Морально-политические качества

А. Даллес: "Работник разведки не должен быть слишком честолюбивым человеком и не должен стремиться к тому, чтобы его труд вознаграждался славой или богатством. Ни того, ни другого он, по всей вероятности, не получит ..." ("Искусство разведки", стр. 175)

Но "по всей вероятности" разведчик не получит славы и богатства также ни в какой другой области деятельности, потому что эти вещи вообще достаются мало кому. А маленький шанс добиться того и другого у него все-таки есть и в разведке - к примеру, через публикацию мемуаров. Работник АР, как человек пишущий, может отличиться книгой довольно рано. По сравнению с писателями, работающими вне разведслужбы, у него есть два преимущества: во-первых, доступ к особым источникам информации, во-вторых, солидный статус, упрощающий отношения с издательствами. Поэтому переход на работу в разведку - это не утрата возможностей, а приобретение их.

* * *

Упомянутые ранее желательные моральные качества аналитика, работающего в разведке, (чувство долга, патриотизм и т. д.) являются в значительной степени взаимосвязанными и наследственно обусловленными. Более вероятно ожидать их у тех, чьи родители честно работали и умеренно отличились на государственной службе, связанной с риском. Люди различаются предрасположенностью к проявлению тех или иных инстинктов, и воспитание может изменить спектр врожденных наклонностей только в небольших пределах.

У психически здоровых и интеллектуально развитых людей упомянутые качества вполне совместимы с уместно проявляемыми агрессивностью, скептицизмом, недоверчивостью.

Д. Маклахан: "Офицеру разведки может потребоваться пойти на подкуп, насилие, обман, предательство и ложь. Ему, возможно, придется встретиться и с необходимостью тайно вторгнуться в личные взаимоотношения людей, в их переписку. Если офицер-разведчик и не был ловким, пронырливым человеком к началу своей службы, то к концу ее обязательно станет. Работа в таких областях разведки, как дезинформация и подрывная деятельность, наложит неизгладимый отпечаток на образ мышления людей." ("Тайны английской разведки", стр. 344)

Сказанное относится к добывающим офицерам. Аналитик может сохранять чистые руки и презирать добытчиков, но это нечестно, если он не может без них обойтись. Кроме того, чтобы быть хорошим разведчиком-аналитиком, надо быть и немного добытчиком - хотя бы в душе.

Очень желательно, чтобы сотрудники АР не были курильщиками и не имели других подобных слабостей, свидетельствующих об абсурдности поведенческих установок и слабоволии.

Другие плохие признаки:

- чрезмерное пристрастие к музыке, особенно джазу, тяжелому року и т. п.;

- интерес к модернистской живописи;

- ненормальность половой жизни (отсутствие или смена "брачного партнера", и т. д.);

- чрезмерное стихотворчество;

- косоглазие, заикание, нарушения сна;

- склонность к коллекционированию.

Поскольку людей, совмещающих все желательные качества, набирается очень немного, и не всех из них интересует работа в АР, и государству они нужны не только в АР, то получается, что основная проблема службы АР - это проблема комплектования.

Люди, психический склад которых не позволяет допускать их к государственным секретам, могут использоваться службой АР через различные исследовательские институты, "центры", "советы".

4.4. Профессиональная подготовка

Даже в знаниях надо меру знать, не набираться

тех знаний, кои и знать не стоит.

Б. Грасиан. "Карманный оракул" (аф. 174).

Аналитики скорее выявляются, чем готовятся, но можно создавать условия, способствующие развитию аналитических способностей.

В. Плэтт: "Трудно представить себе какую-либо естественную или общественную науку, которая не имела бы прямого или косвенного отношения к тому или иному аспекту информационной работы стратегической разведки." ("Информационная работа ...", стр. 44) "Глубокое знание основных принципов естественных и общественных наук, несомненно, весьма полезно для офицера информации. Его начитанность в вопросах, имеющих лишь отдаленное отношение к вопросу, которым он непосредственно занимается, часто стимулирует воображение и подсказывает интересные аналогии. И напротив, настойчивое изучение только данного узкого вопроса будет напрасно истощать умственные способности разведчика." (там же, стр. 142)

* * *

Области, о которых аналитику желательно иметь представление:

психология; | география;

педагогика; | этнология;

лингвистика; | демография;

| страноведение;

математика:

статистика, | юриспруденция;

теория вероятностей; | конфликтология;

планирование эксперимента, | политология;

теория игр; | криминология;

теория катастроф; | военное дело;

системология; |

| социология;

культурология; | экономика;

социальная психология; | государствоведение;

философия; | философия истории;

религиоведение; | социальная экология;

идеологии; | глобальные проблемы;

науковедение; | психотроника;

принятие решений; | политические технологии;

менеджмент; | разведка и контрразведка.

обработка данных; |

управление развитием; |

техника, технологии;

Для аналитической работы область базового образования не имеет существенного значения. Массовое образование обычно отличается серостью и аналитике высокого уровня больше вредит, чем помогает. По этой причине лучшими аналитиками в гуманитарной области нередко оказываются "технари" и "естественники", а не исконные "гуманитарии".

Для службы АР не обязательно и даже не желательно, чтобы все ее аналитики принадлежали одной "школе", пользовались одинаковыми методами. Столкновение разных подходов идет этим подходам на пользу - если, конечно, их сторонники способны корректно спорить и пересматривать свои взгляды.

Одни книги запрещаются и уничтожаются церковью, другие - тоталитарными режимами, третьи - "демократическими" правительствами по настоянию влиятельных профессиональных или этнических групп. Некоторые из этих книг являются действительно вредными для человечества, некоторые - лучшими из числа когда-либо написанных. Аналитику желательно читать и те, и другие.

Чтобы меньше отклоняться в представлениях от реальности, надо по возможности хотя бы немного непосредственно контактировать с теми сущностями, о которых требуется иметь мнение. Это достигается регулярными стажировками сотрудников АР в различных областях деятельности.

Разведчик-аналитик должен развивать и поддерживать в себе некоторые навыки агентурной и диверсионной работы - во-первых, чтобы лучше понимать действия и возможности коллег, во-вторых, чтобы не позорить свое учреждение в случае какого-нибудь личного конфликта вне его стен.

Кандидатам на работу в специальной службе лучше проходить вводный курс обучения ДО зачисления их в штат. При таком подходе есть возможность лучше присмотреться к ним в процессе обучения и учесть результаты экзаменов. Кроме того, некоторые из кандидатов, могут сами изменить свое решение, лучше ознакомившись с условиями и требованиями будущей службы.

Наши рекомендации