Тема 5. Формирование коллектива

Кадровая психодиагностика. Основы теории лидерства. Социальные группы, как объект управления. Стадии развития коллектива. Программа создания коллектива. Основные документы, регламентирующие управление организацией.

Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации. Необходимость командного подхода к решению управленческих задач. Команда как организационная форма управления. Основные виды команд. П.Друкер о видах команд. Этапы и методы формирования команд.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:лекция с разбором конкретных ситуаций – форма учебной работы, которая позволяет преподавателю с помощью постановки конкретных вопросов перед студентами активизировать их участие в дискуссии в рамках обсуждаемых микроситуаций.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК – 4; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 7.

Тема 6. Деловая карьера и профессиональная репутация

Понятие, виды и этапы деловой карьеры. Управление деловой карьерой. Планирование деловой карьеры. Деловые качества менеджера.

Профессиональная репутация, основные характеристики. Формирование и развитие профессиональной репутации. Имидж и репутация. Имиджформирующая информация.

Профессиональная репутация и деловая карьера в системе корпоративной культуры и философии компании.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК – 5; ПК – 7; ПК – 8.

Тема 7. Конфликт в трудовом коллективе и его профилактика

Основы теории конфликтов. Стили поведения в конфликтной ситуации. Межгрупповые и межличностные конфликты. Моббинг.

Инцидент, конфликтная ситуация, конфликт и их особенности в системе управления человеческими ресурсами. Профилактика конфликта в трудовом коллективе. Роль руководителя в конфликтной ситуации.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 14, ПК - 37.

Тема 8. Эффективность использования человеческих ресурсов

Проектирование системы управления персоналом. Основные понятия и определения. Управление персоналом как элемент управления производством. Коммерческая эффективность проектов. Бюджетная эффективность проектов. Народнохозяйственная эффективность проектов.

Определение эффективности деятельности персонала. Методические подходы и основные методы оценки эффективности деятельности персонала. Балльная методика определения эффективности деятельности персонала. Коэффициент трудового вклада.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:лекция – консультация – форма учебного занятия, использование которой позволяет рассмотреть тему с выраженной практической направленностью. Это достигается с помощью вступительной лекции (50% занятия), а затем в форме ответов лектора на заранее подготовленные вопросы слушателей и проведения обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 5; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 14, ПК - 37.

Тема 9. Вклад зарубежных и отечественных ученых и практиков в теорию и практику управления человеческими ресурсами

Разработки Ф. Тейлора. Новаторский подход к управлению предприятием Г. Форда, Ли Якокки и др. Работы Гастева, Керженцева в области научной организации труда. Тарифно-квалификационная система в СССР. Достижения в области управления персоналом отечественных руководителей (П.Столыпина, И.Курчатова, А.Королева, Св.Федорова и др.).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 8; ПК – 13; ПК – 14.

Тема 10. Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера

Профессиональная компетентность менеджера. Составляющие профессиональной компетентности менеджера.

Коммуникативные и социальные компетенции в системе профессиональной компетентности.

Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция с разбором конкретных ситуаций – форма учебной работы, которая позволяет преподавателю с помощью постановки конкретных вопросов перед студентами активизировать их участие в дискуссии в рамках обсуждаемых микроситуаций.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 13.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

а) для студентов очной формы обучения

Семинар 1 (Тема 1)

Доклад ««Особенности управления человеческими ресурсами в системе тотального качества менеджмента».

Вопросы для обсуждения:

1.Сущность понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом», а также выявить сходство и различие.

2. Характеристики кадровых ресурсов организации.

3. Стратегия управления человеческими ресурсами. Цели ее изучения (общие и специфические).

4. Характеристика кадровых ресурсов организации.

5. Подходы к участию в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планированию и осуществлению мероприятия, направленных на ее реализацию.

*Примечание: форма проведения занятия: деловая игра «Брифинг»(от англ. brief - короткий, недолгий) - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК –13.

Семинар 2 (Тема 2)

Доклад ««Характеристики административных методов».

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание категорий «Организационные воздействия» и «Распорядительные воздействия».

2. Особенности материальной ответственности и взысканий; дисциплинарной ответственности и взысканий, а также административной ответственности.

3. Специфика экономических методов, а также классификации экономических методов.

4. Понятия управление человеческими ресурсами и управление персоналом (сходство и различие).

5. Оплата труда. Ценообразование. Ценные бумаги. Налоговая система. Формы собственности.

6. Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

Рассмотрение практических заданий (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 4.

Семинар 3 (Тема 3)

Доклад «Традиции и опыт управления человеческими ресурсами в Великобритании, США, Японии».

Вопросы для обсуждения:

1. Рассказать об особенностях формирования и характерные черты российской рабочей силы

2. Описать особенности структуры персонала предприятия, в том числе, организационной, функциональной, ролевой, социальной, штатной.

