Настройка, инструктаж, эмоции

Мышечная деятельность организма, и в том числе при про-явлении силы, не обособлена, а включена в формирование так называемой установки индивида. Установка – это основная из-начальная реакция субъекта на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Она характеризует го-товность к определенной деятельности и является важнейшим фактором любой двигательной активности (Д.Н. Узнадзе, 1961; И.Т. Бжалава, 1966).

Физиологически готовность к действию связана с настройкой рецепторов, которая обеспечивает адекватное восприятие раздра-жителя, и с функциональной мобилизацией двигательных еди-ниц, облегчающей двигательную активность. Физиологическая природа этого явления подробно рассмотрена Е.Н. Соколовым (1959); Н.А. Бернштейном (1961); П.К. Анохиным (1965). Дви-гательная установка в спорте как настройка на предстоящее дей-ствие (Н.Г. Озолин, 1949; К.Е. Шойхет, 1964, 1966; Ю.С. Еремин, 1968) формируется под влиянием ситуации и информационно-

– 115 –

инструктирующего воздействия педагога и предполагает четкое представление двигательной задачи. Формирование такой на-стройки создает объективные предпосылки для большего успеха двигательного действия.

Так, предварительная словесная сигнализация о тяжести гру-за вызывает изменение тонуса мышц работающей руки. Слова «тяжелый груз» увеличивают тоническое напряжение мышц работающей руки, слова «легкий груз» уменьшают тонус тех же мышц (М.Н. Фарфель, 1961, 1964). Внушая увеличение мы-шечной силы, можно повысить ее на 22,5%, а внушая ослабление силы – понизить ее на 31,7% (М. Ikai, A. Steinhaus, 1961). Пра-вильный инструктаж может привести к большему эффекту силы, если ориентирует спортсмена на выполнение движения с акцен-тированием той или иной его качественной характеристики или способствует лучшей координации усилий рабочих групп мышц. Так, оптимальное сочетание силы, быстроты и амплитуды в дви-жениях скоростно-силового типа, обеспечивающее их максималь-ный (для данного функционального состояния организма) эф-фект, определяется эмпирически в процессе тренировки. Однако активное руководство действием помогает более быстро найти эффективное сочетание. Указание малоопытным спортсменам выполнить отталкивание вверх после прыжка в глубину быстрее или медленнее против обычного (табл. 7) приводит, как правило, к увеличению высоты взлета (Ю.В. Верхошанский, 1963).

                    Таблица 7  
  Влияние различных двигательных установок          
  на высоту прыжка (h) и время отталкивания (t)    
                           
Характеристики     Двигательная установка          
                       
выполнить обычное оттолкнуться оттолкнуться  
отталкивания  
отталкивание медленнее   быстрее    
         
                           
h (см)        
t (с )   0,240 0,260 0,245 0,310 0,315 0,310 0,160   0,220   0,230  
                           


Квалифицированный инструктаж может обеспечить макси-мальное использование силовых возможностей за счет рацио-нального перераспределения мышечных усилий. Так, гребцов информировали о зарегистрированных величинах усилий, разви-ваемых суммарным действием всех мышц, имитирующим начало, середину и конец гребка. Затем им предлагали произвести в этих

– 116 –

положениях повторные усилия, мобилизуя по преимуществу силу указываемых групп мышц. В результате кратковременного экспе-римента с такого рода информацией все испытуемые увеличили силовые показатели (табл. 8) в фазах гребка (В.С. Егоров, 1966).

Приведенные примеры свидетельствуют об эффективности инструктажа, если он исходит из правильного представления

о динамической структуре движения. Они говорят также о необ-ходимости учета квалификации спортсмена: по мере роста ква-лификации эффект инструктажа (в том плане, о котором идет речь) уменьшается, так как мастеру в большей мере свойственно умение мобилизовывать свои возможности. Инструктаж всегда должен формировать предельно четкую двигательную установку в соответствии со смысловой структурой действия. Здесь следует выделить два типа инструктивных указаний: эвристический (что нужно сделать) и конкретный (как сделать). Иными словами, эвристический инструктаж уточняет смысловую структуру дви-жения. В этом случае спортсмену предоставляется возможность самому найти наиболее выгодные для себя детали действия, ори-ентируясь на соответствие достигаемого эффекта с полученной инструкцией. Второй тип инструкции акцентирует внимание ис-полнителя на желательном (с точки зрения педагога) способе вы-полнения конкретных деталей действия. Сочетание этих типов инструкций опытным тренером неизменно повышает эффект вы-полнения силовых упражнений.

Таблица 8

Среднее увеличение силы гребка после указания на перераспределение усилий(по В. Егорову, 1966)

Фаза гребка     Разряд    
           
III II   I МС  
     
             
Начало 6,3 10,2   8,8 3,8  
             
Середина 19,4 10,7   12,5 17,5  
             
Конец 19,3 13,8   21,3 15,0  
             

Наконец, величина проявляемой человеком силы в значитель-ной мере определяется его эмоциональным состоянием. Во вре-мя сильного эмоционального подъема человек может совершать такие мышечные усилия, на которые в обычном состоянии он не способен. Сильные положительные эмоции могут мгновенно

– 117 –

увеличить энергию мышечного сокращения в 4 раза (М.И. Вино-градов, 1966). Наблюдения в спортивной практике показали, что деятельность в группе приносит бóльшие результаты, чем в оди-ночку (Н. Gurnee, 1937; Th. Abel, 1938; N. Weyner, D. Zeaman, 1956; I. Beasley, 1958; B. Cratty, 1965). Присутствие зрителей повы-шает эффект двигательного действия (G. Gates, 1924; R. Lazaruc

а. о., 1952; В. Cratty, R. Hutten, 1964), причем, как правило, не-спортсмены демонстрируют значительно более высокий уровень достижений, чем спортсмены (R. Singer, 1965). Таким образом, умелое руководство тренировкой, создание определенного эмо-ционального фона сделают работу над развитием силы более про-дуктивной.

