Воспитание. Наставление. Отношения в семье. Режим дня
Liv-Grete Poiree ответила Оксане
Оксана, дослушиваю Ваш семинар, который из 5 частей. Очень интересно! Вы там несколько раз упомянули о послушании, насколько оно важно в частности для успешного СО. И сказали, что ещё до замужества читали книги на эту тему. Не могли бы Вы поделиться авторами? Спасибо!
Оксана Агеева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, в юности я читала книги Джеймса Добсона. С тех пор не перечитывала, возможно, у меня сегодняшней уже был бы в чем-то другой взгляд на прочитанное.
Наталья Туркова
Оксана, у вас дети одногодки или вы соединили в один класс разного возраста детей? Мне кажется я где-то слышала такое... Хочу с Вами посоветоваться. Мне хотелось бы погодок вместе учить (с сентября 1 класс), но одной уже 7, а другой только в августе будет 6. Первый класс 6 лет ровно рановато, но может есть какой-то выход?
Оксана Агеева ответила Наталье
Наталья, у моих 2 года разницы, но младшая очень шустрая, она в 3 года сама научилась читать, в 6 лет поступила во 2 класс и изучила его за 3 месяца, в 7 лет сдала третий. 6-7 класс опять перескочила. Я хотела обоих учить вместе, но в итоге ничего не получилось.
Даже ни одного совместного урока. У детей разный темп и глубина усвоения. Один решил, скучает, я ему готова следующее объяснять, а другой еще думает, и мы его ждем. И в разных предметах чередуются, кто живчик, а кто задумчивый. У нас дома один комплект учебников на каждый класс, с этим тоже трудности были, когда обоим одновременно учебник был нужен.
Облегчение мне было только в том, что я один раз разобрала специфику ОГЭ для этого года, мы выбрали для обоих тот же самый набор, старший немного помогал младшей готовиться к английскому. Вместе шли на пробники и экзамены, но даже там выходили в разное время и либо ждали друг друга, либо порознь ехали домой.
Так что все равно занимались с ними так, как если бы они оставались в разных классах. А впереди еще 10 и 11 с одним комплектом учебников...
Так что советую взвесить ваши личные плюсы и минусы.
И учесть то, что старшему может быть неприятно, что младший с ним вровень идет. У нас такой момент совсем незначительно, но присутствовал, в итоге старший набрал на 1-2 балла больше по каждому ОГЭ, а в одном экзамене даже на 4, это его утешило.
Наталья Туркова
Спасибо, Оксана! Не понимаю, как можно перескакивать через класс!? Это удивительно, да еще дважды! А мои хотят только играть!
Оксана Агеева ответила Наталье
Наталья, маленькие еще, мои тоже играют с упоением, даже 12-летка. Но нужна уже и привычка к умственному труду и получение радости от него. У моих и то, и то.
Юлия Потемина
А как же приучить к умственному труду? Ведь они малыши.чем заниматься?
И еще вопрос. Как вы уделяли время старшему. Ведь остальные тоже требуют время?
Оксана Агеева ответила Юлии
Юлия, одно из лучшего, это общение с ребенком. Это разговоры с развернутыми ответами на детские вопросы, обучение правильной речи, наглядность. Ребенок спросил, вы подробно ответили и показали картинку или предмет, или принцип работы.
Чтение детям вслух и обсуждение.
Пятиминутные занятия по мере подрастания. Полноценные занятия с 4 примерно лет.
А вообще вариантов много. У разных семей разные виды занятий с малышами.
Очень важна свободная игра. Но одна игра и быт не должны занимать сутки. Познавательная деятельность и привычка разума работать начинается с раннего детства. Правильные разговоры с любящим и любимым (а если еще и эрудированным) взрослым - огромный вклад. Ведутся и дома, и на прогулке, и в дороге. Они уже учат думать.
Разговаривать с детьми - это целая наука.
Людмила Нестерова ответила Оксане
Оксана, Оксана Вы сами когда при таком графике успеваете читать? Вообще пока не представляю как все успеть.
Оксана Агеева ответила Людмиле
Людмила, при каком графике? Я не преподаю всем детям все предметы, как учитель в школе у доски. Старшие у меня уже хорошо обучены качественно учиться самостоятельно, а с младшей учеба занимает несколько часов в день. У меня есть время на книги, работу, интернет :), скандинавскую ходьбу и доооолгий сон. Тем более, что я почти не занимаюсь хозяйством, не царское это дело. На это есть дети. Они же выполняют массу поручений вне дома.
