VII.Подведение итогов урока. Рефлексия
— Что вы изучали на этом уроке?
— Как прочитать многозначное число?
— Что вам показалось трудным на уроке?
-- Поднимите звездочки те из вас, у кого на уроке все получилось.
VII*. Домашнее задание.
Задания № 8—9. с. 37.
4 КЛАСС | ЗАПИСЬ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ | |
Цель: | создать условия для усвоения алгоритма записи многозначных чисел; ознакомить учащихся с приемом решения числовых неравенств; способствовать закреплению умений решать задачи на движение; формировать познавательный интерес | |
Оборудование: | (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.); фонограмма песни «Ворона» (муз. Д. Долгалева, сл. Н. Рубцова); тесты на каждого ученика. |
Ход урока
I. Организационный момент.
— Девиз нашего урока: «Где есть желание, найдется путь!». Как вы думаете, почему именно этот девиз был выбран для нашего урока?
—Правильно, для того чтобы провести наш урок открытая нового знания, нам нужно желание, а если оно будет, мы справимся с любыми сложностями.
Итак, пожелайте друг другу’ удачи!
II. Проверка домашнего задания.
Задания № 8—9. с. 37.
— Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.
III. Устный счет.
IV. Целеполагание.
— Какие числа мы изучаем?
—Что нам уже известно о многозначных числах?
—Чему вы учились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы учились читать многозначные числа.)
Продолжаем нашу исследовательскую деятельность по изучению данной темы.
1) Актуализация знаний.
— Прочитайте числа, записанные на доске: 111, 63 250, 4302, 502 671.
—Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать число? (Надо разбить число на класс единиц и класстысяч. Отсчитываем справа три цифры — это класс единиц. Затем идут единицы класса тысяч.)
2) Создание проблемной ситуации.
— Запишите числовые значения величин, которые я буду называть. (Два ученика записывают числа на доске.)
—На уроках по предмету «Человек и мир» мы говорили об огромных водных пространствах — океанах. Назовите самый большой океан Земли. (Тихий океан.)
Самое глубокое место в Тихом океане — Марианская впадина. Ее глубина — 11034 метра. Самое чистое и глубокое озеро — Байкал, его глубина — 1 741 метр. Самая высокая гора в Горном Алтае — Белуха. Высота ее восточной вершины — 4 506 метров. Самая высокая вершина — Эверест (Гималаи), ее высота — 8 848 метров.
—Проверим, какие числа вы записали.
—Почему было одно задание, а числа написали разные? Обсудите в паре и сформулируйте цель урока. Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Мы будем учиться записывать многозначные числа.)
V. Работа над новым материалом.
1) Работа с правилом.
— Будем работать в группах. (Группы организовываются по 4 человека (две рядом стоящие парты). Попытайтесь найти правило (алгоритм), по которому можно записывать многозначные числа.
—Повторите правила работы в группе. (Сначала каждый работает самостоятельно, потом высказывают свои мысли по очереди, а затем один представитель группы отвечает.)
—Кто хотел бы представить общее мнение группы? (Для того чтобы записать многозначное число цифрами, запишем все единицы второго класса, поставим точку и запишем единицы первого класса. В классе единиц должно быть три цифры.)
—Как проверить ваши варианты правила? (Сверить с учебником.)
—Откройте учебник на с. 38 и прочитайте правило. (Работа с учебником.)
—Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике? (Ответы.)
—Какие молодцы! Ваши рассуждения совпали с правилом в учебнике. А теперь вернемся к числам, которые ребята записали на доске. Исправьте ошибки и обоснуйте свое мнение.
2) Запись многозначных чисел.
Задание № 1. с. 38.
Ученики записывают числа, проговаривая каждый раз алгоритм записи, приведенный в учебнике.
3) Работа в парах.
Задание № 2. с. 38.
При записи чисел напоминается разрядный состав чисел. Можно использовать таблицу разрядов и классов.
Физкультминутка.
4) Решение числовых неравенств.
— Сегодня перед нами станет еще одна задача: необходимо познакомиться с приемом решения числовых неравенств. Задание № 6. с. 39.
—Прочитайте неравенства.
—Чтобы решить эти неравенства, можно воспользоваться числовым лучом.
