Организационное проектирование. Его сущность, цели, задачи

Лекция 1. Организационное проектирование. Основные понятия

Организационное проектирование. Его сущность, цели, задачи

Проекти́рование ­ – процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы, удовлетворяющей заданным свойствам.

Результатом проектирования является прое́кт – документ, содержащий информацию достаточную для реализации системы.

Организационное проектирование – это проектирование новых организаций, структурное преобразование или оптимизация деятельности уже существующих организаций, а также формирование их организационных структур. Организационное проектирование позволяет формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации.

Проектирование организации – это процесс создания прообраза будущей организации, постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.

Объектом является производственная организационная система. Предметом – комплексное ее моделирование.

Целью организационного проектирования является формирование новых организационных структур или развитие уже существующих, а также придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.

Задачами организационного проектирования является:

- выявление условий, влияющих на деятельность организации и методов их изучения;

- определение качественного и количественного состава элементов структур управления, формирование их взаимосвязи;

- определение структуры управления организацией и определение условий, в которых каждая из них будет более эффективна;

- изучение принципов и методов проектирования структур управления и особенностей их применения;

- определение методики расчета необходимой численности персонала;

- разработка мероприятий по внедрения спроектированных мероприятий в организацию;

- разработка методов и форм контроля, а также специфики их использования;

- анализ эффективности спроектированной организации.

Организация как система

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких общих целей.

Чтобы группу назвать и воспринимать как организацию необходимо:

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) существование, по крайней мере, одной цели (желаемого конечного состояния или результата), которые принимаются всеми членами данной группы;

3) согласие членов этой группы намеренно работать вместе, чтобы достичь значимой для всех цели (целей).

С точки зрения организационного проектирования организация рассматривается в первую очередь как структуру управления. Структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей).

При трех и более уровнях формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи.

Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.

Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.

Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений).

Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими системы управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Проектирование системы управления организацией как системы позволяет реализовать такие качества систем как целостность (то есть все элементы организации могут работать как единое целое) и делимость (то есть возможность отказаться от некоторых частей организации, например, уволить часть сотрудников во время кризиса или закрыть не прибыльные предприятия).

Этапы создания организаций

К проектированию организаций относят как создание новых организаций, так и внесение изменений в уже имеющиеся (формирование новых подразделений, филиалов или полная модернизация).

К этапам проектирования организаций относятся:

1. Диагностический.

2. Проектировочный.

3. Внедренческий.

4. Анализ эффективности.

1. Диагностический этап

На диагностическом этапе начинается исследование текущей ситуации и стратегии компании. Для этого составляется техническое задание к исследованию, где определяются основные параметры исследования (цели, задачи исследования, зоны исследования, сроки и формат отчета). Для вновь создаваемых организаций рассматриваются имеющиеся ресурсы, требования, условия проектирования.

Исследование может проводиться силами сотрудников организации или внешних исполнителей.

Полученная информация обобщается, систематизируется и впоследствии анализируется. На основе полученных результатов и их анализа разрабатываются концепции улучшений или концепции новой организации.

На основе задания разрабатывается документ, описывающий все решения, в дальнейшем он используется для составления технического задания на проектирование, которое является результатом первого этапа. Техническое задание должно содержать точные цели, задачи, подходы и критерии успешности изменений совершенствования системы управления и организации в целом, а также формализованные требования к будущей системе.

Техническое задание оформляется в виде документа и подписывается всеми заинтересованными сторонами.

2. Проектировочный этап

Рабочей группой подготавливается подробный план действий по разработке системы со сроками и с ответственными за исполнение сотрудниками, список сопутствующих документов и прогнозируемый результат. План утверждается руководителем рабочей группы.

Дальше разрабатывается рабочий проект, цель которого разработка рабочей документации, необходимой для внедрения системы управления, осуществления контрольных мероприятий, обеспечения нормального функционирования системы управления организацией и самой организации. В рабочем проекте должны быть раскрыты следующие тематические блоки:

– стратегия управления;

– функции, процессы и методы управления;

– организационная структура;

– механизм обеспечения системы управления;

– методика измерения эффективности систем;

– механизм постоянных улучшений системы.

Каждый пункт должен иметь детальное описание теории и практических аспектов использования.

По объему документации и сложности работы этот этап является ключевым и составляет содержательное ядро проекта.

Рабочий проект должен быть официально согласован с ключевыми подразделениями организации, а по основным параметрам – с первым руководителем организации и утвержден руководителем проекта.