Марина Казинец ответила Оксане
Оксана, тогда вопрос про детей. Они не устают? Учеба, музшкола, чтение, хозяйство. Не бывает срывов? Просто вспоминаю себя. Училась в школе иив музшколе, времени не хватало ни на погулять, ни на помочь по хозяйству. В итоге в год оканчания музыкальной школы произошел срыв. В этот год заканчивала 10 класс и был у нас экзамен по географии, т.к. ее в 11 уже не было. Т.к. у меня была 5 по географии, мне надо было написать доклад на заданную тему, а на экзамене просто выйти, кратко рассказать и ответить на вопросы. Доклад я написала. Но! НИКАК не могла запомнить и уложить его себе в голову! В итоге я не нашла ничего лучшего, как просто не пойти на экзамен Но всё закончилось хорошо, меня пригласили на другой день, задали несколько вопросов, к удивлению моему я ответила, но уже это была 4, а не 5. Вот типа такого не бывает?
Оксана Агеева ответила Марине
Марина, никогда такого не было. У моих детей нет ни одного кружка, который бы они выбрали не сами. Я всегда повторяла детям, что гораздо охотнее заберу их с кружка, чем запишу на него. Конечно, ежегодно приходится остужать горячие головы, когда они начинают озвучивать, чем хотят заниматься в этом учебном году, ополовинивать их списки, но оставшимся они занимаются с энтузиазмом.
Меня больше волнует вопрос, как размотивировать слишком замотивированных на учебу детей. Иногда уговариваешь их прогулять что-то, побыть дома с гостями, провести день на даче - ни в какую.
И на СО не так сильно устают дети, тк высыпаются и учатся в своем темпе, хорошо питаются, составляют удобное расписание под себя. Мои ходили в группы, созданные специально для семейников, в первой половине дня. Какие-то предметы учили серьезно дома, а какие-то в метро читали. В целом, я бы не сказала, что мы сильно напрягаемся, однозначно не больше бедных очников, которые вообще замордованы, до ночи д/з делают. У нас после 8 вечера никаких уроков, даже если в этот день почти не учились.
А Ваш срыв понятен, с любым человеком может произойти такое, что порог перейден и дальше все. Видимо, это был предел именно Ваших возможностей. В итоге ситуация разрешилась, и это хорошо.
Марина Казинец ответила Оксане
Оксана, да, одной из причин, по которой я решила переводить сына на СО было то, что ВСЁ РАВНО приходится с ним сидеть и делать уроки. Он вообще за два года потерял интерес к учебе, и теперь как-то надо его восстанавливать. Ну, а главное, конечно, что не довольна качеством образования, и что ребенок вдруг становится чужим, потому как непонятно кто и что ему там вкладывает
Оксана Агеева ответила Марине
Марина, да!!! Самое-самое главное в школе и садике - ребенок становится чужим. У него уже не домоцентричная жизнь, а своя личная.
Liv-Grete Poiree ответила Оксане
Оксана, у меня к Вам вопрос как к эксперту. Если старшему скоро пять, как лучше подготовиться к СО маме? У меня какая-то растерянность и страх провалить эксперимент. Например, Ирина Шамолина в своем блоге советует 4 часа в день посвящать занятиям с ребенком, чтобы он привыкал. Для нас это значит отмена утренних прогулок, а осенью- зимой это критично. То есть,первый важный вопрос- организационный. Какой режим дня оптимален для СО,чтобы никто не пострадал: ни ученик,ни мама,ни папа,ни малыши, которые рискуют остаться без прогулки.
Следующий вопрос: надо ли составить для себя программу самообразования и ,если да,что туда включить?
Спасибо!
Оксана Агеева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, извините, пропустила вопрос. Я не эксперт, конечно же, я просто мама, которая наощупь прокладывает путь своим детям. все делая впервые в жизни. Что получилось, тем делюсь :). Я очень много что могу сказать про занятия с дошкольником, это будет третья часть серии вебинаров. Но комментируя то, что Вы написали, скажу, что к планке в 4 часа в день мы выходим классу пятому, если не позже. Это если брать наши дома занятия, кружки и самостоятельное творчество ребенка я в это время не включаю. Уроки-пятиминутки - да. Потом 10, 15 минут, приучение к умственной деятельности, разговоры, ответы на вопросы (а это надо уметь делать хорошо! это мощный инструмент развития!), творчество, наблюдение, много общения со взрослыми - да. И чтение вслух! Но 4 часа в день занятий с дошкольником? Нет.
