Конструирование презентаций.

Конструирование презентаций.

Часть I.

Д. А. Шумаков.

Введение

Первая часть пособия «Конструирование презентаций» посвящена вопросам, связанным с разработкой информационной структуры и информационного дизайна мультимедийных презентаций.

Классификация презентаций

Конструирование компьютерной презентации возможно только после четкого ответа на пять вопросов.

1. Как будет представляться презентация слушателям?

2. Какое при этом будет использоваться презентационное оборудование?

3. Будет ли презентация интерактивной?

4. Что будет представляться в презентации?

5. Перед какой аудиторией будет делаться презентация?

Классифицируем презентации по этим признакам.

Классификация презентаций по способу представления

Презентация, содержащая значимую информацию и сопровождаемая докладчиком

Фактически это – самостоятельная презентация, несущая в себе всю или большую часть информации, предназначенной для слушателей. Докладчик может сопровождать презентацию небольшими комментариями. Для такой презентации характерны следующие черты.

1. Исходный интерес аудитории к презентации неизвестен.

2. Презентация полностью или частично может демонстрироваться без сопровождения докладчиком.

3. Внимание аудитории сосредоточено на информации, содержащейся в презентации.

4. В подавляющем большинстве случаев используется презентационное оборудование.

5. Презентация представляется группе слушателей.

6. Время представления презентации чаще всего ограничено.

7. Возможно, что кроме вашей презентации, аудитории будет предложено еще несколько презентаций (презентации конкурентов, партнеров и т.п.).

Презентация, сопровождающая выступление докладчика

В данном случае основную информацию до аудитории доносит докладчик, презентация служит для уточнения отдельных положений доклада, содержит большие массивы данных и т.п. Такую презентацию характеризуют следующие черты.

1. Исходный интерес аудитории к презентации неизвестен.

2. Внимание аудитории, главным образом, сосредоточено на докладчике.

3. Презентация полностью управляется докладчиком.

4. В большинстве случаев используется презентационное оборудование.

5. Презентация представляется группе слушателей.

6. Время представление презентации чаще всего ограничено.

7. Возможно, что кроме вашей презентации, аудитории будет предложено еще несколько презентаций (презентации конкурентов, партнеров и т.п.).

Презентация, предназначенная для самостоятельного просмотра пользователем

Такая презентация может размещаться, например, на презентационном компакт-диске организации. Предполагается, что во время просмотра презентации пользователь не будет иметь никаких дополнительных источников информации. Кроме того…

1. Внимание пользователя сосредоточено только на презентации.

2. Пользователь изначально заинтересован презентацией.

3. Презентация полностью управляется пользователем.

4. Чаще всего презентация просматривается пользователем с экрана компьютера.

5. Презентация просматривается одним пользователем или небольшой группой пользователей.

6. Время представление презентации чаще всего не ограничено и зависит от интереса пользователя к презентации.

7. Чаще всего пользователь просматривает только одну презентацию.

Презентация, предназначенная для одновременного просмотра с экранов нескольких компьютеров группой пользователей

С распространением презентационного оборудования такие презентации стали встречаться чрезвычайно редко. Однако некоторое время назад они были популярны, например, при проведении разного рода занятий. Презентации такого рода чаще всего сопровождались докладчиком или поддерживали выступление докладчика. Для таких презентаций характерны следующие черты.

1. Внимание аудитории постоянно переключается от презентации к докладчику и обратно.

2. Презентация управляется пользователем, чаще всего – по указанию докладчика.

3. Презентация демонстрируется с экрана компьютера.

4. На каждом конкретном компьютере с презентацией могут работать несколько человек.

5. Время представление презентации чаще всего ограничено, скорость «прохождения» презентации зависит от работы всей аудитории.

Линейная презентация

1. Слайды презентации сменяют друг друга последовательно.

2. Пользователь пассивен, его участие в управлении презентацией незначительно.

3. Внимание пользователя акцентируется на просматриваемом слайде, содержание просмотренных слайдов быстро забывается.

4. Требования пользователя к качеству потребляемой информации невысоки.

Интерактивная презентация

1. Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя.

2. Пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации.

3. Пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих.

4. Требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки – он ожидает адекватной реакции на производимый выбор.

Презентация-отчет

1. Значительную часть отчетной информации придется укрупнять и сокращать перед вводом в презентацию.

2. Изначальное отношение аудитории к презентации чаще всего известно и должно быть учтено.