Условию «а < 1» удовлетворяет число 0; условию «а < 5» удовлетворяют числа 0,1, 2, 3,4.
VI.Закрепление изученного материала.
1) Решение уравнений (коллективно, с комментированием). Задание № 5. с. 39.
2) Индивидуальная работа.
Задание № 8. с. 39. /// 26 -10 = 16; 30 - 29 = 1; 30 :10 = 3; 100 : 50 = 2.
3) Решение задачи.
Задание № 3. с. 38.
— Скорость грузового поезда можно найти двумя способами:
1 способ.
1) 55 • 7 = 385 (км) — прошел скорый поезд;
2) 630 - 385 = 245 (км) — прошел грузовой поезд;
3) 245 : 7 = 35 (км/ч) — скорость грузового поезда;
4) 55 -35 = 20 (км/ч) — на столько меньше скорость грузового поезда,
2 способ.
1) 630 : 7 = 90 (км/ч) — скорость сближения поездов;
2) 90 - 55 = 35 (км/ч) — скорость грузового поезда;
3) 55 - 35 = 20 (км/ч) — на столько меньше скорость грузового поезда.
4) Решение задач на выбор (работа в группах).
1 группа — задание № 7. с. 39 (геометрическая задача),
2 группа — задание № 9. с. 39 (арифметическая задача).
3 группа — задание № 4 *, с. 39 (задача повышенной трудности).
5) Самостоятельная работа. Тест.
— Верно или неверно данное утверждение? Если считаете утверждение верным, поставьте около номера этого высказывания знак «+», если неверным — знак «-» .
1. В числе 70 007 содержится 7 десятков тысяч и 7 единиц.
2. Число пятьсот двадцать три тысячи девяносто четыре записывается цифрами так: 52 394.
3. В числе 88 800 содержится 8 единиц второго класса и 8 единиц первого класса.
4. В числах 82 096, 28 760,70 352, 96 309 подчеркнут разряд единиц тысяч.
5. В записи числа 657 675 использованы три различные цифры.
6. В числе 30 003 содержится 3 тысячи и 3 единицы.
7. Если к числу приписать справа три нуля, оно увеличится в 100 раз.
8. Цифра 1, если записать ее в число в правой части неравенства, сделает неравенство 20 000 > 9 999 верным.
9. В числе 629 571 содержится всего 6 295 сотен.
10. Если число 10 010 уменьшить на 1, получится 9 999.
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Сделали ли вы для себя сегодня новые открытия?
— Что вам в этом помогло? (Желание, трудолюбие, старание, знания.)
VIII. Домашняя работа.
Задание № 10. с. 39.
1. В числе 70 007 содержится 7 десятков тысяч и 7 единиц. | ||
2. Число пятьсот двадцать три тысячи девяносто четыре записывается цифрами так: 52 394. | ||
3. В числе 88 800 содержится 8 единиц второго класса и 8 единиц первого класса. | ||
4. В числах 82 096, 28 760,70 352, 96 309 подчеркнут разряд единиц тысяч. | ||
5. В записи числа 657 675 использованы три различные цифры. | ||
6. В числе 30 003 содержится 3 тысячи и 3 единицы. | ||
7. Если к числу приписать справа три нуля, оно увеличится в 100 раз. | ||
8. Цифра 1, если записать ее в число в правой части неравенства, сделает неравенство 20 000 > 9 999 верным. | ||
9. В числе 629 571 содержится всего 6 295 сотен. | ||
10. Если число 10 010 уменьшить на 1, получится 9 999. | ||
1. В числе 70 007 содержится 7 десятков тысяч и 7 единиц. | ||
2. Число пятьсот двадцать три тысячи девяносто четыре записывается цифрами так: 52 394. | ||
3. В числе 88 800 содержится 8 единиц второго класса и 8 единиц первого класса. | ||
4. В числах 82 096, 28 760,70 352, 96 309 подчеркнут разряд единиц тысяч. | ||
5. В записи числа 657 675 использованы три различные цифры. | ||
6. В числе 30 003 содержится 3 тысячи и 3 единицы. | ||
7. Если к числу приписать справа три нуля, оно увеличится в 100 раз. | ||
8. Цифра 1, если записать ее в число в правой части неравенства, сделает неравенство 20 000 > 9 999 верным. | ||
9. В числе 629 571 содержится всего 6 295 сотен. | ||
10. Если число 10 010 уменьшить на 1, получится 9 999. | ||
1. В числе 70 007 содержится 7 десятков тысяч и 7 единиц. | ||
2. Число пятьсот двадцать три тысячи девяносто четыре записывается цифрами так: 52 394. | ||
