Типовая компоновка насосной станции
Компоновка оборудования должна обеспечивать удобное и безопасное обслуживание этого оборудования при минимальных габаритах помещения. Применяются следующие схемы размещения насосных агрегатов в машинном зале (рис. 4.71а —г):
· однорядное с расположением оси агрегатов параллельно продольной оси здания;
· однорядное с направлением оси агрегатов, перпендикулярным продольной оси здания;
· двухрядное шахматное;
· двухрядное симметричное.
Рис. 4.71. Схемы размещения насосных агрегатов в машинном зале
Первая схема позволяет уменьшить поперечные размеры здания; одновременно она увеличивает его длину. Эта схема целесообразна при малом числе крупных агрегатов (с насосами типа Д, СЭ и др.). Вторая схема дает возможность сократить длину здания. Эта схема наиболее распространена; рекомендуется при увеличенном числе крупных агрегатов и при установке насосов консольного типа (типа К).
В случае большого числа крупных агрегатов применяются схемы с двухрядным шахматным или симметричным расположением этих агрегатов.
Подпиточные и дренажные насосы рекомендуется располагать на свободных участках машинного зала с тем, чтобы они не увеличивали габаритов помещения.
В случае насосных агрегатов с электродвигателями напряжением до 1000 В при диаметре напорного патрубка до 100 мм допускается установка двух агрегатов на общем фундаменте без прохода между ними, а также размещение агрегата у стены без прохода между стеной и агрегатом.
Для осуществления монтажа и выполнения ремонта насосных агрегатов, вспомогательного оборудования, трубопроводов и арматуры в помещении машинного зала предусматривается монтажная площадка. При определении ее размеров учитываются размеры наибольшего из насосных агрегатов, размеры транспорта для перевозки груза, ширина прохода вокруг агрегата либо транспорта, расположенных на монтажной площадке (не менее 0,7 м), возможность приближения крюка грузоподъемного устройства к разгружаемому оборудованию.
Рис. 4.72. Определение минимальной высоты насосной станции:
Нн — высота насосной станции; Нуст — высота установленного оборудования; Ну — расстояние от низа транспортируемого узла до точки закрепления строп (либо до верха узла); Нс — вертикальная проекция длины строп; Нк — высота от крюка до низа строительной конструкции перекрытия; Нкр — высота крана; hр — высота подкрановых рельсов; hстр — расстояние от верха подкрановых рельсов до низа строительных конструкций перекрытия; h3 — зазор между установленным оборудованием и транспортируемым узлом
Высота надземной части машинного зала (рис. 4.72) определяется с учетом высоты платформы транспортных средств для перевозки оборудования и наибольших размеров транспортируемого узла в собранном виде (насосного агрегата, насоса или электродвигателя). При этом следует учитывать длину строп (не менее 0,5 — 1 м), условия транспорта перемещаемого узла (над полом либо над установленным оборудованием).
Минимальное расстояние от перемещаемого узла до пола либо установленного оборудования рекомендуется принимать не менее 0,3 — 0,5 м. Следует также учитывать расстояние от крюка грузоподъемного устройства до низа подкрановой балки.
Надземная часть машинного зала выполняется высотой не менее 3 м.
Размеры ворот (или дверей) для въезда транспорта определяются по наибольшим габаритным размерам оборудования либо транспорта. Минимальная ширина ворот (дверей) для выезда транспорта — 2 м.
Для проведения монтажа крупных блоков в стенах либо в перекрытиях насосной станции предусматриваются монтажные проемы. Монтажные проемы выполняются в торцевой стене, со стороны возможного расширения насосной станции. Размеры монтажных проемов определяются габаритами наибольшего из блоков (узлов) оборудования и трубопроводов.
Рис. 4.73. Пример компоновки подкачивающей насосной станции:
а — машинный зал; 6 — помещение распределительных устройств; в — трансформаторная; г — санузел; 1 — подкачивающий насос; 2 — электродвигатель подкачивающего насоса; 3 — подпиточный насос; 4 — электродвигатель подпиточного насоса; 5 — грязевик; 6 — подвесной однобалочный кран; 7 — щит управления; 8 — сборка насосной; 9 — шкаф питания цепей управления; 10 — шкаф управления подпиточным насосом; 11 - шкаф КРУ; 12 - силовой трансформатор; 13 – конденсаторная установка
Соединения трубопроводов выполняются сварными. В местах присоединения трубопроводов к насосам и фланцевой арматуре применяются фланцевые соединения.
Расположение трубопроводов в насосной станции должно обеспечивать возможность свободного доступа к оборудованию и арматуре, удобство обслуживания их и ремонта.
При прокладке трубопроводов над поверхностью пола для возможности прохода над трубопроводами предусматриваются перекидные мостики.
Прокладка в подпольных каналах применяется в случаях, когда размещение трубопроводов над полом вызывает большие осложнения.
При прокладке над полом и в каналах подвижные опоры трубопроводов должны устанавливаться на железобетонных опорных подушках.
Размещение подвижных и неподвижных опор следует выполнять с учетом необходимости разгрузки насосов от усилий, возникающих при температурных деформациях трубопроводов, а также от весовых нагрузок.
В местах присоединения трубопроводов к насосам (при диаметрах трубопроводов, превышающих диаметры патрубков насосов) должны предусматриваться переходные патрубки, обеспечивающие плавное изменение скорости воды.
Длину L переходных патрубков рекомендуется принимать равной
L = a(D1 -D2), (4.14)
где D1 - диаметр трубопровода; D2 — диаметр патрубка насоса; а — постоянный коэффициент, а = 5 ÷ 6.
Патрубки следует устанавливать таким образом, чтобы исключить образование воздушных мешков.