3. В каждом отчетном блоке презентации должна быть жестко выдержана схема «задачи – действия – результаты – перспективы».

4. Часто, помимо вашей презентации, аудитории будет предложено еще несколько презентаций.

Презентации человека

Под презентацией человека понимается презентация, которая, независимо от своего содержания, имеет целью в максимально выгодном свете представить аудитории докладчика. Естественно, что эта презентация рассказывает не о самом человеке, а является, например, презентацией поддержки учебного процесса. Но поддерживает она этот процесс так, что аудитория понимает, насколько серьезным специалистом является докладчик и что самим все то, о чем он говорит, не сделать никогда. Нужно приглашать докладчика.

1. Презентация должна изобиловать описанием разных решений и приемов, которые аудитория оценит, как эффективные и оригинальные.

2. Презентация должна давать представление о качественной и разносторонней подготовке докладчика – в ней могут присутствовать цитаты (даже ненужные), отсылки к известным произведениям искусства, примеры из истории.

3. Презентация должна демонстрировать опыт докладчика и давать сработать принципу «Скажи мне, кто твой клиент, и я скажу кто ты». Часто бывает достаточно оговорки: «Когда я делал презентацию «Альфа-Банка»…»

4. Презентация должна ошеломлять аудиторию.

5. Презентация должна содержать информацию, объединяющую аудиторию и выступающего. Аналогом фразы «Мы с тобой одной крови» в данном случае может быть отсылка к признанным в аудитории авторитетам, декларация разделяемых аудиторией принципов, и т.п.

Презентация для бизнесменов

1. Исходное отношение аудитории к презентации – критическое (слова «критическое» и «плохое» синонимами не являются).

2. Предприниматель работает не только ради денег. Интерес к собственному делу для большинства преуспевающих бизнесменов сравним по важности с получаемой прибылью. Создавая презентацию, учитывайте это. Предлагайте бизнесменам сделать их бизнес и более прибыльным, и более интересным.

3. Презентация должна быть максимально интерактивной – возможность вмешиваться в любой процесс и организовывать его по своему усмотрению очень высоко ценится бизнесменами.

4. При создании и представлении презентации не забывайте, что в аудитории могут находиться представители конкурирующих между собой организаций. Будьте осторожны с темами, в которых их интересы пересекаются.

5. Почти все бизнесмены тщеславны. Обратившись в презентации к опыту одного из них, вы сделаете его своим союзником. В абсурдно-идеальной презентации нужно обращаться к опыту каждого слушателя.

6. В презентациях для бизнесменов очень эффективны ссылки на лидеров мнений. Важно правильно определить таких лидеров в каждой конкретной бизнес-аудитории.

Презентация для чиновников

1. Исходное отношение аудитории к презентации – равнодушное.

2. Как говорил Акутагава, чиновники думают, что без них мир перевернется. Представления аудитории о собственной значимости нужно обязательно учитывать при создании и представлении презентации.

3. Презентация обязательно должна содержать ведомственную и/или государственную символику (выбор символики зависит от уровня и состава аудитории).

4. В презентации обязательно должны быть ссылки на самого высокопоставленное лицо в аудитории и на непосредственного руководителя этого лица. Или на президента. Возможно использование портретов.

5. Презентация должна быть неожиданной для аудитории. Удивление – одна из самых редких эмоций у чиновников и потому всегда им приятна.

6. Презентация не должна быть заумной – нельзя злоупотреблять цитатами, особенно на непонятных языках, ссылками на неочевидные источники (можно ссылаться на Конституцию, но нельзя на «Бхагават-гиту», даже если цитата из нее стократно удачнее). Одновременно с этим, презентация не должна быть очень простой – аудитория обязательно должна вынести из нее что-то новое, чем можно будет блеснуть в своем кругу.

7. Презентация должна быть политкорректной.

8. Презентация должна быть немного короче отведенного на нее времени.

Презентация для академической аудитории

1. Академическая аудитория – самая непредсказуемая аудитория. Это ее единственный формализуемый признак и, соответственно, единственный формализуемый признак данного класса презентаций.

Презентация для учащихся

1. Исходное отношение аудитории к презентации – чаще заинтересованное.

2. Презентация должна давать аудитории четкий ответ на вопрос «Зачем?»

3. Презентация должна быть, по возможности, интерактивной.

4. Целесообразно снабдить аудиторию копиями презентации – хотя бы бумажными.

