О едином орфографическом режиме
Положение
О едином орфографическом режиме
В начальной школе
(в рамках ФГОС)
Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
Математика и русский язык:
Тетради для текущих работ
Тетради для контрольных работ.
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для развития речи.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой
Порядок ведения и оформления тетрадей.
· Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
· Пользоваться ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания выполняются ручкой зелёного цвета, начертания геометрических фигур - простым карандашом.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.
Оформление надписей на обложке тетрадей.
Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу
Образец:
Тетрадь №1 ( №2)
для работ
по математике (русскому языку)
ученика (цы) 1-1 класса
ГБОУ школы № 93
Санкт-Петербурга
Иванова Олега
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Тетрадь №1 ( №2)
для контрольных работ
по математике (русскому языку)
ученика (цы) 1-1 класса
ГБОУ школы № 93
Санкт-Петербурга
Иванова Олега
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Оформление письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки ( пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см. Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1вариант.
!!! Слово упражнение пишется полностью с 3 класса. !!!
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).
Образец: Упражнение 234 (3-4кл)
Упр.234 (1-2)
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-глух., звонкий-зв.,гласный-гл.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош. в.
Настоящее время-наст. в.
Будущее время - буд.в.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются четыре клетки вправо (пишем на пятой).
Дату нужно записывать посередине.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
В тетрадях отмечаются номер заданий (№1.). Слово «Задача» пишется. ( Задача 5.)
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. Запись выполняется ручкой, стрелки и скобки – простым карандашом. «Главные» слова пишутся с большой буквы,допускается их неполная запись (по начальным буквам).Между словами в кратком условии отступается одна клетка.
Например: Маленькие- 7 м. М.-7 м
Большие - 3м Б.-3 м.
Существует несколько форм записи решения задач:
а)по действиям, выражением, уравнением
Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.
б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса
Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий( зелёной ручкой или простым карандашом);
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита. Если фигура не обозначена латинскими буквами, то это ошибка.
Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см а = 12 см
Ширина – 6 см в = 6см
Периметр -? См Р = ? см
Площадь - ? см2 S = ? см2
(12+6)*2=36 (см) Ответ: Р = 36 см, S = 72 см2
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: - записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
1 - - 30 (40)
2 30 (40) 40(50) 50(60)
3 50(60) 60(70) 70(80)
4 70(80) 80(90) 90-100 (100-110)
Контрольная проверка навыка чтения проводится раз в полугодие у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
2. неправильная постановка ударений (более двух);
3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
1. не более двух неправильных ударений;
2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
5. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
6. В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
7. способ чтения – чтение целыми словами;
8. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
9. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
10. установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
1-й класс Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
"5" - ставится, если выполнены все требования.
"4" - ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
"3" - ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
"2" - ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
"5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
"4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
"3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
"2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
"5" - выполнены правильно все требования
"4" - не соблюдены 1-2 требования
"3" -допущены ошибки по трем требованиям
"2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
"5" - выполнены все требования
"4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
"3" - допущены ошибки по двум требованиям
"2" - допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
"5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану).
"4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
"3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
"2" - не может передать содержание прочитанного.
Положение
о едином орфографическом режиме
В начальной школе
(в рамках ФГОС)