Алгебраический компонент — 140 часов
Пояснительная записка
Математика занимает одно из центральных мест в образовании как важное средство формирования общей культуры, интеллектуального развития современного человека. Математические знания необходимы для изучения явлений природы, без них невозможно достижение успехов в развитии производства и науки. Знания о количественных отношениях и пространственных формах окружающего мира необходимы практически во всех сферах деятельности человека.
Методы, применяемые в математике, необходимы для специалистов в любой сфере деятельности, особенно в сфере наукоемких технических производств. Поэтому развитие компетенций у учащихся средствами учебного предмета для продолжения образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования является особо важным.
Содержание математики как учебного предмета базируется на теоретической основе трех подходов: знаниевого, личностно ориентированного, компетентностного.
Цели и задачи изучения учебного предмета на повышенном уровне при освоении содержания образовательной программы среднего образования:
§ продолжение формирования представлений о математике как части общечеловеческой культуры, ее роли в познании явлений и процессов действительности;
§ формирование математических знаний и умений, необходимых для изучения естественнонаучных учебных предметов на базовом и повышенном уровнях и для продолжения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;
§ формирование репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и творческого видов деятельности при решении учебных и прикладных задач;
§ развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры и критического мышления на уровне, необходимом в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности;
§ формирование мотивации к самостоятельному приобретению математических знаний и умений, развитию компетенций, востребованных в условиях непрерывного образования и профессиональной деятельности;
§ воспитание культуры личности и личностных качеств (целеустремленность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и др.).
§ формирование мотивации к самостоятельному приобретению математических знаний и умений, развитию компетенций, востребованных в условиях непрерывного образования и профессиональной деятельности;
Содержание алгебраического компонента в X классе предусматривает изучение тригонометрических и степенных функций, их свойств, уравнений, неравенств и элементов комбинаторики, а содержание геометрического компонента — изучение взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, свойства прямых и плоскостей в пространстве, метрические соотношения, свойства многогранников.
Содержание алгебраического компонента в XI классе предусматривает изучение показательных и логарифмических функций, их свойств, показательных и логарифмических уравнений, неравенств, и элементов теории вероятностей, рассматривается понятие производной функции и ее применение при исследовании функции и решении практических задач, а содержанием геометрического компонента является изучение многогранников и их свойств, объемов и площадей их поверхностей; тел вращения и их свойств, объемов и площадей их поверхностей.
Усилены требования к результатам учебной деятельности учащихся, обусловленные расширением содержания учебного предмета, способов деятельности учащихся, обобщением и систематизацией теоретических знаний и их применением при выполнении различных заданий.
Организация образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики учебного предмета, его места и роли в системе общего среднего образования.
Организация образовательного процесса должна быть направлена на достижение учащимися результатов, определенных настоящей учебной программой. Вместе с тем образовательный процесс должен быть поставлен так, чтобы у учащихся была возможность реализовать свои образовательные запросы. При этом необходимо, чтобы учащиеся не только усвоили определенные теоретические знания, но и научились использовать их при решении учебных задач и задач прикладного характера.
Обучение математике должно способствовать дальнейшему развитию культуры устной и письменной речи учащихся, умений работать с различными источниками информации, ставить цели, планировать и искать пути их достижения, анализировать и оценивать результаты.
Организуя образовательный процесс, учитель математики имеет право самостоятельно выбирать методы, приемы и технологии обучения, обеспечивающие достижение целей обучения и воспитания. Логическая строгость изложения учебного материала должна сочетаться с высокой степенью наглядности и доступности.
Образовательный процесс при изучении математики должен способствовать развитию у учащихся интереса к овладению знаниями, способами познания окружающего мира; созданию положительного эмоционального состояния; формированию адекватной самооценки; эстетическому воспитанию учащихся.
X класс
Содержание учебного предмета
Ч. (6 ч. в неделю)
Функция (20 ч.)
Функция числового аргумента. Свойства функции (область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, четность и нечетность, периодичность, возрастание и убывание, точки максимума и минимума; максимум и минимум, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке). Сложная функция. Обратная функция.
Построение графиков функций
y =f(x ± a), y =f(x) ± b, a, b ∈ R
y = kf(x), y = f (mx), k, m > 0, к, m ∈ R
y =f(x), y = f(-x), y =| f(x)| y =f(|x|)
с помощью преобразований графика функции y =f(x).
