Сворачивание описаний и оценивание

Ввиду ограниченности человеческой памяти и отсутствия времени на детальное ознакомление с различными сущностями люди в основном пользуются их краткими характеристиками, поэтому в выводах аналитического исследования должна содержаться краткая характеристика исследуемого объекта. Значительная часть исследования служит лишь обоснованием этой характеристики.

Возможные компоненты краткой характеристики:

- типы, к которым относится рассматриваемая сущность;

- хорошо известные аналоги, с которыми сравнивается рассматриваемая сущность;

- оценки различных качеств рассматриваемой сущности.

* * *

Любая сложная сущность может быть рассмотрена в нескольких аспектах, в каждом из которых - свой подход к классифицированию (или даже несколько подходов).

В понятие "тип " может вкладываться разный смысл:

1) описание типа содержит качества, присущие всем элементам типа: если тип A, то в него попадают элементы AB, AC, AD, AE, но не BC;

2) описание типа задает диапазон, в который попадают качества элементов типа: если тип AB..AE, то в него попадают элементы AB, AC, AD, AE, но не AF;

3) описание типа задает набор возможных, но не обязательных, качеств элементов: если тип ABCD, то в него попадают ABC, BC, CD, но не ABCDE.

Одна и та же сущность, рассматриваемая в некотором аспекте, может сочетать в себе признаки нескольких "чистых" типов, и в этом случае ее можно с более или менее вескими основаниями отнести к любому из них.

* * *

Чтобы самым кратким образом охарактеризовать некоторую сущность, можно указать сходную с ней аналогичную сущность - хорошо известную лицам, которые будут знакомиться с аналитическим материалом. Если достаточно близкая аналогия отсутствует, можно сказать, что характеризуемая сущность A ...

- является "мягким" вариантом сущности B;

- является "жестким", законченным, концентрированным вариантом сущности B;

- представляет собой сущность B, к которой добавлены (или у которой отняты) качества X и Y;

- представляет собой среднее между сущностями B и C;

- соединяет качества сущностей B и C;

- и т. д.

* * *

Оценка - суждение о значении некоторого показателя (о занимаемом им месте на некоторой шкале или о соотношении его с аналогичным показателем какого-нибудь другого объекта или того же объекта, но в другой момент времени).

Варианты оценок: A > B, A = B, A >= B.

Основные шкалы, используемые в аналитической разведке: шкала полезности (вредности), шкала потенциальной полезности (опасности), шкала важности.

Полезное - приносящее выгоду в текущее время или должное наверняка принести выгоду в будущем. Потенциально полезное - способное принести выгоду в будущем с той или иной степенью определенности или при наступлении некоторых условий.

|потенциальная| | вероятность | | размер |

| полезность | = |(возможность)| * | выгоды |

| | | выгоды | | |

Вредное - причиняющее ущерб в текущее время или должное наверняка причинить ущерб в будущем. Опасное - способное причинить ущерб в будущем с той или иной степенью определенности или при наступлении некоторых условий (= потенциально вредное).

| | | вероятность | | размер |

| опасность | = |(возможность)| * | ущерба |

| | | ущерба | | |

Важное - то, что требует внимания.

Неважное не может быть ни полезным, ни вредным. Полезное может быть опасным. Вредное в прошлом может быть полезным в настоящем или в будущем. Полезное при одних обстоятельствах может оказаться вредным при других. Многие сущности сочетают положительные и отрицательные качества, и совокупная оценка этих сущностей зависит от обстоятельств, в которых с ними придется иметь дело.

Шкала полезности может иметь примерно следующий вид:

- чрезвычайно полезное;

- существенно полезное;

- довольно полезное;

- скорее полезное, чем вредное;

- с приблизительным равновесием полезных и вредных качеств.

Другие шкалы строятся аналогично.

Следует иметь в виду, что если в некоторой вещи уравновешиваются, полезные и вредные качества, это не то же самое, как если бы у него не было ни полезных, ни вредных качеств, т. к. в первом случае равновесие может в некоторых ситуациях оказаться нарушенным, а во втором этого не случится.

При сравнении объектов, при сравнении состояний одного объекта в разные моменты времени нередко требуется использование удельных и приведенных показателей. Удельный показатель - количество некоторого свойства, приходящееся на единицу другого свойства. Приведенный показатель - количество некоторого свойства, выраженное в эквивалентном количестве другого свойства.