Далее проводятся экономические расчеты и обоснование экономической целесообразности предполагаемых изменений, а также подготавливается сопроводительная документация.

Результатом этапа является составление бизнес-плана. Бизнес-план является базовым документом для внедрения проекта в организации. Он утверждается руководством организации и описывает все основные параметры проекта.

Финансирование проекта начинается только после подписания бизнес-плана.

В ходе подготовки бизнес-плана изучаются имеющиеся и необходимые ресурсы (человеческие, материальные, информационные и т.д.).

3. Внедренческий этап

При внедрении изменений в организацию или при создании новой организации нужно вносить изменения в проект, в случае изменения в ситуации или выявления ошибок в проекте или несоответствия проекта с результатами внедрения.

Для того, чтобы внедрение изменений было эффективным необходимо организовать коммуникации между людьми, разъяснять предполагаемые изменения, информировать и дальнейших действиях, убеждать в их необходимости. В этом процессе обязательно участие высшего руководства.

4. Этап анализа эффективности

На данном этапе вначале необходимо выбрать систему измерения, затем на ее основе формируются целевые показатели. Они могут формироваться от основных показателей и целей организации или от бизнес-процессов. В дальнейшем необходимо регулярно контролировать выделенные показатели. Это необходимо для того, чтобы постоянно производить улучшения.

Цели организации

Под целью организацииобычно понимается некий ожидаемый результат или же некоторое будущее желательное состояние какого-то объекта (организации в целом, показателей ее деятельности, направления бизнеса, функционального блока, производственного комплекса и т.п.).

В общем случае цель может быть охарактеризована через:

• качественное описание, выраженное на естественном языке;

• количественные показатели и их ожидаемые значения;

• временной горизонт – время, отведённое на её достижение.

Модель целей

Модель целей организации содержит в себе как описание собственно целей и их характеристик, так и взаимосвязей между ними. В рамках этой модели между ее элементами устанавливаются иерархические отношения «цель-средство», предполагающие, что достижение каждой нижестоящей цели становится одним из средств для достижения вышестоящей (рис. 1).

Организационное проектирование. Его сущность, цели, задачи - student2.ru

Рис. 1. Фрагмент дерева целей

Графически модель целей отображается в виде иерархической диаграммы (набора диаграмм), называемой деревом целей (рис. 2).

Организационное проектирование. Его сущность, цели, задачи - student2.ru

Рис. 2. Верхний уровень дерева целей

Описание характеристик целей может быть выполнено как в табличной форме (при наличии значительного объема структурируемой информации), так и в графической.

Рис. 2. Часть схемы организационной структуры с указанием зон ответственности

Указанная схема будет востребована и полезна в статической ситуации, когда организация функционирует при практически неизменных и, в целом, благоприятных внешних условиях. Однако для динамичных условий, требующих регулярного пересмотра подходов к деятельности и быстрого реагирования на внешние события, потребуется другое представление об организации, говорящее не о том, кто и что сейчас делает, а о том, кто и что может делать будущем. В рамках соответствующего подхода каждая организационная единица будет рассматриваться, в первую очередь, а как центр компетенций.

Организационное проектирование. Его сущность, цели, задачи - student2.ru

Рис. 3. Часть схемы организационной структуры с указанием ключевых объектов управления

Также следует отметить, что в каждой организации существует более тонкое и детальное распределение полномочий и ответственности, которое затруднительно описать в рамках органиграммы.

Лекция 1. Организационное проектирование. Основные понятия

Организационное проектирование. Его сущность, цели, задачи

Проекти́рование ­ – процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы, удовлетворяющей заданным свойствам.

Результатом проектирования является прое́кт – документ, содержащий информацию достаточную для реализации системы.

Организационное проектирование – это проектирование новых организаций, структурное преобразование или оптимизация деятельности уже существующих организаций, а также формирование их организационных структур. Организационное проектирование позволяет формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации.

Проектирование организации – это процесс создания прообраза будущей организации, постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.

Объектом является производственная организационная система. Предметом – комплексное ее моделирование.

Целью организационного проектирования является формирование новых организационных структур или развитие уже существующих, а также придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.

Задачами организационного проектирования является:

- выявление условий, влияющих на деятельность организации и методов их изучения;

- определение качественного и количественного состава элементов структур управления, формирование их взаимосвязи;

- определение структуры управления организацией и определение условий, в которых каждая из них будет более эффективна;

- изучение принципов и методов проектирования структур управления и особенностей их применения;

- определение методики расчета необходимой численности персонала;

- разработка мероприятий по внедрения спроектированных мероприятий в организацию;

- разработка методов и форм контроля, а также специфики их использования;

- анализ эффективности спроектированной организации.

