Информационная структура презентации
Информационная структура презентации определяется, естественно, ее видом и задачами, стоящими перед презентацией. Информационную структуру презентации можно уподобить скелету, к которому будут прикрепляться мышцы содержания (даже если значительная часть этих мышц уже разработана).
Элементами информационной структуры презентации являются отдельные слайды или группы слайдов, идущие последовательно, содержащие обособленную по какому-либо признаку информацию. Вариант классификации таких элементов (информационных блоков) приведен ниже. Их одновременное наличие в любой презентации необязательно. Порядок, в котором они приведены, никак не связан с порядком их демонстрации в презентации.
Элементы информационной структуры презентации
Заголовок
Очевидный, но не всегда необходимый элемент. Один, максимум два слайда (в том случае, если обыгрываются используемые в заголовке образы и если он разбивается на две части. Как, например, «Преступление и наказание»). Заголовок может использоваться не только как начало презентации, логически связанно с ее содержанием, но и как предваряющая заставка, демонстрируемая на экране до начала презентации – пока аудитория собирается в зале, например.
Введение
Очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Необходимость введения и его содержание полностью зависит от того, знакома аудитория с вопросом, или нет. Согласитесь, что в презентации, описанной в Примере 1, введение, информирующее аудиторию о том, что в данной презентации речь пойдет об инвестиционных возможностях Энской области, неочевидно. Аудитория и так это знает. И, напротив, если ваша презентация сопровождает доклад на конференции с большим разнообразием тем, то введение будет совершенно необходимым.
Позитивный эмоциональный блок
Эмоциональные блоки рассчитаны на создание у аудитории определенного настроения. Причем непосредственно к теме презентации это настроение может и не относиться. Например, может быть сформулирована глобальная посылка в стиле «Космические корабли бороздят просторы Большого театра…», к которой просто последовательно (и не обязательно логично) может привязываться переход к предмету презентации: «…и наша компания не отстает от веяний времени…» Использовать эмоциональные блоки нужно очень осторожно и учитывая особенности аудитории.
Негативный эмоциональный блок
Негативные эмоциональные блоки могут использоваться по той же, описанной выше, схеме, только предмет презентации будет не привязываться в хвост позитивной эмоции, а исправлять негативную. Весьма эффектно и эффективно парное использование негативного и позитивного эмоциональных блоков (именно в такой последовательности, если, конечно, вы заинтересованы в позитивном результате). Этим приемом постоянно пользуются при производстве пропагандистских и агитационных материалов. Вспомните, хотя бы, любую предвыборную компанию: «Много лет нас унижали и втаптывали в грязь. Рождаемость падает. Смертность растет… Но я могу поднять рождаемость и опустить смертность!» И так далее. Опять же, помните о том, что при использовании эмоциональных блоков следует очень хорошо учитывать особенности аудитории. А то вместо пафоса вы можете запросто получить сдержанный циничный смех.
И еще. Говоря об эмоциональных блоках – как о позитивном, так и о негативном – можно было бы ввести еще одно понятие – степень нарастания эмоциональности. Очевидно, что в позитивном эмоциональном блоке, состоящим из нескольких слайдов, первый может пробуждать лишь слабую надежду, а последний – бурный восторг. Учтем эту «степень нарастания».
Сравнительный блок
Содержание сравнительного блока очевидно – сравнивается Россия с Америкой, например, или 3-й микрорайон с 5-м. Следует лишь отметить, что сравнений должно быть немного – они достаточно сложны для восприятия – так как информации в них, фактически, в два раза больше против обычного (и это если сравниваются только две стороны).
Блок-повествование
В повествовательном блоке, чаще всего, содержится информация о каком-либо процессе. Например, об этапах работы над проектом. Повествовательные блоки, как правило, скучны и тяжело воспринимаются аудиторией – их нужно или избегать вообще, или максимально сокращать. Безусловно, бывают исключения. Представьте себе воодушевленных участников круиза по Средиземному морю, которым в последний день путешествия просто показывают фотографии, сделанные в предыдущие дни. Аудитория будет в восторге. Правда это уже будет не столько повествовательный, сколько позитивный эмоциональный блок.