Цели и задачи презентации

Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации.

Задачи презентации вытекают из ее вида и способов ее представления аудитории и, благодаря этому, формулируются достаточно просто. Пример «вытекания» представлен в таблице.

Презентация поддержки выступающего, несущая основную информацию
Особенности Задачи
Исходный интерес аудитории к презентации неизвестен. Привлечь внимание аудитории.
Презентация полностью или частично может использоваться без постоянного сопровождения докладчиком. Включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений.
Внимание аудитории сосредоточено на информации, содержащейся в презентации. Предоставлять информацию аудитории максимально комфортно.
В подавляющем большинстве случаев используется презентационное оборудование. Учесть специфику презентационного оборудования.
Презентация представляется группе слушателей. Учесть особенности восприятия информации группой слушателей.
Время представления презентации чаще всего ограничено. Представить информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время ответов на вопросы или отдых.
Возможно, что кроме вашей презентации, аудитории будет предложено еще несколько презентаций. Выделить презентацию среди презентаций-конкурентов.

Прокомментируем поставленные перед презентацией задачи.

1. Привлечь внимание аудитории. Представьте себе две совершенно разные аудитории. Первую – аудиторию коллег-единомышленников, которым вы собираетесь рассказать о том, какая работа проделана вами за последний год. И вторую – аудиторию чиновников, которых нужно раскрутить на финансирование вашего проекта и которых такие как вы уже, мягко говоря, не удивляют. В первом случае для привлечения внимания аудитории достаточно будет адекватного содержания. Во втором – придется прибегать к приемам, выбивающих чиновников из привычной колеи «ты тут проси – а я послушаю». Этого эффекта можно достигнуть необычным содержанием презентации, грамотно выстроенной информационной структурой, эффектным дизайном или необычной подачей материала – это вы уже решите в процессе разработки.

2. Включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений. Решая эту задачу, просто представьте, что докладчику срочно пришлось покинуть конференц-зал, а презентация просто запущена на автоматическую демонстрацию и в безмолвии воспринимается аудиторией.

3. Предоставлять информацию аудитории максимально комфортно. Если слушателю придется всматриваться в буквы, чтобы прочесть их, постоянно разгадывать ребусы, чтобы понять смысл слайда и на ходу переводить английские цитаты неизвестных людей – он очень быстро перестанет быть слушателем. Если внимание слушателя сосредоточено на презентации и он готов воспринимать информацию – пусть он делает это, не напрягаясь.

4. Учитывать специфику проекционного оборудования. Очень многие графические эффекты, заливки, сочетания цветов не воспроизведутся или искажаются презентационным оборудованием. Не стоит делать презентации, которая на экране вашего компьютера при представлении заказчику будет выглядеть шикарно, а при демонстрации подведет вашего клиента нечитаемыми надписями и невидимыми картинками.

5. Учесть особенности восприятия информации группой слушателей. Если вы в тексте презентации допустите маленькую техническую неточность и ее будет просматривать один человек – он ее проигнорирует или вообще не заметит. В аудитории он обязательно ошибку заметит и поделится своим наблюдением с соседом, после чего по залу пробежит злорадный гул – лучший вид радости. Разрабатывая презентацию, необходимо прогнозировать уровень аудитории и прикладывать значительные усилия к тому, чтобы содержание и демонстрация презентации этому уровню удовлетворяли.

6. Предоставлять информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время для ответов на вопросы или отдых. Если у вас 10 минут – не нужно делать презентацию на 70 слайдов и молниеносно пролистывать ее перед изумленной аудиторией, надеясь на паранормальные способности слушателей. Оцените время, необходимое для нормального восприятия каждого слайда и, если общая продолжительность презентации выходит за рамки отведенного вам регламента – сокращайте презентацию. И постарайтесь «уложить» презентацию в 75-80% отведенного регламентом времени. Даже если у аудитории не возникнет никаких вопросов по содержанию презентации – люди будут благодарны вам или за сэкономленное время, или за простую паузу.

7. Выделить презентацию среди презентаций-конкурентов. При подготовке презентации необходимо будет спрогнозировать решения, к которым могут прибегнуть ваши конкуренты. Или просто знать их. И, естественно, отличаться. Знание того, чему будут посвящены презентации конкурентов и как они будут преподноситься позволят вам, во-первых, воровать хорошие идеи. Во-вторых, обыгрывать чужие ошибки с необходимой степенью корректности. В-третьих, использовать презентации конкурентов для подтверждения тезисов собственной.