– 118 –

 
  настройка, инструктаж, эмоции - student2.ru

Глава III

СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Эволюция взглядов на средства и методы силовой подготов-ки характерна периодическим повторением вполне определен-ного цикла в движении творческой мысли. Начало такому циклу дает, как правило, очередной успех в познании двигательного ме-ханизма спортивной техники, что помогает более точно опреде-лить средства силовой подготовки. Но по мере роста спортивных достижений эффект от применения этих средств становится все менее заметным. Тогда идут по пути увеличения их объема, но вскоре убеждаются, что всему есть предел. И снова обращаются

к анализу движений спортсменов, вооружившись более совершен-ной измерительной техникой. Так начинается новый цикл поис-ков, который, как правило, приводит к новому прогрессу в мето-дике тренировки. Так было, например, тогда, когда из лабораторий поступили сведения о значении силы в спортивных упражнениях и взгляды тренеров с надеждой обратились к штанге. Нечто по-добное наблюдается и сейчас, – когда ученые сигнализируют о том, что сила, с успехом реализуемая в одном движении, ока-зывается малоэффективной в другом. Такая специфичность силы заставляет по-новому отнестись к принципу подбора средств спе-циальной подготовки.

Итак, прогрессу методики силовой подготовки предшествует проникновение в двигательный механизм спортивного упражне-ния. Это привело в свое время к открытию, сформулированному в ставшем уже общепризнанном утверждении, что решение проб-лемы силовой подготовки должно исходить прежде всего из ре-

– 119 –

ального движения спортсмена и конкретного уровня его физиче-ской подготовленности. Оно дало возможность понять, как надо разрабатывать новые средства и что не всегда следует легко отка-зываться от того, что завоевано ценой кропотливого труда многих поколений энтузиастов в угоду чему-то новому, модному, но под-час не содержащему в себе ничего, кроме сенсации.

Таким образом, положение о необходимости подбора средств тренировки (в частности, для развития силы) исходя из дви-гательной специфики конкретного спортивного упражнения явилось одним из ценнейших завоеваний методической мысли

в спорте. Это был поворот от оправдавшего себя в свое время, но быстро пережившего фазу прогрессивности курса на общую фи-зическую подготовку. На смену ему пришло утверждение о при-мате специализированной тренировки, базирующейся на фунда-менте общей подготовки, содержание которой, однако, должно учитывать специфический характер спортивной деятельности. В результате практика подбора средств силовой подготовки с учетом специфики движений атлета вышла за рамки интуиции и стала обретать определенную объективную основу. Эта основа находит свое обобщенное теоретическое выражение в излагаемом далее принципе динамического соответствия, формулирующем меру и критерии соответствия средств специальной силовой под-готовки характеру и режиму работы нервно-мышечного аппара-та в специализируемом упражнении. Но, прежде чем говорить о конкретном содержании принципа динамического соответ-ствия, необходимо задержаться на некоторых фундаментальных положениях, определяющих подход к подбору средств специаль-ной силовой подготовки.

ПРОБЛЕМА СРЕДСТВА

Физиологической основой приспособительных перестроек

в живой ткани являются раздражение, исходящее из внешней или внутренней среды, и следующая за ним реакция, которая оставля-ет определенный след в организме. При повторном раздражении следы, суммируясь, приводят к адекватным качественным изме-нениям органа в виде расширения границ его функциональных возможностей и соответствующей морфологической перестрой-ки. Специфической особенностью живого субстрата является относительно быстрая адаптация к повторному раздражению,

– 120 –

которое скоро становится привычным и уже не вызывает прибавок

в приспособительных сдвигах, а лишь поддерживает их. Исклю-чение данного раздражителя из комплекса внешних воздействий приводит к возвращению органа на исходный функциональный уровень, так как прежние приспособительные перестройки утра-чивают свою жизнеобеспечивающую роль.

Такова в самых общих чертах и значительном упрощении физиологическая сущность тренировки. Действительная же кар-тина гораздо сложнее, поскольку систематическое упражнение как средство структурно-функционального совершенствования содержит комплекс различных раздражающих воздействий на все органы и системы организма. Например, для успеха трениров-ки, направленной на развитие силы, небезразлично, какого веса штангу поднял атлет, сколько раз, быстро или медленно, в начале или конце тренировочного занятия. Перечень этих условий мож-но продолжать бесконечно, учитывая, что развитие силы далеко не исчерпывает задач тренировки. Однако и без того достаточно ясно, с какими трудностями встречается тренер при организации тренировочного процесса, будучи поставленным перед необходи-мостью выбора из бесконечного множества возможных вариантов такого сочетания средств, которое с большей вероятностью при-вело бы к успеху.

Наши рекомендации