* * *

Проблема получения кратких характеристик осложняется тем, что многие описываемые сущности бывают неоднозначны и изменчивы, и поэтому не всегда удается сворачивать их описания без значительной потери информации. Следует учитывать это обстоятельство в процессе подготовки решений на основе разведывательно-аналитических материалов и, если позволяет время, проверять предоставляемые рекомендации путем обращения к более детальным данным о сущностях, которые решения затрагивают.

Выявление тенденций

Некоторые тенденции являются медленными, и обнаружить их можно лишь сопоставлением данных, зафиксированных в значительно удаленные один от другого промежутки времени.

Некоторые тенденции маскируются противоположными тенденциями - чередующимися с ними или существующими параллельно им. К примеру, если исследовать состояние окружающей среды, то наряду с многочисленными фактами ухудшения ее состояния можно выявить и многочисленные факты проведения удачных защитных мероприятий, из-за чего затруднительно сделать вывод о том, в какую сторону изменяется ситуация в целом. Можно убедительно истолковать такую ситуацию как улучшающуюся или как ухудшающуюся - в зависимости от пропагандистской потребности.

Удобно различать "первичные тенденции" и "тенденции изменения тенденций" (аналогия в физике: скорость и ускорение). К примеру, если имеет место отрицательная тенденция, но также и существенная тенденция ее изменения, направленная в нужную сторону, то можно говорить о положительной перспективе. "Тенденция изменения тенденции" - это производная первого порядка от функции, выражающей "первичную тенденцию".

Социальные тенденции должны рассматриваться на нескольких уровнях:

1-ом: уровне понимания ситуации субъектами, которые к этим тенденциям причастны;

2-ом: уровне подготовки различных субъектов к оказанию влияния на тенденции;

3-ем: уровне мероприятий, влияющих на тенденции;

4-ом: уровне влияемых процессов (собственно тенденций).

О том, как скоро и насколько будут изменены те или иные социальные процессы, можно судить по тому, до какого уровня (1-го, 2-го или 3-го) и в какой форме развилась реакция на них.

Выявление событий

Выделение событий в пространственно-временном континууме является делом условным. Некоторые события выделяются там, где их можно было бы и не выделять. Делается это в пропагандистских целях или когда какой-нибудь исследователь желает отличиться вкладом в науку. Для аналитика обнаружение существенного события, которого до него никто - несмотря на доступность соответствующих фактов - не замечал, является делом чести. Таким событием может быть подготовка государственного переворота или состоявшийся скрытый государственный переворот, смена тенденций развития чего-нибудь, переход какой-нибудь критической точки, появление какого-нибудь нового социального феномена, использование какого-нибудь нового скрытого средства воздействия на общество и т. д.

Чтобы сделать такого рода открытие, нужна прежде всего настроенность на него: следует взирать на мир с вопросом, а не осталось ли незамеченным что-то существенное.

Для приобретения должной пытливости полезно ознакомиться с некоторыми прецедентами (пусть даже сомнительными). Рекомендуются следующие источники:

Бержье Ж., Повельс Л. "Утро магов";

Бушков А. "Россия, которой не было";

Гумилев Н. "В поисках вымышленного царства";

Мухин Ю. "Как уродуют историю твоей Родины", "Антиаполлон. Лунная афера США";

Суворов В. "Ледокол", "День М", "Очищение".

Работа со сложностями

Умение работать со сложностями включает в себя следующее:

- умение представлять сложные сущности посредством наборов простых моделей;

- умение компактно и понятно выражать сложные представления, в том числе посредством формул и схем;

- умение упорядочивать данные в компьютере и на бумаге таким образом, чтобы было удобно находить нужные сведения, а также выискивать закономерности в совокупности данных;

- умение одновременно работать со множеством вариантов, имеющих разные степени достоверности и значимости и по-разному соотносящихся между собой.

Иерархическая система упорядочения данных оказывается, как правило, недостаточной или неудобной, так как одни и те же наборы данных бывает нужно рассматривать в разных сочетаниях. Выход может быть в том, чтобы упорядочивать документы линейно (к примеру, по дате поступления) и далее строить различные системы ссылок на эти документы.