* * *

Формулировка задач презентации, несмотря на всю свою банальность, позволяет к однозначному ответу на вопрос «Что делать?» добавить не менее однозначный ответ на вопрос «Зачем делать?» Этот ответ поможет вам и при работе над презентацией и при объяснении заказчику необходимости использования тех или иных решений.

Естественно, что механизм формулировки задач презентации на основе требований к ней применим не только в том случае, когда требования вытекают из классификации презентаций. Если требования формулирует заказчик, если они обусловлены форматом презентаций и в других подобных случаях, способ построения задач остается неизменным. Следует только четко представлять, какие задачи можно ставить перед презентацией, а какие нельзя.

Давайте представим, что речь идет о презентации какого-либо товара или услуги. Организация, поставляющая этот товар, естественно, заинтересована в его активной реализации и, соответственно, в увеличении собственной прибыли. Возникает вопрос: можно ли рассматривать увеличение прибыли организации, как цель или одну из задач презентации?

Пожалуй, нельзя. Из-за несоответствия масштабов. Увеличение прибыли – глобальная категория, которая может являться целью или одной из задач рекламной кампании, но не конкретной презентации. Конечно, презентация может являться элементом этой рекламной кампании – но ее цель и задачи должны соответствовать ее реальному месту в рамках общей рекламной деятельности.

Содержание презентации

Создать и описать универсальную схему разработки содержания презентации, конечно, невозможно – в каждом конкретном случае каждый разработчик делает это по-своему. Однако некоторые общие моменты могут быть выявлены и в этом исключительно творческом процессе. Остановимся на них подробнее.

Содержание презентации появляется на пересечении четырех категорий (Рисунок 1).

1. Конструирование презентаций. - student2.ru Задачи, которые стоят перед презентацией.

2. Идея разработчика.

3. Информация, имеющаяся в распоряжении разработчика.

4.

Рисунок 1. Разработка идеального содержания презентации

Конструирование презентаций. - student2.ru Ограничения, накладываемые на презентацию. Например, объем информации, который может быть эффективно воспринят пользователями, быстродействие компьютера, на котором будет демонстрироваться презентация, возможности демонстрационного оборудования и т.п. Ограничения могут быть не только «запрещающие» (слабый компьютер, видео будет тормозить), но и «требующие» – определяющие условия, которые необходимо выполнить при разработке содержания. Источником таких «требующих» ограничений очень часто является заказчик. Например, руководитель может потребовать, чтобы в презентации организации постоянно мелькала его физиономия.

При этом всегда – и при генерации идеи, и при оценке ограничений, и при обработке информации – должна учитываться цель презентации. Ее можно напечатать большими буквами и повесить над рабочим столом каждого из разработчиков. С учетом цели, схема, приведенная на Рисунок 1, может быть трансформирована в следующую формулу.

Конструирование презентаций. - student2.ru

Рассмотрим подробнее влияние задач, информации, идеи и ограничений на содержание презентации.

Во-первых, в процессе разработки содержания две категории – задачи и ограничения – остаются неизменными (если принципиальным не меняются условия представления презентации). Две другие категории (идея презентации и информация для презентации) могут совершенно произвольно изменяться в процессе работы. Идея может поменяться и по воле разработчика и под влиянием объективных причин (в ходе разработки содержания может выявиться неэффективность исходной идет). Информация, предназначенная для ввода в презентацию, может перерабатываться, сокращаться или просто создаваться разработчиками в процессе создания содержания.

Во-вторых, четыре перечисленные категории неравноправны с точки зрения влияния на содержание презентации. Принципиально важными являются задачи и идея. Значительно менее важными – ограничения и информация (как это ни странно). Только при наличии четко сформулированных задач презентации или суперидеи у разработчика может начаться работа над содержанием.

Однако. Без «менее важных» информации и ограничений презентация просто не состоится (без любой из этих категорий). Тогда как из «принципиально важных» категорий (задачи и идеи) для создания презентации достаточно всего одной. Возможны презентации, содержание которых проистекает только из идеи автора, или является всего лишь тупым следствием сформулированных задач.

В-третьих, иногда при разработке содержания могут возникать противоречия между идеей и задачами и между информацией и ограничениями. Так как мы уже определили, что идея и информация являются категориями изменяемыми, то именно их и следует трансформировать для разрешения этих противоречий. Нежелание разработчиков изменять идею (потому что она своя и ее жалко) или информацию (потому что ее, скорее всего, придется сокращать – тоже жалко) является одной из основных причин неудач при создании презентаций.