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия как функция натурального аргумента. Сумма членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
основные Требования
к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся д о л ж е н:
знать термины и правильно применять понятия:
функция числового аргумента, сложная функция, обратная функция; область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, четность и нечетность, периодичность и наименьший положительный период, возрастание и убывание, точки максимума и минимума, максимум и минимум функции, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке;
бесконечно убывающая геометрическая прогрессия как функция натурального аргумента;
уметь:
находить область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, наименьший положительный период, промежутки возрастания и убывания, точки максимума и минимума, максимум и минимум функции, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке по аналитическому заданию функции и по графику функции;
находить сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии и переводить бесконечную периодическую дробь в обыкновенную (используя сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии);
исследовать функцию на четность и нечетность по аналитическому заданию функции и по графику функции;
строить график функции, обратной заданной функции;
выполнять построение графиков функций
у =f(x ± a), y =f(x) ± b, a, b ∈ R
y = kf(x), y =f (mx), k, m > 0, k, m ∈ R
y =-f(x), y =f(-x), y = |f(x)|, y =f(|x|)
с помощью преобразования графика функции y =f(x).
Тригонометрия (65 ч.)
Градусная и радианная мера произвольного угла. Единичная окружность. Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса произвольного угла.
Соотношения между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла (тригонометрические тождества).
Тригонометрические функции числового аргумента. Их свойства и графики. Преобразование графиков тригонометрических функций.
Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа.
Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Простейшие тригонометрические уравнения sinx =а, cosx=а, tgx=а, сtgx=а.
Формулы приведения, суммы и разности аргументов, двойного и половинного аргументов, преобразования суммы и разности тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму и разность. Применение формул при преобразовании выражений и решении тригонометрических уравнений.
Основные Требования
к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся д о л ж е н:
знать термины и правильно применять понятия:
единичная окружность, синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла; тригонометрические функции числового аргумента; арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа; обратные тригонометрические функции;
знать:
свойства тригонометрических функций, доказательства тригонометрических тождеств; формулы приведения, сложения (вычитания) аргументов, двойного и половинного аргументов; преобразования суммы (разности) тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму; правило приведения;
числовые значения выражений sina, cosa при a, равном:
0, , , , , p, , и tga, ctga для этих углов (в случае существования этих значений); значения выражений arcsin a и arccos a при a, равном 0, , , , и выражений arctg a и arcctg a при a, равном 0, , , ;
формулы решения простейших тригонометрических уравнений;
уметь:
переводить градусную меру углов в радианную и наоборот;
строить углы по заданной градусной или радианной мере; использовать единичную окружность для нахождения значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса заданных углов; строить углы по заданному значению их синуса, косинуса, тангенса и котангенса;
находить числовые значения тригонометрических выражений, используя значения тригонометрических функций и соответствующие формулы;
доказывать основные тригонометрические тождества;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью тригонометрических формул;
находить числовые значения выражений, содержащих обратные тригонометрические функции при заданном значении аргумента;
строить графики тригонометрических функций и обратных им, применять их свойства;
решать различные типы тригонометрических уравнений.
Степенная функция (40 ч.)
Корень n-й степени из числа а (n ³ 2, n Î N). Арифметический корень. Основные свойства корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих корни n-й степени.
Избавление от иррациональности в знаменателе дроби.
Степень с рациональным показателем. Свойства степени с рациональным показателем. Степень с действительным показателем.
Степенная функция с рациональным показателем y = xk, y = для
k Î N, свойства и график степенной функции.
Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основные Требования
к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся д о л ж е н:
иметь представление о степени с действительным показателем;
знать термины и правильно применять понятия:
корень n-й степени из числа а, показатель степени корня, подкоренное выражение, степень с рациональным показателем, степенная функция, иррациональное уравнение, иррациональное неравенство;
знать:
основные свойства корня n-й степени, свойства степеней с рациональным показателем; свойства и график степенной функции; формулы, выражающие свойства степеней и корней n-й степени;
основные методы решения иррациональных уравнений;
уметь:
вычислять корень n-й степени из действительного числа, представляющего n-ю степень; выносить множитель из-под корня;
оценивать значение корня;
представлять корень n-й степени в виде степени с рациональным показателем и наоборот; упрощать выражения, содержащие корни и степени с рациональным показателем;
избавляться от иррациональности в знаменателе дроби;
строить графики степенных функций y = xk, для k Î Z, k ¹ 0, y = , для k Î N;
решать уравнения вида xn = а;
решать иррациональные уравнения, иррациональные неравенства;
выполнять преобразования графиков степенной функции.
