Vii. интервальное оцениваеие

Пусть X~F(x, q), причём вид функции распределения F(x, q) известен, а параметр q неизвестен (считаем его одномерным). Требуется по выборке указать такой интервал [ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru , Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ], который с заданной вероятностью a накрывает неизвестный параметр q:

P{ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru £q£ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru }=a.

Сам интервал [ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru , Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ] называется доверительным, а a – доверительной вероятностью. Концы интервала – функции от выборки:

Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru = Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru (x1, x2, ¼ , xn), Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru = Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru (x1, x2, ¼ , xn)

и являются случайными величинами. Желательно иметь a близким к единице, а интервал – поменьше. Однако увеличивая a, мы будем получать всё более широкие интервалы и тем самым всё менее информативные интервалы, всё менее интересные. Желательным свойством можно считать условие: Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru - Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru 0, тог­да при достаточно большом числе наблюдений можно как угодно точно локализовать параметр q.

В качестве a обычно берут числа 0,99, 0,95, 0,9. Выбор доверительной вероятности зависит от практических последствий в случае, когда доверительный интервал не накроет q. При a=0,9 следует ожидать, что в среднем мы будем промахиваться в десятой части всех применений данного доверительного интервала. Если это не страшно, то можно брать a=0,9. Если же нас в этих случаях ждут большие материальные потери или это ведёт к опасностям для человеческой жизни, то такая доверительная вероятность недопустимо мала.

Легко строить доверительный интервал для q, если мы имеем для параметра точечную оценку Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru (x1, x2, ¼ , xn) и хотя бы приближённо знаем закон её распределения. Именно в этом случае по закону распределения Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru , задавая a, мы можем находить такое e, чтобы

P{| Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru -q|£e}=a.

Иногда a называют надёжностью оценки, а e – её точностью. Здесь мож­но переписать неравенство под знаком вероятности в следующем виде:

P{ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru -e£q£ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru +e}=a,

и искомый доверительный интервал имеет вид [ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru -e, Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru +e] и длину 2e.

Разберём несколько задач на построение доверительных интервалов.

1°. Приближённый доверительный интервал для вероятности события.

Пусть имеется событие A и для его вероятности P(A)=p мы хотим построить доверительный интервал, сделав n опытов. Допустим, что в этих опытах событие A наступило m раз.

По интегральной теореме Муавра-Лапласа:

P{a£ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru £b}» Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru dy.

Возьмём a=-e, b=e:

P{| Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru |£e}» Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru dy=F(e), "e>0.

Стоящее под знаком вероятности неравенство заменим равносильным:

P{m2-2mnp+n2p2£e2npq}»F(e), "e>0,

или, заменяя q на 1-p:

P{p2(n2+e2n)-p(2mn+e2n)+m2£0}»F(e), "e>0.

Кривая y=p2(n2+e2n)-p(2mn+e2n)+m2 как функция p является параболой.

Пусть её корни p1, p2, причём p1<p2, т. е.

P{p1£p£p2}»F(e), "e>0

и теперь мы можем указать процедуру построения доверительного интервала для p:

a) Задаём доверительную вероятность a.

b) По a находим e из уравнения F(e)=a; корень уравнения легко определяется с помощью таблицы функции Лапласа.

c) Решаем квадратное уравнение p2(n2+e2n)-p(2mn+e2n)+m2=0, находим его корни p1, p2, p1<p2.

d) Искомый приближённый доверительный интервал имеет вид: [p1, p2].

Точность этого интервала зависит от того, достаточно ли мала ошибка при использовании теоремы Муавра-Лапласа, можно ли практически считать, что

m~N(np, Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ).

2°. Доверительный интервал для параметра a нормального закона при известном s.

Пусть X~N(a, s), причём s известно.

Получаем выборку (x1, x2, ¼ , xn). Среднее выборочное: Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ~N(a, Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ). Его нормированное уклонение:

Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru = Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ~N(0, 1).

Поэтому:

P Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru =F(e), "e>0.

Заменим неравенство под знаком вероятности равносильным, разрешив его относительно a:

P{ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru - Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru £a£ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru + Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru }=F(e)

и можно сформулировать процедуру построения доверительного интервала для параметра a:

a) Задаём доверительную вероятность a.

b) По a с помощью таблицы функции Лапласа находим e из уравнения F(e)=a.

c)Искомый доверительный интервал имеет вид [ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru - Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru , Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru + Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ],

Отметим, что длина доверительного интервала сколь угодно мала при больших n: Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru 0.

3°. Доверительные интервалы для параметров нормального закона.

Пусть X~N(a, s) и оба параметра неизвестны. Воспользуемся следующей теоремой о выборочном среднем Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru и выборочной дисперсии S2 для выборки из нормального закона:

a) Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ~N(a, Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru );

b) Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru nS2~c Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ;

c) Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru S2 – независимые случайные величины;

d) Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ( Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru -a)~Tn-1.

Пункт a) этой теоремы очевиден, пункт d) следует из трёх предыдущих.

Действительно,

Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ~N(0, 1); Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru ~cn-1

и из независимости Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru и S следует, что отношение  Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru : Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru = Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru  рас­пределено по закону Стьюдента с (n-1) степенями свободы.

Пункты b) и c) примем без доказательства. Ограничимся только следующими замечаниями.

В выражении

Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru = Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru

слагаемые – квадраты случайных величин  Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru , распределённых по нормальному закону; если бы они были независимыми, то, как мы знаем, сумма была бы распределена по закону cn2; однако они связаны линейной зависимостью:

Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru =0.

Оказывается, это влияет лишь на число степеней свободы у c2, понижая его на единицу. Можно вместо величин (x1, x2, ¼ , xn) ввести с помощью линейного преобразования такие новые величины, которые остаются независимыми и нормальными, причем Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru и S2 выражаются через различные новые переменные. Это и обеспечивает независимость. К тому же S2 выражается через квадраты ровно (n-1) таких новых величин, что и приводит к c Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru . Осуществление этой программы мы здесь опустим.

Теперь построить доверительный интервал для a уже нетрудно:

P{ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru | Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru -a|£e}=2 Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru pTn-1(t)dt, "e>0,

или

P{ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru -eS£a£ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru +eS}=2 Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru pTn-1(t)dt.

Строим доверительный интервал так:

a) Задаём a.

b) По a из таблицы распределения Стьюдента находим значение e из урав­нения  Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru pTn-1(t)dt= Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru .

c) Нужный интервал имеет вид: [ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru -eS, Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru +eS].

Теорема о выборочном среднем позволяет построить доверительные интервалы также для s2и s. Действительно, так как  Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru nS2~c Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru , то для любых x1, x2, таких, что 0£x1<x2<+¥:

P{x1£ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru nS2£x2}= Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru (x)dx.

Перепишем неравенство под знаком вероятности, решив его относительно s2:

P{ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru £s2£ Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru }= Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru (x)dx.

a
O
x2
x1
x
Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru (x)
Рис. 7.

Обычно выбирают x1, и x2так, чтобы заштрихованные на рисунке площади были равны. Если мы хотим построить интервал с доверительной вероятностью a, то величина каждой из этих площадей, очевидно, равна Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru .

Процедура построения интервала:

a) Задаём a.

b) Находим x1, и x2по таблицам c2-распределения из уравнений:

Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru (x)dx= Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru , Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru (x)dx= Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru .

c) Вычисляем  Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru , что и решает нашу задачу.

Очевидно, для параметра s доверительный интервал выглядит следующим образом:

Vii. интервальное оцениваеие - student2.ru .

Наши рекомендации