Способы «подгонки» информации под ограничения будут рассмотрены в разделе, посвященном содержанию слайдов. С идеями и задачами разберемся прямо сейчас.

Как уже отмечалось, и идея, и задачи являются базовыми категориями, с которых, собственно, и начинается создание презентации. Безусловно, при разработке презентации они обе оказывают определенно влияние на содержание. Случаи, когда содержание презентации строится на чистой идее или исключительно на задачах, возможны, но достаточно редки.

Однако и случаи, когда задачи и идея оказывают совершенно одинаковое влияние на содержание (идеальная схема построения содержания) также встречаются нечасто. Чаще всего на содержание презентации определяющее внимание оказывает какая-либо одна категория, вторая же учитывается в большей или меньшей степени. Чуть позже варианты разработки содержания презентации «от идеи» и «от задач» будут рассмотрены более подробно.

Как бы ни создавалось содержание презентации, рано или поздно возникнет необходимость в каком-либо способе его записи. Запись содержания будет полезна даже в том случае, когда презентация создается одним человеком. В случае же создания презентации группой разработчиков она становится жизненно необходимой для эффективной коммуникации между специалистами.

Содержание презентации удобно записывать в форме набора тезисов, кратко излагающих информацию, которую разработчики решили донести до пользователей. Естественно, слово «запись» в данном случае имеет прямое значение. Тезисы лучше излагать на листах бумаги. И тоже вешать над столом – вкупе с уже висящей там целью презентации они создадут вокруг разработчиков деловую и содержательную атмосферу.

Посмотрим, как получаются тезисы из идеи и задач презентации. Сначала рассмотрим «чистые» случаи – когда содержание строится на основе только идеи или только задач, стоящих перед презентацией. Как уже отмечалось, такие «чистые» случаи исключительно редки, однако их изучение позволяет продемонстрировать некоторые полезные приемы разработки содержания презентаций.

Заголовок

Очевидный, но не всегда необходимый элемент. Один, максимум два слайда (в том случае, если обыгрываются используемые в заголовке образы и если он разбивается на две части. Как, например, «Преступление и наказание»). Заголовок может использоваться не только как начало презентации, логически связанно с ее содержанием, но и как предваряющая заставка, демонстрируемая на экране до начала презентации – пока аудитория собирается в зале, например.

Введение

Очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Необходимость введения и его содержание полностью зависит от того, знакома аудитория с вопросом, или нет. Согласитесь, что в презентации, описанной в Примере 1, введение, информирующее аудиторию о том, что в данной презентации речь пойдет об инвестиционных возможностях Энской области, неочевидно. Аудитория и так это знает. И, напротив, если ваша презентация сопровождает доклад на конференции с большим разнообразием тем, то введение будет совершенно необходимым.

Сравнительный блок

Содержание сравнительного блока очевидно – сравнивается Россия с Америкой, например, или 3-й микрорайон с 5-м. Следует лишь отметить, что сравнений должно быть немного – они достаточно сложны для восприятия – так как информации в них, фактически, в два раза больше против обычного (и это если сравниваются только две стороны).

Блок-повествование

В повествовательном блоке, чаще всего, содержится информация о каком-либо процессе. Например, об этапах работы над проектом. Повествовательные блоки, как правило, скучны и тяжело воспринимаются аудиторией – их нужно или избегать вообще, или максимально сокращать. Безусловно, бывают исключения. Представьте себе воодушевленных участников круиза по Средиземному морю, которым в последний день путешествия просто показывают фотографии, сделанные в предыдущие дни. Аудитория будет в восторге. Правда это уже будет не столько повествовательный, сколько позитивный эмоциональный блок.

Блок-вывод

Назначение и содержание блока очевидно. Следует лишь отметить, что действительно функциональным блок-вывод будет только тогда, когда в ходе всей презентации (или, по меньше мере, на нескольких предшествующих блоках) аудиторию навязчиво или ненавязчиво к нему готовят.

Блок-призыв

Отличается от рассудительного и бесстрастного блока-вывода только эмоциональной окраской и, как и предыдущий блок, максимально эффективен при правильной расстановке эмоциональных акцентов по ходу презентации.