3. Регламентация управления. Правила внутреннего трудового распорядка. Положения о подразделениях. Должностные инструкции.

4. Целевое планирование. Техника личной работы. Нормирование труда.

5. Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач за рубежом.

Решение тестов (см. Фонд оценочных средств).

*Примечание: форма проведения занятия: метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади) – форма учебного занятия, в рамках которого обучающимся предлагается проанализировать реальную ситуацию, разобраться в сути проблемы, оценить имеющийся выбор решения ситуации, предложить свое решение конкретной ситуации.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 4.

Семинар 4 (Тема 4)

Доклад «Персонал как система».

Вопросы для обсуждения:

1. Структура, содержание рынка труда, трудовых ресурсов.

2. Классификация персонала.

3. Стратегия управления человеческими ресурсами. Цели ее изучения (общие и специфические).

4. Подходы к аттестации кадров, расстановки персонала, движению персонала, обучению персонала.

5. Разработка процедур и методов контроля.

6. Эффективная организация групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды.

Анализ ситуаций (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 3; ПК – 4; ПК – 5.

Семинар 5 (Тема 5)

Доклад «Задачи кадровой психодиагностике».

Вопросы для обсуждения:

1. Основы теории лидерства.

2. Подходы к социальным группам как объектам управления.

3. Основы различных стадий развития коллектива.

4. Описать подготовленный проект Программы создания коллектива.

5. Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации.

6. Анализ и проектирование межличностных, групповых и организационных коммуникаций.

Рассмотрение практических заданий (см. Фонд оценочных средств).

*Примечание: форма проведения занятия: семинар с использованием метода «мозгового штурма»-форма практического занятия, в ходе которого решается задача поиска оптимального решения с помощью творческой мыслительной работы студентов в кратчайшие сроки. Это достигается посредством генерирования любых идей без какой-либо критики с последующим их анализом, оценкой и выбором наилучшего решения.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК – 4; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 7.

Семинар 6 (Тема 6)

Доклад «Деловая карьера».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, виды и этапы деловой карьеры.

2. Управление деловой карьерой. Планирование деловой карьеры. Деловые качества менеджера.

3. Профессиональная репутация, основные характеристики. Формирование и развитие профессиональной репутации.

4. Имидж и репутация. Имиджформирующая информация.

5. Профессиональная репутация и деловая карьера в системе корпоративной культуры и философии компании.

6. Оценка условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений.

Решение тестов (см. Фонд оценочных средств»).

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК – 5; ПК – 7; ПК – 8.

Семинар 7 (Тема 7)

Доклад «Основные теории конфликтов».

Вопросы для обсуждения:

1. Стили поведения в конфликтной ситуации.

2. Межгрупповые и межличностные конфликты.

3. Подходы к роли руководителя в конфликтной ситуации.

4. Объяснить термин «Моббинг».

5. Аудит человеческих ресурсов и осуществление диагностики организационной культуры как профилактика конфликтов.

*Примечание: форма проведения занятия: семинар - дискуссия – форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 14, ПК – 37.

Семинар 8 (Тема 8)

Доклад «Сущность процессов проектирования системы управления персоналом».

Вопросы для обсуждения:

1. Процессы проектирования системы управления персоналом.

2. Особенности управления персоналом как элемента управления производством.

3. «Коммерческая эффективность проектов», «бюджетная эффективность проектов», «народнохозяйственная эффективность проектов».

4. Определение эффективности деятельности персонала.

5. Методические подходы и основные методы оценки эффективности деятельности персонала. Балльная методика определения эффективности деятельности персонала. Коэффициент трудового вклада.

*Примечание: форма проведения занятия: с использованием метода презентаций. Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 5; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 14, ПК – 37.

Семинар 9 (Тема 9)

Доклад «Разработки Ф. Тейлора в области практики управления человеческими ресурсами».

Вопросы для обсуждения:

1. Новаторский подход к управлению предприятием Г. Форда, Ли Якокки.

2. Работы Гастева, Керженцева в области научной организации труда.

3. Тарифно-квалификационная система в СССР.

4. Достижения в области управления персоналом отечественных руководителей (П.Столыпина, И.Курчатова, А.Королева, Св.Федорова и др.).

5. Современные технологии управления персоналом.

Решение тестов (см. Фонд оценочных средств).

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 8; ПК – 13; ПК – 14.

Семинар 10 (Тема 10)

Доклад «Профессиональная компетентность менеджера».

Вопросы для обсуждения:

1. Составляющие профессиональной компетентности менеджера.

2. Коммуникативные и социальные компетенции в системе профессиональной компетентности.

3. Управление человеческими ресурсами в системе профессиональной компетентности менеджера.

4. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планирования и осуществления мероприятия, направленного на ее реализацию.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК – 7; ПК – 8; ПК – 13.

Наши рекомендации