XI класс
Содержание учебного предмета
Ч. (6 ч. в неделю)
Алгебраический компонент – 140 часов
Производная (26 ч.)
Производная, физический смысл производной, геометрический смысл производной. Производные функций:
y = c, y = ax + b, y = ax2 + bx + c,
y = ,y = , n
Правила нахождения производных: (cf)¢ = cf¢, (f + g)¢ = f ¢ + g¢, (fg)¢ = f ¢g + fg¢, = .
Связь между знаком производной функции и её возрастанием или убыванием.
Уравнение касательной к графику функции.
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке.
Применение производной к исследованию функций, решению уравнений и неравенств.
Основные Требования
к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся д о л ж е н:
знать:
физический и геометрический смысл производной; правила нахождения производной суммы, разности, произведения, частного функций; связь между возрастанием (убыванием) функции и знаком ее производной;
уметь:
находить производную функции по правилам нахождения производных;
находить значения производной в точке;
определять промежутки монотонности, точки экстремума, экстремумы функции;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке;
составлять уравнение касательной к графику функции;
уметь использовать производную при исследовании функций и построении графиков;
применять полученные знания при решении задач практической направленности.
Многогранники (16 ч.)
Понятие многогранника. Выпуклые многогранники.
Свойства призмы, правильной призмы, параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхностей призмы.
Свойства правильной пирамиды. Свойства пирамиды с равными или равно наклоненными боковыми ребрами. Свойства пирамиды с равными высотами боковых граней, опущенными из вершины пирамиды, или равно наклоненными боковыми гранями. Площадь боковой и полной поверхностей пирамиды. Усеченная пирамида. Усеченная правильная пирамида.
Правильные многогранники.
Основные Требования
к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся д о л ж е н:
знать и правильно использовать определения:
выпуклого многогранника, призмы, прямой призмы, правильной призмы, параллелепипеда, куба, пирамиды, правильной пирамиды, усеченной пирамиды, усеченной правильной пирамиды; тетраэдра; диагонального сечения призмы, пирамиды, усеченной пирамиды;
правильного многогранника, правильных: тетраэдра, гексаэдра, октаэдра, додекаэдра, икосаэдра;
знать свойства:
призмы, прямой призмы, правильной призмы, параллелепипеда, прямоугольного параллелепипеда, куба; правильной пирамиды, пирамиды с равными или равно наклоненными боковыми ребрами;
пирамиды с равными высотами боковых граней, опущенными из вершины пирамиды, или равно наклоненными боковыми гранями;
знать и уметь выводить формулы:
площади боковой поверхности призмы, площади боковой поверхности правильной пирамиды, площади боковой поверхности правильной усеченной пирамиды;
уметь:
применять формулы площади поверхности прямой призмы, правильной пирамиды, правильной усеченной пирамиды;
решать геометрические задачи на доказательство и вычисление с использованием известных свойств призмы, пирамиды, усеченной пирамиды;
применять полученные знания при решении задач практической направленности.
Тела вращения (24 ч.)
Сфера и шар. Сечения сферы и шара плоскостью. Касательная плоскость к сфере (шару). Площадь сферы. Объем шара.
Цилиндр. Осевое сечение цилиндра. Сечения цилиндра, параллельные и перпендикулярные оси цилиндра. Развертка боковой поверхности цилиндра. Площадь боковой и полной поверхностей цилиндра. Объём цилиндра.
Конус. Осевое сечение конуса. Развертка боковой поверхности конуса. Площадь боковой и полной поверхностей конуса. Объем конуса. Сечение конуса, перпендикулярное оси конуса.
Усеченный конус. Объем усеченного конуса.
Комбинации многогранников и тел вращения.
Основные Требования
к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся д о л ж е н:
знать и правильно использовать определения:сферы, шара, радиуса, хорды, диаметра сферы (шара), касательной плоскости к сфере (шару); касательной прямой к сфере (шару); секущей прямой к сфере (шару); сечения сферы и шара плоскостью; цилиндра, осевого сечения цилиндра, конуса, осевого сечения конуса, усеченного конуса, сферы (шара), описанной около многогранника, сферы (шара) вписанной в многогранник, цилиндра, вписанного в призму и описанного около призмы, конуса, вписанного в пирамиду и описанного около пирамиды.