* * *

Как правило, сложный феномен получает несколько объяснений (моделей), каждое из которых представляется более или менее убедительным. Надо пробовать свести различные объяснения в одно, но это не всегда удается. В таком случае выход состоит в том, чтобы действовать, насколько это возможно, с учетом всех известных убедительных объяснений: считать, что, скорее всего, каждое из них верно отражает какую-то сторону феномена, но каждое - свою. Можно отдавать предпочтение одному из объяснений, но не забывать при этом и об остальных и эпизодически пробовать смотреть на феномен глазами их приверженцев.

Это нормально - иметь в виду одновременно несколько вариантов объяснения некоторого феномена, допускать смесь этих вариантов, быть более или менее неопределённым в оценке их достоверности и их "доли" в смеси, несколько изменять свои представления в этой области при получении всякой новой порции относящихся к ней сведений. Сохранение неопределённости и неустойчивости представлений - это не обязательно признак несамостоятельности ума и неспособности к адекватному восприятию действительности: это может быть признаком гибкости и умения работать с нюансами. Качество, противоположное гибкости и умению работать с нюансами, - схематизм. Схемы удобны своей простотой, чёткостью и неизменностью, но реальность всегда сложнее отражающих её схем, и из-за этого расхождения между схемами и реальностью нередко настолько существенны, что обесценивают действия, основывающиеся на схемах.

* * *

На политическом поле, в экономике и т. п. субъекты склонны объединяться в какие-то группы, но в отношении этих групп следует иметь в виду, что они имеют более или менее неопределенный состав, более или менее неустойчивы; что всегда какие-то группы находятся на этапе становления, но большинство из них не сложится; что у групп со временем изменяются цели, лидеры, возможности, представления, причем перемены, определяемые в основном мнениями, иногда происходят очень быстро - к примеру, за несколько дней или даже часов. Аналитик, тяготеющий к системным представлениям, стремится вырабатывать какие-то схемы, то ест рассматривать некоторые вещи как четкие и неизменные, тогда как на самом деле четким и неизменным остается очень немногое, и аналитик оказывается во власти не вполне адекватных представлений. Но поскольку в построение схем вкладывается значительный труд, и они привлекают своей детальностью и определенностью и, кроме того, в чем-то очень похожи на действительность, то расставаться с ними бывает трудно. Между тем, суждения аналитика, опирающиеся на эти схемы, начинают со временем всё больше походить на заумный бред.

Использование подсознания

Рассуждение (то есть словесное выражение течения мысли) нередко вредит качеству мыслительной работы, поскольку отвлекает силы и огрубляет работу подсознания. Мысль высказанная - это мысль искаженная.

Надо по возможности читать то, что хочется, и обдумывать то, что хочется, а не только то, что непосредственно требуется для обязательных дел. В подсознании идет своя важная работа, и ее потребности проявляются иногда в необоснованных желаниях.

О процессе вытаскивания идей из подсознания хорошо сказано у А. Шопенгауэра ("Новые паралипомены", п. 530): "Когда мысль возникает у меня в неясной форме и витает предо мной слабыми очертаниями, мною овладевает невыразимое желание схватить ее: я все отбрасываю прочь и гонюсь за нею, как охотник за дичью, по всем изгибам, выслеживаю ее со всех сторон и пересекаю ей дорогу, пока не поймаю ее, не сделаю ясной и не перенесу ее, побежденную, на бумагу. Но иногда она все-таки ускользает от меня, и тогда мне приходится ждать, пока другой какой-нибудь случай снова не вспугнет ее; и как раз те мысли, которыми я овладел после нескольких напрасных попыток, обыкновенно - самые лучшие."

За работу, требующую новых идей, надлежит браться исключительно в состоянии вдохновения. Следует посредством самонаблюдения выявлять, какие факторы способны вызывать вдохновение, какие обстоятельства благоприятствуют этому.

В. Плэтт ("Информационная работа ...", стр. 157): "...лучше писать первый вариант документа смело, с энтузиазмом, без остановок, оставляя свободные места для недостающих фактов. Затем надо еще раз браться за документ, восполнять недостающие факты и критически оценивать все написанное."

Если вдохновения нет, надо заниматься вспомогательной работой (подбирать материал, править уже написанное, читать что-нибудь для общего развития и т. д.) или отдыхать.

Такой подход можно назвать интуитивистским. Он достаточно эффективен, если сочетается с умеренным скептицизмом и способностью выстраивать корректные рассуждения.

Наши рекомендации