Если бы не авария, то эта операция была бы вполне заурядной, но в сложившихся условиях имелись опасения, что могли быть повреждены пироболты, скрепляющие их вместе.
Кроме того, после отделения служебный модуль обычно уводился в сторону при помощи собственных двигателей ориентации, на которые в данном случае нельзя было полагаться.
Наконец, корабль без служебного модуля, представлявший собой нерасчётную связку отсека экипажа и лунного модуля, мог оказаться динамически неустойчивым и сложно стабилизируемым.
После отработки различных вариантов на Земле было принято решение развернуть корабль на 91,3° по отношению к направлению своего движения.
Затем с помощью двигателей системы ориентации лунного модуля следовало сообщить импульс в 15 см/с по оси корабля так, чтобы он начал перемещаться двигательным отсеком вперёд.
После этого необходимо было осуществить подрыв пиротехнических устройств и дать импульс в противоположном направлении (шестая и седьмая коррекции), что позволит кораблю удалиться от продолжающего движение по инерции служебного модуля.
Несмотря на сложность процедуры, в 13:14:48 (в 138:01:48 полётного времени) двигательный отсек был благополучно отделён от корабля.
В 13:28 после увода отсека астронавты получили возможность его рассмотреть и сфотографировать.
Фотография повреждёного двигательного отсека
«Аполлона-13», сделанная после его отделения.
Картина была ужасающей - панель корпуса № 4 длиной около четырёх метров и шириной свыше полутора метров оказалась вырванной взрывом, кислородный бак № 2 отсутствовал; на сопле маршевого двигателя виднелись следы повреждений.
Служебный модуль оказался полностью выведенным из строя.
Следующей операцией было отделение лунного модуля от отсека экипажа.
Ловелл задраил люки в лунный модуль и переходный туннель - в этот раз их закрытие не было сопряжено с затруднениями, - а затем стравил воздух из туннеля до давления в 2,8 фунта на квадратный дюйм (0,19 атм).
Получив подтверждение закрытия люков, Суайгерт активировал систему жизнеобеспечения командного модуля.
Астронавтам пришлось пережить несколько неприятных минут: приборы показывали повышенный расход кислорода, что могло означать негерметичность люка.
Однако инженеры в Хьюстоне быстро поняли, в чём дело.
На протяжении последних дней за жизнеобеспечение корабля отвечали системы «Водолея», рабочее давление в кабине которого было ниже, чем в командном модуле.
Только что включённая система жизнеобеспечения «Одиссея» обнаружила, что давление в кабине ниже номинального, и начала поднимать его до штатного уровня.
Через пару минут расход кислорода снизился до расчётных значений.
Ещё через четыре минуты, в 16:43 (141:30:00 полётного времени) Суайгерт подорвал пироболты, стягивающие туннель и командный модуль.
Остаточное давление мягко оттолкнуло модули друг от друга.
В момент сброса в «Водолее» оставалось кислорода на 124 часа, электроэнергии - на 4,5 часа, воды - на 5,5 часов.
На период посадки ряд стран, в том числе СССР, Англия и Франция, объявили радиомолчание на рабочих частотах экипажа.
Незадолго перед входом в атмосферу центр управления полётом запланировал для экипажа ещё одну нештатную операцию - следовало подтвердить точность настройки системы навигации и ориентации командного модуля.
При неправильной настройке он мог войти в атмосферу под нерасчётным углом тангажа или рыскания, что привело бы к перегреву кабины и гибели экипажа.
Согласно полётному плану, в случае отказа автоматики Суайгерт должен был вручную управлять ориентацией командного модуля, ориентируясь на земной горизонт и специальные линии, выгравированные на иллюминаторе пилота.
Однако в данном случае «Одиссей» заходил на посадку над ночной стороной Земли, и горизонт был просто неразличим.
Для подтверждения настройки был использован заход Луны за Землю.
Наблюдая за Луной в перископ, Ловелл засёк момент соприкосновения дисков Луны и Земли - он совпал с расчётным.
Это означало, что гироскопическая инерциальная платформа настроена точно, система автоматической ориентации исправна, а траектория снижения находится в допустимых пределах.
Апреля в 17:53:45 (в 142:42:42 полётного времени) отсек экипажа «Аполлона-13» вошёл в земную атмосферу, в 17:58:25 (в 142:47:22) вышел на связь, а в 18:07:41 благополучно приводнился в 7,5 километрах от универсального десантного корабля «Иводзима».
Апреля 1970 года.