знать:свойство касательной плоскости к сфере (шару), признак касательной плоскости к сфере (шару); свойства: сечения сферы и шара плоскостью, осевого сечения цилиндра, сечения параллельного и перпендикулярного оси цилиндра; осевого сечения конуса и сечения перпендикулярного оси конуса;
уметь доказывать: свойство касательной плоскости к сфере (шару), признак касательной плоскости к сфере (шару);
знать формулы:площади сферы, объема шара; площади боковой и полной поверхности цилиндра, объема цилиндра; площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса, объема конуса и усеченного конуса;
уметь выводить формулы:площади боковой поверхности цилиндра, конуса и усеченного конуса; объема цилиндра, конуса и усеченного конуса;
уметь:
находить объемы и площади поверхности тел вращения,
решать задачи на комбинацию тел вращения;
решать задачи на комбинацию тел вращения и многогранников;
находить радиус описанной сферы (шара) и радиус вписанной сферы (шара) для правильной и прямой призмы, правильной пирамиды,
решать задачи на комбинацию пирамиды и вписанной в нее призмы;
решать геометрические задачи на доказательство и вычисление;
решать задачи на сечение тел вращения;
применять полученные знания при решении задач практической направленности.
Пояснительная записка
Математика занимает одно из центральных мест в образовании как важное средство формирования общей культуры, интеллектуального развития современного человека. Математические знания необходимы для изучения явлений природы, без них невозможно достижение успехов в развитии производства и науки. Знания о количественных отношениях и пространственных формах окружающего мира необходимы практически во всех сферах деятельности человека.
Методы, применяемые в математике, необходимы для специалистов в любой сфере деятельности, особенно в сфере наукоемких технических производств. Поэтому развитие компетенций у учащихся средствами учебного предмета для продолжения образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования является особо важным.
Содержание математики как учебного предмета базируется на теоретической основе трех подходов: знаниевого, личностно ориентированного, компетентностного.
Цели и задачи изучения учебного предмета на повышенном уровне при освоении содержания образовательной программы среднего образования:
§ продолжение формирования представлений о математике как части общечеловеческой культуры, ее роли в познании явлений и процессов действительности;
§ формирование математических знаний и умений, необходимых для изучения естественнонаучных учебных предметов на базовом и повышенном уровнях и для продолжения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;
§ формирование репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и творческого видов деятельности при решении учебных и прикладных задач;
§ развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры и критического мышления на уровне, необходимом в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности;
§ формирование мотивации к самостоятельному приобретению математических знаний и умений, развитию компетенций, востребованных в условиях непрерывного образования и профессиональной деятельности;
§ воспитание культуры личности и личностных качеств (целеустремленность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и др.).
§ формирование мотивации к самостоятельному приобретению математических знаний и умений, развитию компетенций, востребованных в условиях непрерывного образования и профессиональной деятельности;
Содержание алгебраического компонента в X классе предусматривает изучение тригонометрических и степенных функций, их свойств, уравнений, неравенств и элементов комбинаторики, а содержание геометрического компонента — изучение взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, свойства прямых и плоскостей в пространстве, метрические соотношения, свойства многогранников.
Содержание алгебраического компонента в XI классе предусматривает изучение показательных и логарифмических функций, их свойств, показательных и логарифмических уравнений, неравенств, и элементов теории вероятностей, рассматривается понятие производной функции и ее применение при исследовании функции и решении практических задач, а содержанием геометрического компонента является изучение многогранников и их свойств, объемов и площадей их поверхностей; тел вращения и их свойств, объемов и площадей их поверхностей.
Усилены требования к результатам учебной деятельности учащихся, обусловленные расширением содержания учебного предмета, способов деятельности учащихся, обобщением и систематизацией теоретических знаний и их применением при выполнении различных заданий.
Организация образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики учебного предмета, его места и роли в системе общего среднего образования.
Организация образовательного процесса должна быть направлена на достижение учащимися результатов, определенных настоящей учебной программой. Вместе с тем образовательный процесс должен быть поставлен так, чтобы у учащихся была возможность реализовать свои образовательные запросы. При этом необходимо, чтобы учащиеся не только усвоили определенные теоретические знания, но и научились использовать их при решении учебных задач и задач прикладного характера.