Блок-вопрос

Также очевидный блок, лучше всего описываемый знакомыми с детства вопросами – «Что делать?», «Кто виноват» и «Едят ли курицу руками?». Будучи написанными большими буквами во весь экран, такие (и подобные) вопросы очень впечатляют аудиторию и, кроме всего прочего, служат отличными переходами между различными элементами информационной структуры презентации.

Блок-ответ

Как это ни странно, блоки-ответы встречаются в презентациях реже, чем блоки-вопросы. Часто разработчик презентации предполагает, что аудитория сама с удовольствием ответит на животрепещущие вопросы, используя представленные в презентации материалы. Или, опираясь на те же материалы, это сделает докладчик. Это не всегда верно – блок-ответ сродни блоку-выводу и блоку-призыву. Будучи сформулированным прямо (да еще и визуализированным), ответ запоминается аудиторией гораздо лучше. Почти всегда блок-вопрос должен сопровождаться парным блоком-ответом.

Проблемный блок

Проблемный блок, безусловно, очень похож на блок-вопрос. С той лишь разницей, что проблемный блок часто менее афористичен, менее эмоционален, гораздо ближе к существу вопроса и предлагает несколько альтернатив разрешения проблемы. Часто проблемный блок становится точкой ветвления информационной структуры презентации.

Блок-доказательство

Этот блок по месту и функциям в презентации близок блоку-выводу и блоку-призыву и его специфические свойства определяются не только содержанием, но и сочетанием с другими блоками. Использовать блоки-доказательства следует осторожно, так как они не всегда хорошо воспринимаются аудиторией – иногда откровенный призыв «Налетай – подешевело!» может быть воспринят лучше, чем попытка что-то аргументировано доказать.

Блок-убеждение

Основной признак этого блока – переход на личности. Восклицать, призывать, спрашивать и доказывать можно, в общем-то, аудиторию, как единое целое. Убеждать (и очень эмоционально) нужно каждого конкретного человека, сидящего в зале. Блоки-убеждения совершенно неэффективны в неоднородной аудитории – вспомните телевизионные продажи удочек.

Блок-предложение

Блок предложение – это блок-убеждение для неоднородной аудитории. В нем вы не уговариваете каждого конкретного человека присоединиться вам, но предлагаете ему это сделать. По своей эмоциональной и информационной нагрузке блок-предложение очень близок к привычной телевизионной рекламе – «Это, безусловно, круто. Но покупать или нет – решайте сами».

Интерактивный блок

Типичный пример интерактивного блока – оглавление презентации, в котором список разделов реализован в виде набора гиперссылок, позволяющих пользователю самостоятельно определить порядок работы с презентацией. Проблемный блок, описанный выше, является частным случаем интерактивного блока.

Заглушка

Такого рода блоки бывают полезны в больших презентациях, объединяющих несколько достаточно самостоятельных тем. Или в презентациях, просматриваемых слушателями на отдельных компьютерах под управлением докладчика. Их очень удобно использовать для организации пауз (для отдыха аудитории или соблюдения единого темпа работы с презентацией). Блоки-заглушки содержат минимум информации. Например, надпись «Пожалуйте, подождите» на черном фоне.

Заключение

В качестве заключения могут использоваться многие из уже перечисленных блоков – призыв, вывод, ответ и т.д. Однако, в зависимости от размера, содержания и эмоционального фона презентации, может возникнуть необходимость, например, в кратком резюме по всей изложенной информации.

Информация для контактов

Почти всегда – один слайд, содержащий информацию о том, как и с кем нужно связаться, чтобы присоединиться к процессу, описываемому в презентации. Этот блок может содержать информацию и о разработчиках презентации.

Документальные приложения

Под приложениями здесь и далее понимается информационный блок, не демонстрируемый аудитории по умолчанию, но доступный по специальному запросу. Документальные приложения часто являются просто текстовыми файлами с оформленными на них ссылками из презентации. Они могут содержать, например, устав организации, образец договора, какой-либо нормативный акт и тому подобную информацию.

Справочные приложения

Справочные приложения аналогичны информационно-справочным блокам. Они оформляются отдельно, если представленные в них данные достаточно объемны и будут плохо восприняты аудиторией при публичной демонстрации презентации, но могут быть интересны специалистам при индивидуальном просмотре презентации.

Поясняющие приложения (примеры)

Поясняющие приложения весьма эффективны в образовательных презентациях и могут содержать, например, варианты решения описываемых в презентации задач. Образец резюме, пример телефонного разговора при приеме на работу, варианты оформления слайдов при разработке презентаций – и т.д.

