений, отнесенный к расстоянию между ними.
По закону Гука для сдвига
,
где – касательные напряжения, возникающие в поперечном сечении бруса.
Интеграл представляет собой геометрическую характеристику и называется полярным моментом инерции сечения.Таким образом, . Произведение называют жесткостью стержня при кручении.
Взаимный угол поворота сечений можно определить:
,
где l – расстояние между сечениями, для которых определяют взаимный угол поворота .
Таким образом, касательные напряжения в поперечном сечении распределены вдоль радиуса по линейному закону и имеют наибольшее значение в точках, наиболее удаленных от оси. При этом
.
Величина
называется полярным моментом сопротивления.
Если стержень имеет сплошное круговое сечение, то
, ,
где D – диаметр сечения.
Если же в стержне имеется внутренняя центральная полость диаметром d, то
, .
Чистый изгиб
Под изгибом понимается такой вид нагружения, при котором в поперечных сечениях стержня возникают изгибающие моменты. Если изгибающий момент в сечении является единственным силовым фактором, а поперечные и нормальные силы отсутствуют, изгиб называется чистым.
Образование деформаций при чистом изгибе можно рассматривать как результат поворота плоских поперечных сечений одно относительно другого.
Рис.1.6.
Рис.1.7.
Согласно закону Гука,
,
где y – расстояние от рассматриваемого отрезка до нейтральной линии.
Таким образом, при чистом изгибе напряжения в поперечном сечении изменяются по линейному закону. Геометрическое место точек в сечении, удовлетворяющее условию , называется нейтральной линией сечения. Нейтральная линия перпендикулярна к плоскости кривизны изогнутого стержня.
Рис.1.8.
Максимальное напряжение при изгибе возникает в точках, наиболее удаленных от нейтральной линии:
,
где – момент инерции сечения относительно главной центральной оси, перпендикулярной плоскости изгибающего момента.
Отношение называется моментом сопротивления сечения при изгибе и обозначается через :
.
Для стержня круглого сечения
, , .
Поперечный изгиб
В случае поперечного изгиба в сечении стержня возникают не только изгибающий момент, но и поперечная сила Q. Эта сила представляет собой равнодействующую распределенных сил, лежащих в плоскости сечения. Следовательно, в этом случае в поперечных сечениях возникают не только нормальные, но и касательные напряжения.
Рис.1.9.
Возникновение касательных напряжений сопровождается появлением угловых деформаций . Поэтому, кроме основных смещений, свойственных чистому изгибу, каждая элементарная площадка сечения получает еще некоторые дополнительные угловые смещения, обусловленные сдвигом. Это значит, что при поперечном изгибе в отличие от чистого изгиба поперечные сечения не остаются плоскими.
Рис.1.10.
Равнодействующая нормальных сил в левом сечении в пределах заштрихованной площади равна
,
где через обозначена текущая ордината площадки .
Полученный интеграл представляет собой статический момент относительно оси x, который обозначим через . Тогда
.
В правом сечении нормальная сила будет другой:
.
В качестве первого приближения примем, что касательные напряжения распределены по ширине сечения b равномерно. Тогда
,
откуда
.
Для стержня круглого сечения
.
Также,
,
откуда
и
.
Расчет напряжений в стержневой конструкции
В ходе исследования осуществляется расчет напряженно-деформированного состояния стержня постоянного поперечного сечения с помощью инженерного пакета ANSYS Mechanical. Рассматриваются два типа элементов: Beam188, служащий для моделирования стержневых конструкций, и Solid186, который применяется в расчетах твердотельных моделей (объемных и плоских).
Характеристики исследуемой модели:
Материал – сталь.
Коэффициент Пуассона .
Модуль упругости первого рода .
Длина стержня l = 1м.
Поперечное сечение – круг.
Радиус поперечного сечения R = 0.08м.