3. В числе 88 800 содержится 8 единиц второго класса и 8 единиц первого класса. | ||
4. В числах 82 096, 28 760,70 352, 96 309 подчеркнут разряд единиц тысяч. | ||
5. В записи числа 657 675 использованы три различные цифры. | ||
6. В числе 30 003 содержится 3 тысячи и 3 единицы. | ||
7. Если к числу приписать справа три нуля, оно увеличится в 100 раз. | ||
8. Цифра 1, если записать ее в число в правой части неравенства, сделает неравенство 20 000 > 9 999 верным. | ||
9. В числе 629 571 содержится всего 6 295 сотен. | ||
10. Если число 10 010 уменьшить на 1, получится 9 999. | ||
1. В числе 70 007 содержится 7 десятков тысяч и 7 единиц. | ||
2. Число пятьсот двадцать три тысячи девяносто четыре записывается цифрами так: 52 394. | ||
3. В числе 88 800 содержится 8 единиц второго класса и 8 единиц первого класса. | ||
4. В числах 82 096, 28 760,70 352, 96 309 подчеркнут разряд единиц тысяч. | ||
5. В записи числа 657 675 использованы три различные цифры. | ||
6. В числе 30 003 содержится 3 тысячи и 3 единицы. | ||
7. Если к числу приписать справа три нуля, оно увеличится в 100 раз. | ||
8. Цифра 1, если записать ее в число в правой части неравенства, сделает неравенство 20 000 > 9 999 верным. | ||
9. В числе 629 571 содержится всего 6 295 сотен. | ||
10. Если число 10 010 уменьшить на 1, получится 9 999. |
4 КЛАСС | Тема: СУММА РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ | |
Цель: | создать условия для выделения разрядов и классов в записи многозначных чисел и записи многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; способствовать закреплению умений читать и записывать многозначные числа; содействовать воспитанию культуры общения при работе в парах, группах | |
Оборудование: | учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.; таблица классов и разрядов. |
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж. Ж. Руссо (1712—1778): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...».
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. В добрый путь за знаниями!
II. Проверка домашнего задания.
Задание № 10. с. 39.
— Назовите числовые выражения, ответами которых являются однозначные числа; трехзначные числа; четырехзначные числа.
III. Устный счет.
1) Игра «Занимательные рамки».
— Вставьте пропущенные числа.
3) Составить задачи по схемам (работа в группах).
а)Было — ... и ... б) Купили — ... и ...
Продали — ... Израсходовали — ...
Осталось — ? Осталось — ?
IV. Математический диктант.
1) Записать следующие числа: 560 000, 80 703, 90 670, 703 040, 25 841.
2) Записать число, которое идет за числом: 999; 99 999; 700 000;83 600.
3) Записать число, которое предшествует числу: 9 876; 9 800;8 070; 100 000.
V. Целеполагание.
— Назовите разрядный состав чисел, записанных в последней строке математического диктанта.
—А сможете ли вы эти числа записать суммой разрядных слагаемых? (Ответы.)
—Итак, этим и займемся на уроке, ведь тема сегодняшнего урока — «Сумма разрядных слагаемых».
—Чему мы должны научиться?
VI. Работа над новым материалом.
1) Запись многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
— Вы уже умеете разбивать на сумму разрядных слагаемых двузначные и трехзначные числа. Давайте попробуем записать четырехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Задание № 1. с. 40 — с комментированием.
2) Запись чисел по сумме разрядных слагаемых.
Задание № 2. с. 40 — коллективно.
3) Работа в парах.
Задание №3. с. 40 (при выполнении задания можно пользоваться таблицей классов и разрядов).
Ученики должны помнить, что запись числа начинается с высшего разряда. Если единицы какого-нибудь разряда отсутствуют, на их месте пишется 0; например: 7 сотен 5 единиц — 705; 7 единиц 4 десятка 5 тысяч — 5 047 и т. д.