Обучение математике должно способствовать дальнейшему развитию культуры устной и письменной речи учащихся, умений работать с различными источниками информации, ставить цели, планировать и искать пути их достижения, анализировать и оценивать результаты.
Организуя образовательный процесс, учитель математики имеет право самостоятельно выбирать методы, приемы и технологии обучения, обеспечивающие достижение целей обучения и воспитания. Логическая строгость изложения учебного материала должна сочетаться с высокой степенью наглядности и доступности.
Образовательный процесс при изучении математики должен способствовать развитию у учащихся интереса к овладению знаниями, способами познания окружающего мира; созданию положительного эмоционального состояния; формированию адекватной самооценки; эстетическому воспитанию учащихся.
X класс
Содержание учебного предмета
Ч. (6 ч. в неделю)
Алгебраический компонент — 140 часов
Функция (20 ч.)
Функция числового аргумента. Свойства функции (область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, четность и нечетность, периодичность, возрастание и убывание, точки максимума и минимума; максимум и минимум, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке). Сложная функция. Обратная функция.
Построение графиков функций
y =f(x ± a), y =f(x) ± b, a, b ∈ R
y = kf(x), y = f (mx), k, m > 0, к, m ∈ R
y =f(x), y = f(-x), y =| f(x)| y =f(|x|)
с помощью преобразований графика функции y =f(x).
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия как функция натурального аргумента. Сумма членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
основные Требования
к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся д о л ж е н:
знать термины и правильно применять понятия:
функция числового аргумента, сложная функция, обратная функция; область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, четность и нечетность, периодичность и наименьший положительный период, возрастание и убывание, точки максимума и минимума, максимум и минимум функции, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке;
бесконечно убывающая геометрическая прогрессия как функция натурального аргумента;
уметь:
находить область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, наименьший положительный период, промежутки возрастания и убывания, точки максимума и минимума, максимум и минимум функции, наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке по аналитическому заданию функции и по графику функции;
находить сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии и переводить бесконечную периодическую дробь в обыкновенную (используя сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии);
исследовать функцию на четность и нечетность по аналитическому заданию функции и по графику функции;
строить график функции, обратной заданной функции;
выполнять построение графиков функций
у =f(x ± a), y =f(x) ± b, a, b ∈ R
y = kf(x), y =f (mx), k, m > 0, k, m ∈ R
y =-f(x), y =f(-x), y = |f(x)|, y =f(|x|)
с помощью преобразования графика функции y =f(x).
Тригонометрия (65 ч.)
Градусная и радианная мера произвольного угла. Единичная окружность. Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса произвольного угла.
Соотношения между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла (тригонометрические тождества).
Тригонометрические функции числового аргумента. Их свойства и графики. Преобразование графиков тригонометрических функций.
Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа.
Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Простейшие тригонометрические уравнения sinx =а, cosx=а, tgx=а, сtgx=а.
Формулы приведения, суммы и разности аргументов, двойного и половинного аргументов, преобразования суммы и разности тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму и разность. Применение формул при преобразовании выражений и решении тригонометрических уравнений.
Основные Требования
к результатам учебной деятельности учащихся
Учащийся д о л ж е н:
знать термины и правильно применять понятия:
единичная окружность, синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла; тригонометрические функции числового аргумента; арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа; обратные тригонометрические функции;
знать:
свойства тригонометрических функций, доказательства тригонометрических тождеств; формулы приведения, сложения (вычитания) аргументов, двойного и половинного аргументов; преобразования суммы (разности) тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму; правило приведения;
числовые значения выражений sina, cosa при a, равном:
0, , , , , p, , и tga, ctga для этих углов (в случае существования этих значений); значения выражений arcsin a и arccos a при a, равном 0, , , , и выражений arctg a и arcctg a при a, равном 0, , , ;
формулы решения простейших тригонометрических уравнений;
уметь:
переводить градусную меру углов в радианную и наоборот;
строить углы по заданной градусной или радианной мере; использовать единичную окружность для нахождения значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса заданных углов; строить углы по заданному значению их синуса, косинуса, тангенса и котангенса;
находить числовые значения тригонометрических выражений, используя значения тригонометрических функций и соответствующие формулы;
доказывать основные тригонометрические тождества;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью тригонометрических формул;
находить числовые значения выражений, содержащих обратные тригонометрические функции при заданном значении аргумента;
строить графики тригонометрических функций и обратных им, применять их свойства;
решать различные типы тригонометрических уравнений.