Liv-Grete Poiree ответила Оксане
Оксана, для меня Вы без всякого сомнения эксперт. Пятеро детей на СО, двое выпускников. Кто тогда эксперт?
Про занятия дошкольников я поняла. А после 5 класса Вы с каждым ребенком занимаетесь по 4 часа?
А как все-таки подготовиться к СО? Что-то поменять в режиме, какие-то знания подтянуть,закупить литературу? Даже не знаю,о чём конкретно спрашивать...
Оксана Агеева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, ох, эксперты по СО появятся в России, наверное, только в 3 поколении. Нет, я не скромничаю, есть чем делиться, но это не экспертный уровень, это уровень слепого котенка, который вроде как нашел молоко. собираюсь все рассказать в третьем вебинаре, мне очень тяжело писать много-много со всеми выкладками, поэтому я лучше все расскажу устно, тем более, что мой взгляд на подготовку дошкольников менялся все эти годы. Я сегодняшняя на первое место ставлю воспитание, потому что 99% проблем, с которыми ко мне обращаются начинающие СО мамы, звучат так: "А как вы занимались с ребенком, когда он не хотел садиться за уроки, что вы делали, когда он истерил или хотел уйти играть, как решали вопросы того, что младший брат ревновал и отнимал у старшего тетрадки или требовал таких же и далее множество вариаций на ту же тему". Я отвечала, что у меня такие ситуации в принципе не были бы возможны, что я никогда их не знала, и что СО в таких условиях если не невозможно, то невыносимо для всех участвующих сторон. И далеко не так важна какая-то подготовка в виде "Игралочки" или Монтессори, как то, чтобы сделать своих детей к началу СО просто вменяемыми, понимающими, что они будут делать все, что мама скажет, и без "козьей морды" при этом. Поэтому в вебинарах о дошкольниках я начала с фундамента (первый), потом поговорю о стенах (второй) и только затем перейдем к обоям (третий).
Что касается академической части, что я могу посоветовать уже сейчас - присмотреться к дошкольной подготовке РКШ. Я в руках ничего их дошкольного не держала (моей младшей 8), но у меня уже на сегодняшний день высокий градус доверия к их системе в целом, и то, что я слышу от мам дошкольников, очень вдохновляет. По части времени, они занимаются с детьми 2 раза в неделю, и занятие длится 30 минут по каждому предмету. Они считают, и я соглашусь, что дети еще в школьном возрасте успеют насидеться за партами.
В 5 классе у меня уже нет необходимости заниматься с каждым ребенком лично, я обычно уже хорошо подготавливаю их к самостоятельной работе, очень многое они делают сами. А 4 часа набегают суммарно, если сложить все сделанные в течение дня уроки. Иногда больше, иногда меньше. Но дошкольников я так мордовать не стала бы, если бы только не хотела воспитать дрессированных детей, которых можно ставить на табуреточку и удивлять гостей их эрудицией.
Ирина Логинова ответила Оксане
Оксана, подскажите у Вас такое понимание по воспитанию, обучению-это мама вас так научила? Она помогает Вам с детьми? или Вы считаете, что только мама все должна делать?
Оксана Агеева ответила Ирине
Ирина, Нет, у меня был долгий путь к своим сегодняшним воззрениям, на меня повлияли некоторые книги, очень сильно помогло следование интуиции и здравому смыслу, и самое главное - жизнь в вере. Маме сейчас 72, ей было бы затруднительно помогать, а сейчас, когда у меня детям от 8 до 19 лет, никакой помощи уже давно не нужно. Но она очень меня выручала, когда дети были малы, приезжая раз в неделю посидеть с ними, или живя у нас, когда я была в роддоме или в больнице с ребенком.
Юлия Лосева ответила Оксане
Здравствуйте, Оксана! Расскажите, пожалуйста, как у ваших детей сформирован интерес к самостоятельному чтению Библии и в каком возрасте они начинают это делать? Составляете ли вы план чтения для них, чтобы выработать постоянство?
Участвует ли ваш муж в обучении детей и какую роль выполняет в этом?
Оксана Агеева ответила Юлии
Юлия, здравствуйте! Это достойно отдельного поста, начну писать, когда будет готов, выложу на стену.
Про мужа: он участвует в воспитании и библейском назидании, учит парней труду и ремонту, работает. Но академически не учит, разве что маленьким книжки читал. Ну и порассуждать может с ними в разговоре, об истории, например. В связи с тем, что он до вечера на работе, а вечером мы не учимся, учебная нагрузка на мне.