Руководство пользователя

Как говорят авторитеты, если пользователю вашего информационного продукта понадобилось руководство – продукт плохой. Но, тем не менее, в случаях с неподготовленной или неизвестной аудиторией отдельный блок, посвященный правилам работы с вашей презентацией, может быть просто необходим. Конечно, в том случае, если пользователи будут самостоятельно использовать вашу презентацию, без возможности проконсультироваться с вами.

* * *

Безусловно, приведенная классификация не исчерпывает всех возможных элементов информационной структуры презентаций. Мало того, она может быть «переклассифицирована» и укрупнена по схеме «Стартовые элементы презентации» – «Основные элементы презентации» – «Завершающие элементы презентации». Такая классификация, однако, в конечном итоге и сведет любую презентацию к означенным трем частям, не допуская детального конструирования, которым нам сейчас и предстоит заняться. Порисуем квадратики…

Конструирование презентации

Точные информационные структуры презентаций можно получить, только зная все начальные условия – состав аудитории, временные рамки и т.д. и т.п. Конструирование в конкретных условиях мы рассмотрим в примере к данному разделу. Сейчас же мы вернемся к классификации презентаций по содержанию, введенной в самом начале и попытаемся сконструировать примеры информационных структур различных видов презентаций (именно примеры – их можно будет эффективно использовать при подготовке реальных презентации, но не нужно принимать за аксиомы). Выбор только классификации по содержанию обусловлен тем, что другие виды классификации не особо влияют на структуру презентации. Исключения рассмотрим. Следует отметить, что особенности, которыми мы наделили презентации при классификации, не всегда удается учесть на этапе конструирования. Там, где это возможно, мы будем это отмечать.

И еще. Почти всегда, уже на этапе конструирования, разработчик начинает продумывать содержание слайдов. Это замечательно – даже если итоговый результат будет очень отличаться от первоначальной задумки. Мы не пойдем другим путем и, комментируя в разных случаях различные информационные блоки, часто будем описывать и их примерное содержание.

Схема «Семинар»

Конструирование презентаций. - student2.ru Достаточно часто возникает необходимость в создании презентации, предназначенной для демонстрации на образовательном семинаре. В принципе, такая презентация строится по упрощенному варианту схемы, приведенной на Рисунок 6. Однако, из-за распространенности задачи, рассмотрим ее построение отдельно (Рисунок 8).

Рисунок 8. Схема «Семинар»

Конструирование презентаций. - student2.ru На приведенной схеме отсутствуют общий заголовок и введение. Хоть это и необязательно, но, во-первых, докладчик почти наверняка введет аудиторию в курс дела, и, во-вторых, общее название презентации (и доклада, соответственно) могут быть приведены в других информационных блоках презентации. Следует отметить, что если в рамках семинара перед аудиторией выступает большое количество докладчиков, то общий заголовок становится обязательным – он не только разделяет доклады между собой, но и сообщает слушателям, кто перед ними будет выступать.

В такой презентации, чаще всего, не нужна никакая интерактивность – доклад обычно линеен и необходимость переключаться между несколькими «сюжетными линиями» запутает аудиторию и затруднит работу докладчика.

Сама презентация, построенная по рассматриваемой схеме, разбита на несколько подтем – это практически неизбежно в любом докладе. Каждая подтема, в свою очередь, может освещаться двумя способами, обозначенными на рисунке как «1» и «N». Рассмотрим их подробнее.

1. Промежуточные заголовки, обозначенные на рисунке как Заголовок 1 и Заголовок N, совершенно банальны – они информируют слушателей о содержании следующей подтемы. Разумно, если на этих же промежуточных заголовках будет содержаться и общее название презентации.

2. Первый вариант освещения подтемы основан на блоке-повествовании, который может содержать самую разнообразную информацию – от теоретических выкладок до конкретных примеров. Вернее, это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней – рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик. Мне приходилось видеть презентации, состоящие из 70 текстовых слайдов, которые просто прочитывались аудитории. Возникал только один вопрос: «Кто лишний – презентация или человек?» Презентация может дублировать докладчика только в самых важных частях его выступления – во всех остальных случаях она должна воздействовать на аудиторию средствами, докладчику недоступными.

3. Блок-вывод, заключающий подтему (независимо от способа ее раскрыт

Наши рекомендации