Физкультминутка.
VII.Закрепление изученного материала.
1) Решение неравенств.
Задание № 7. с. 41.
Сначала можно назвать все числа, удовлетворяющие неравенству х < 21: 0,1, 2,..., 20.
Потом выполнить задания а) — в).
а) 8,18; б) 0,10, 20; в) 3, 6, 9,12,15,18.
2) Решение задач.
а) Задание № 4. с. 40 — устно.
б) Задание № 5 *, с. 41.
Можно построить схему-опору по условию задачи.
в) Задание № 6. с. 41 (работа в парах).
I — 26 т 1?
II — ?, на 9 т больше J '
Проверка выполненной работы.
Ответ: 61 т зерна.
г) Задание № 8. с. 41.
Чтобы обозначить точку С, можно сначала отрезок АВ разделить на три равные части. Из них две части — отрезок АС, одна часть — отрезок СВ.
Можно сначала сделать вычисления, а потом обозначить точку С.
1) 9 : 3 = 3 (см) — длина СВ;
2) 3 • 2 = 6 (см) — длина АС.
3) Решение числовых выражений.
Задание № 9. с. 41 — «цепочкой», с комментированием.
4) Самостоятельная работа.
а) Представить в виде суммы разрядных слагаемых числа:
3 740 = 104 007 =
203 600 = 80 016 =
42 000 = 562 834 =
б) Записать в виде суммы разрядных слагаемых:
9 тысяч 28 сотен =
37 тысяч 6 сотен 3 десятка 9 единиц =
7 единиц 8 десятков 4 сотни 375 тысяч =
в) Вычислить.
700+ 40 = 9 000 + 27 =
600+ 5 = 8 000 + 3 =
3000 + 700 = 5 000 + 400 + 60 + 7 =
Проверка выполненной работы.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Чему учились на уроке?
—Кому из вас урок принес пользу? Почему?
IX. Домашняя работа.
Задания № 10—11. с. 41.
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ЕДИНИЦ КАЖДОГО РАЗРЯДА
Цель: повторить правила выделения полного количества единиц, десятков, сотен, тысяч в записи трехзначного и четырехзначного чисел; способствовать закреплению умений использовать известный прием для определения общего количества единиц каждого разряда у многозначного числа; содействовать воспитанию самостоятельности.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; карточки для самостоятельной работы и для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
* * *
Очень трудная наука Но учиться в наше время
Математика для нас. Нужно каждому из нас.
— Математика — действительно трудная наука. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи. У нас все получится!
II. Проверка домашнего задания.
Задания № 10—11. с. 41.
— Назовите ответ задачи. (Ответ: 66 значков.)
— Каким правилом пользовались при решении примеров? (От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.)
III. Устный счет.
1) Представить числа в виде суммы разрядных слагаемых.
2 063 = 408 100 = 506 099 = 100 200 =
2) Математическая разминка.
— С помощью какой цифры записываются все самые большие однозначные, двузначные, трехзначные числа? (С помощью цифры 9.)
а) Какое самое большое однозначное число? (9.)
б) Какое самое большое двузначное число? (99.)
в) Какое самое большое трехзначное число? (999.)
г) Какое самое большое четырехзначное число? (9 999.)
д) Какое самое большое пятизначное число? (99 999.)
е) Какое самое большое шестизначное число? (999 999.)
— С помощью каких цифр записываются самые маленькие однозначные, двузначные, трехзначные числа? (С помощью цифр 0 и 1.)
а) Какое однозначное число следует за нулем? (1.)
б) Какое самое маленькое двузначное число? (10.)
в) Какое самое маленькое трехзначное число? (100.)
г) Какое самое маленькое четырехзначное число? (1000.)
д) Какое самое маленькое пятизначное число? (10 000.)
е) Какое самое маленькое шестизначное число? (100 000.)
Названные числа отображаются на доске в виде следующей записи:
9| 1
99 | 10
999 | 100
39 999 | 1 000
99 999 | 10 000
999 999 | 100 000
Работа с получившейся «елочкой» чисел.
— Увеличьте самое большое двузначное число на 1. (100.)
— Уменьшите самое маленькое четырехзначное число на 1. (999.)
— Увеличьте самое большое шестизначное число на один. (1 000 000.)