Организация как система

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких общих целей.

Чтобы группу назвать и воспринимать как организацию необходимо:

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) существование, по крайней мере, одной цели (желаемого конечного состояния или результата), которые принимаются всеми членами данной группы;

3) согласие членов этой группы намеренно работать вместе, чтобы достичь значимой для всех цели (целей).

С точки зрения организационного проектирования организация рассматривается в первую очередь как структуру управления. Структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей).

При трех и более уровнях формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи.

Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.

Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные.

Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений).

Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими системы управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Проектирование системы управления организацией как системы позволяет реализовать такие качества систем как целостность (то есть все элементы организации могут работать как единое целое) и делимость (то есть возможность отказаться от некоторых частей организации, например, уволить часть сотрудников во время кризиса или закрыть не прибыльные предприятия).

Этапы создания организаций

К проектированию организаций относят как создание новых организаций, так и внесение изменений в уже имеющиеся (формирование новых подразделений, филиалов или полная модернизация).

К этапам проектирования организаций относятся:

1. Диагностический.

2. Проектировочный.

3. Внедренческий.

4. Анализ эффективности.

1. Диагностический этап

На диагностическом этапе начинается исследование текущей ситуации и стратегии компании. Для этого составляется техническое задание к исследованию, где определяются основные параметры исследования (цели, задачи исследования, зоны исследования, сроки и формат отчета). Для вновь создаваемых организаций рассматриваются имеющиеся ресурсы, требования, условия проектирования.

Исследование может проводиться силами сотрудников организации или внешних исполнителей.

Полученная информация обобщается, систематизируется и впоследствии анализируется. На основе полученных результатов и их анализа разрабатываются концепции улучшений или концепции новой организации.

На основе задания разрабатывается документ, описывающий все решения, в дальнейшем он используется для составления технического задания на проектирование, которое является результатом первого этапа. Техническое задание должно содержать точные цели, задачи, подходы и критерии успешности изменений совершенствования системы управления и организации в целом, а также формализованные требования к будущей системе.

Техническое задание оформляется в виде документа и подписывается всеми заинтересованными сторонами.

2. Проектировочный этап

Рабочей группой подготавливается подробный план действий по разработке системы со сроками и с ответственными за исполнение сотрудниками, список сопутствующих документов и прогнозируемый результат. План утверждается руководителем рабочей группы.

Дальше разрабатывается рабочий проект, цель которого разработка рабочей документации, необходимой для внедрения системы управления, осуществления контрольных мероприятий, обеспечения нормального функционирования системы управления организацией и самой организации. В рабочем проекте должны быть раскрыты следующие тематические блоки:

– стратегия управления;

– функции, процессы и методы управления;

– организационная структура;

– механизм обеспечения системы управления;

– методика измерения эффективности систем;

– механизм постоянных улучшений системы.

Каждый пункт должен иметь детальное описание теории и практических аспектов использования.

По объему документации и сложности работы этот этап является ключевым и составляет содержательное ядро проекта.

Рабочий проект должен быть официально согласован с ключевыми подразделениями организации, а по основным параметрам – с первым руководителем организации и утвержден руководителем проекта.

Далее проводятся экономические расчеты и обоснование экономической целесообразности предполагаемых изменений, а также подготавливается сопроводительная документация.

Результатом этапа является составление бизнес-плана. Бизнес-план является базовым документом для внедрения проекта в организации. Он утверждается руководством организации и описывает все основные параметры проекта.

Финансирование проекта начинается только после подписания бизнес-плана.

В ходе подготовки бизнес-плана изучаются имеющиеся и необходимые ресурсы (человеческие, материальные, информационные и т.д.).

3. Внедренческий этап

При внедрении изменений в организацию или при создании новой организации нужно вносить изменения в проект, в случае изменения в ситуации или выявления ошибок в проекте или несоответствия проекта с результатами внедрения.

Для того, чтобы внедрение изменений было эффективным необходимо организовать коммуникации между людьми, разъяснять предполагаемые изменения, информировать и дальнейших действиях, убеждать в их необходимости. В этом процессе обязательно участие высшего руководства.

4. Этап анализа эффективности

На данном этапе вначале необходимо выбрать систему измерения, затем на ее основе формируются целевые показатели. Они могут формироваться от основных показателей и целей организации или от бизнес-процессов. В дальнейшем необходимо регулярно контролировать выделенные показатели. Это необходимо для того, чтобы постоянно производить улучшения.

Наши рекомендации