Все трубопроводы сетевой воды в здании насосной станции изолируются. При этом температура на поверхности изоляции не должна быть выше 45°.
В нижних точках трубопроводов устанавливается дренажная арматура, в верхних — арматура для выпуска воздуха.
Арматура должна располагаться в местах, удобных для обслуживания. При размещении арматуры на высоте 1,4 м и более от пола следует предусматривать площадки и мостики.
При проектировании площадок и мостиков должна учитываться высота над полом ручных и электрических приводов задвижек и другой арматуры.
Все задвижки диаметром 500 мм и выше должны иметь электрический привод. В случае дистанционного управления запорной арматурой электрический привод следует устанавливать на этой арматуре независимо от ее диаметра.
Для применения индустриальных методов изготовления трубопроводов на заводе либо в заготовительных мастерских следует предусматривать разбивку трубопроводов на отдельные узлы (блоки).
Разбивка трубопроводов на блоки выполняется с учетом габаритов платформы железнодорожного либо автомобильного транспорта; максимальной массы груза, перемещаемого подъемно-транспортным оборудованием насосных станций; габаритов монтажных и дверных проемов; необходимости обеспечения достаточной жесткости конструкции блоков; условий выполнения сварочных работ в местах стыковки блоков.
Для выполнения монтажа оборудования, арматуры и трубопроводов после возведения строительных конструкций, и проведения ремонтных работ на перекачивающих насосных станциях устанавливается подъемно-транспортное оборудование.
При выборе подъемно-транспортного оборудования учитывается в зависимости от условий поставки максимальная масса устанавливаемого оборудования (насоса, электродвигателя) либо масса агрегата в собранном состоянии. Следует также, учитывать возможность увеличения массы груза в случае замены установленного оборудования на более мощное.
При длине машинного зала до 18 м и подъеме груза на высоту до 6 м рекомендуются следующие виды подъемно-транспортного оборудования с ручным управлением: при массе груза до 1 т — неподвижная балка с кошками либо подвесной однобалочный кран; при массе груза до 5 т — подвесной однобалочный кран; при массе груза более 5т — мостовой кран.
В тех случаях, когда длина машинного зала превышает 18 м, а высота более 6 м, следует использовать подъемно-транспортное оборудование с электрическим приводом.
Для монтажа оборудования массой до 500 кг могут также применяться переносные треноги с талями.
Компрессоры
Компрессорами называют устройства для сжатия и подачи воздуха и других газов под давлением. Аналогичные функции способны выполнять еще два типа аэромашин – газодувки и вентиляторы, поэтому следует обозначить разницу между ними.
Как уже указывалось в статье о вентиляторах, эти устройства могут повышать давление рабочего вещества (газа, воздуха и т. п.) до величины 1,5×105 Па (0,15 МПа или 1000 мм вод. ст.).
Газодувки являются более эффективным средством сжатия газов, их возможности в этом плане занимают интервал от 0,15 до 0,3 МПа.
Аэроустройства, способные сжимать газ до давления свыше 0,3 МПа называют компрессорами.
Классификация компрессоров
Компрессоры классифицируют по принципу действия, по назначению, по роду сжимаемого газа, по развиваемому давлению, по способу охлаждения, по количеству ступеней и по типу привода.
· По принципу действия, т. е. по особенности процесса увеличения давления газов, связанного с конструкцией этих машин, все компрессоры можно разделить на две большие группы: динамические и объёмные. Аналогичная классификация применяется и для гидравлических машин – насосов.
· По назначению компрессоры классифицируются по отрасли производства, для которых они предназначены (химические, холодильные, энергетические, общего назначения и т. д.).
· По роду сжимаемого газа компрессоры бывают воздушные, кислородные, азотные, гелиевые, фреоновые, углекислотные и т. д.
· По способу отвода теплоты - без охлаждения, с жидкостным или воздушным охлаждением.
· По типу привода различают компрессоры с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, паровой или газовой турбины, а также с ручным приводом.
· По количеству ступеней сжатия компрессоры могут быть одноступенчатыми и многоступенчатыми.
· По создаваемому давлению различают:
ü вакуум-компрессоры и вакуум-газодувки - машины, создающие разрежение, отсасывая газ или воздух из пространства с давлением ниже атмосферного или выше. Воздуходувки и газодувки подобно вентиляторам создают поток газа, однако, обеспечивают возможность достижения более высокого избыточного давления. В режиме всасывания воздуходувки могут создавать разрежение, как правило, 10...50 кПа (в отдельных случаях до 90 кПа) и работать как вакуумный насос низкого вакуума;
ü компрессоры низкого давления, предназначенные для нагнетания газа при давлении от 0,15 до 1,2 МПа (по определению этот тип аэромашин может относиться и к газодувкам);
ü компрессоры среднего давления - от 1,2 до 10 МПа;
ü компрессоры высокого давления - от 10 до 100 МПа.
ü компрессоры сверхвысокого давления, предназначенные для сжатия газа выше 100 МПа.
Объёмные компрессоры
В компрессорах объёмного типа рабочий процесс осуществляется в результате вытеснения рабочего вещества (газа, воздуха) посредством изменения объёма рабочей камеры. Существуют десятки разнообразных конструкций машин данного типа, среди которых можно выделить наиболее распространенные: поршневые, винтовые, ротационные, роторно-шестерёнчатые, мембранные, жидкостно-кольцевые, воздуходувки Рутса (суперчарджеры), спиральные, компрессор с катящимся ротором.
Поршневые компрессоры
Поршневые компрессоры работают по принципу сжатия и вытеснения газа из цилиндра посредством перемещения поршня. Конструкция этих насосов аналогична конструкциям поршневых двигателей внутреннего сгорания и поршневым гидронасосов.