Ева Ева
Оксана, здравствуйте! Можно Вам задать такой вопрос - к какой христианской конфессии вы принадлежите? Еще Вы писали о том, что Ваша дочка недавно крестилась. Именно в вашей церкви, конечно же?
Оксана Агеева ответила Еве
Ева, наверное, ни к какой. Мы просто христиане, которые причисляют себя ко всей, целой церкви Христа. Любим и дружим с христианами любых конфессий. Христианство для нас - ежедневное хождение с живым Богом. Дочка крестилась 4 года назад, ее покрестил по нашей просьбе наш друг, служитель.
Если этот вопрос относится к тому, можно ли доверять моим мыслям о духовном, так я думаю, тут важна не конфессия, а соответствие моих слов библейским истинам. Наверное, так же надо относиться и к любым другим делящимся чем-то людям.
Ева Ева
Нет, Оксана, не в коей мере. Я достаточно много Вас прочитала и вижу Вашу искренность, открытость, щедрость и желание служить людям, а это как раз, наверное, то самое духовное, что говорит само за себя. Спасибо Вам большущее за прекрасный пример для подражания и вдохновение!
У Вас просто много протестански-направленных книг в запасе. Мне еще, по незнанию, стало интересно, как протестанты принимают крещение.
Оксана Агеева ответила Еве
Ева, я читаю и книги православных авторов, вот прямо сейчас заказана в Лабиринте "Несвятые святые", а томик "В круге света" я не могла читать про себя, только и зачитывала семье куски. Из трудов Антония Сурожского выписывала и учила цитаты. Но при этом, например, с огромным интересеом и восторгом от удивительной спасающей руки Божией, читала и рассказ о своей жизни Освальда Руфайзена (католика). Я совершенно понимаю, что люди принадлежали и будут принадлежать конфессиям и ходить в свою конкретную поместную церковь, жить жизнью своей общины. И мы сейчас ходим в церковь рядом с домом. Но на самом деле очень хорошо понимать, что Бог - не член конфессии, даже если та верит, что ее учение - самое истинное. Он действует во всех церквях, Он выше всех перегородок, которые люди построили, и раздробленность Тела Христова на земле - это печально, на самом деле. На небесах этого уже не будет. Поэтому я открыта для общения и для изучения опыта всех христианских конфессий, для меня всегда восторг - видеть, как там действует Бог.
Протестантских книг у меня много по той причине, что их большинство в единственной большой межцерковной христианской библиотеке Питера. И они очень хороши. Я совершенно спокойно читаю зарубежных авторов, тк не считаю это непатриотичным. Но любую книгу надо, конечно, оценивать с точки зрения Библии. И все книги передаю своей очень православной подруге, она читает их с большим удовольствием.
А крестил дочь да, протестантский служитель, через полное погружение.
Светлана Иванова
Оксана, здравствуйте! Что бы вы посоветовали почитать с девочками 6 и 9 лет для улучшения их взаимоотношений? Или может быть маме ))
Оксана Агеева ответила Светлане
Светлана, мне ничего такого пока не приходит в голову. Мы достигали хороших взаимоотношений в семье не через мотивирующее чтение, а через мой круглосуточный труд над этим. У меня своя история: мы в детстве с братом не ладили, были и драки и сильное притеснение меня братом. И я решила, что когда вырасту, ни за что такого не допущу. Поэтому с того дня, как я принесла второго домой, я как цербер бдила над отношениями детей и до сих пор не пропускаю ни одной грубоватой реплики. У детей не было драк во все их детство, а словесные перепалки я пресекала на корню. Сейчас это идеально сработавшаяся команда.
Главное, мне кажется, всегда - железная мотивация мамы. В любом вопросе. Я заметила, что если человек чего-то очень сильно и неотступно хочет, он находит в итоге пути реализации своих планов. Осознанно и неосознанно.
Liv-Grete Poiree
Оксана,у меня такой вопрос. Думаю,он будет интересен многим семьям с маленькими детьми. Как Вы считаете, где лучше жить детям, которые учатся дома: в мегаполисе или за городом? Понимаю, конечно,что на этот вопрос каждый отвечает для себя по-разному,но Вы можете лучше знать нюансы жизни домашних детей.
Мы сейчас с детьми на даче и так не хочется возвращаться в город! Здесь они всё время на свежем воздухе, столько впечатлений, нет этих изнуряющих сборов на прогулку.
С другой стороны, в городе больше выбор круга общения, всяких интересных занятий. А в маленьком городке или поселке все дети обычно в садах, не говоря уже о школах...Здесь семейники будут особенно выделяться.
Хочется услышать Ваше мнение. Спасибо!