— Я надеюсь, что эта таблица станет помощником вам при выполнении математического диктанта.
3) Математический диктант.
а) Записать самое маленькое число. (0.)
б) Записать самое большое число. (Нет такого числа, дети должны оставить пустое место.)
в) Сколько нулей у миллиона? (Шесть.)
г) Записать самое большое шестизначное число. (999 999.)
д) Записать самое маленькое шестизначное число. (100 ООО.)
е) Записать следующее число за числом 999. (1 ООО.)
ж) Задуманы два числа. Если их перемножить, то получится ноль, а если сложить, то получится самое большое трехзначное число. Какие числа задуманы? (О и 999.)
з) Какое число получится, если из самого маленького четырехзначного числа убрать его половину? (500.)
и) 50 000 уменьшить на 1. (49 000.)
к) На сколько самое маленькое четырехзначное число больше самого маленького трехзначного числа? (1 000-100 = 900.)
Взаимопроверка.
Дети меняются тетрадями. За каждый правильный ответ ставят знак «+». Затем они снова меняются тетрадями, изучают свои результаты.
— Встаньте те, у кого в тетради все знаки «+». Молодцы. Похлопаем и порадуемся за них.
— Встаньте те, у кого в тетради стоит только один знак «-». Вы тоже молодцы, но следующий раз будьте внимательнее. Ребята, похлопаем им.
IV. Целеполагание.
— Сегодня мы продолжим работу с многозначными числами, будем учиться определять общее количество единиц каждого разряда.
V. Работа над новой темой.
1) Определение общего количества единиц каждого разряда.
а) Задание № 1. с. 42 — устно.
Рассуждая по образцу (с. 42), ученики характеризуют каждое число.
3 350 — б тысяч, 63 сотни, 635 десятков, 6 350 единиц;
72 420 — 7 десятков тысяч, 72 тысячи, 724 сотни, 7 242 десятка, 72 420 единиц и т. д.
б) Задание № 2. с. 42 — письменно.
Рассуждать можно так: чтобы определить, сколько всего десятков в числе, нужно закрыть в нем одну цифру справа, остальные подчеркнуть; чтобы найти, сколько в числе сотен, нужно закрыть справа две цифры, остальные подчеркнуть.
Запись: 542, 7 516. 85 632. 364 264.
2) Работа в парах.
Задание № 5. с. 42.
3) Работа в группах (группы организовываются по желанию учащихся).
Заполнить таблицу.
Проверка работы групп.
Физкультминутка.
Движения выполняются согласно тексту.
* * *
Вот мы руки развели. Наклонились, выпрямились,
Словно удивились. Наклонились, выпрямились.
И друг другу до земли Ниже, дети, не ленитесь,
В пояс поклонились! Поклонитесь, улыбнитесь!
VI. Закрепление изученного материала.
1) Решение уравнений.
Задание № 4. с. 42 — коллективно, с комментированием.
2) Нахождение значения числовых выражений.
Задание № 8. с. 43 — самостоятельно (по вариантам).
| вариант — 1-й столбец и первые примеры 3—5-го столбцов.
|| вариант — 2-й столбец и вторые примеры 3—5-го столбцов.
Самопроверка выполненной работы.
3) Решение задачи.
Задание № 3. с. 42.
50 пакетов — по 5 кг Ч на ? кг больше
50 пакетов — по 3 кг у
1 способ. 2 способ.
1) 5 • 50 = 250 (кг); 1)5-3 = 2 (кг);
2) 3 • 50 = 150 (кг); 2) 2 • 50 = 100 (кг).
3)250-150 = 100 (кг).
3) Решение задач в группах (группы формируются учителем).
□ 1 группа — задание № 6. с. 42 (геометрическая задача).
п 2 группа — задание № 9. с. 43 (составить задачу по таблице и решить ее).
и 3 группа — задание № 7 *, с. 43 (задача повышенной трудности). Отчет работы групп.
4) Самостоятельная работа.
Записать, сколько всего тысяч, всего сотен, всего десятков, всего единиц в данных числах.
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Ребята, что мы сегодня учились делать на уроке?
— Все ли у вас получилось?
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
VIII. Домашнее задание.
Задания № 10—11. с. 43.