Оксана Агеева ответила Liv-Grete
Liv-Grete, вопрос очень серьезный. Я считаю, что детям младшего возрата очень хорошо жить и развиваться на природе. Но в старшем возрасте, если нет в планах фермерства, дети захотят получить профобразование и допобразование. В наших деревнях очень мало всего. В городе - море.
Я еще категорически против общежитий, отделения девочек из семьи до замужества, мальчиков в нежном возрасте 16 лет. Смысл устроить шикарное родовое гнездо, где будешь куковать вдвоем с мужем, а недовыросшие дети будут уезжать мыкаться по общагам в город?
У нас дача в часе езды, курсируем туда-сюда, но держимся вместе.
Наталья Лаврентьева
Оксана,пожалуйста,напишите о том ,как строится день у младших детей.С чего день начинается?Последовательность занятий и обязанностей.Чем заканчивается?В какое время дети ложаться спать и просыпаются?Нам трудно улечься.Увлекаемся чтением,а нужно уже спать.Из-за позднего укладывания трудно встать рано.Просим Бога:"Помоги,Господи, пораньше лечь!"Спасибо,за наставления!
Оксана Агеева ответила Наталье
Наталья, по распорядку дня лучше попытать более организованных людей. У нас его нет:). Я сова, дети встают сами в 8 утра и готовят завтрак (учитывая, что дети это уже и 19-летка), до обеда у нас библейский час и уроки, обед, потом опять уроки и кружки. Вечером не учимся, это отдых или возвращение с кружков, прогулка перед сном (я беру свои скандинавские палки). Уложить вовремя нереально, смирились.
Поэтому никаких статей или вебинаров на тему строгого распорядка дня у меня нет и не предвидится:). Мы просто живем, но каким-то чудом все успеваем.
Наталья Туркова ответила Оксане
Оксана, спасибо и за эту инф. Подъем в 8 утра - это рабочий режим или каникулы? Часто дилемма - надо ли детей будить утром, если накануне поздно заснули (в учебное время)? Подскажите, пожалуйста, муз.школа в вашей семье была с первого класса? Боюсь, что нам гулять будет некогда, а есть еще два дошкольника.
Оксана Агеева ответила Наталье
Наталья, в 8 это в будни. Если поздно легли, встают позже, дети должны высыпаться обязательно. Сон и еда у нас неприкосновенны. Музшкола обычно еще с подготовки. А гулять и очникам некогда, если у них кружки.
Liv-Grete Poiree ответила Оксане
Оксана, сначала хочу поблагодарить Вас за вебинары! Я пока прослушала один с половиной,но первый уже два раза. Рекомендую своим друзьям. Ваши семинары равноценны хорошей книге и очень поддерживают маму,которая в современном мире пытается хоть как-то держаться христианского воспитания.Спасибо!
В каком-то из Ваших выступлений Вы обмолвились,что жёстко пресекали всякие выяснения отношений между детьми,и это способствовало их дружбе. Мне приходилось читать у современных психологов,что в споры детей вмешиваться не нужно. Был бы очень интересно и важно прочесть,как Вам удалось сохранить хорошие отношения между детьми,что конкретно Вы для этого делали.
Ольга Дьякова ответила Оксане
Оксана, добрый день! Хочу задать вопрос по поводу Вашего режима дня. У меня старшей дочке 5,5, планируем СО, хотелось бы заранее выстроить режим дня так, чтобы СО потом органично вписалось. Вы говорите, что занимаетесь уроками в основном до обеда. А когда Вы готовите обеды/ужины, с вечера? У меня сейчас все утро всегда занято приготовлением обеда, выпечкой хлебы, уборкой кухни после этого, плюс прогулка - и уже обедать пора. Думаю, как лучше перестроить режим, чтоб потом голову не ломать, а когда учиться. Поделитесь, пожалуйста, Вашим опытом.
И второй вопрос. У меня сейчас есть любимая работа, которой я могу заниматься на дому. И я в раздумьях, смогу ли я дальше работать, когда начнется СО. Подскажите, пожалуйста, сколько Вам удается выделять времени на работу, сколько примерно часов в день, сколько дней в неделю? Понимаю, что у всех по-разному, но хочется иметь какой-то ориентир.
Оксана Агеева ответила Ольге
Ольга, добрый день, я могу некоторыми моментами поделиться, но пока предлагаю Вам послушать мой бесплатный семинар "Ужасы семейного обучения", там я делилась находками по поводу обедов и др.
Семинар можно найти здесь: https://vk.com/wall-116958555_2520