Понятие системы и ее основные характеристики.
Понятие системы и ее основные характеристики.
- Любая система характеризуется своей величиной и сложностью.
Классификация систем
Критерий классификации | Виды систем |
Материальность | Материальные( болт, гайка, автомобиль, завод)- Абстрактные или знаковые( система уравнений, кодексов, правила дорожного движения, интернет) |
Степень сложности | Простые (не имеющие цели и внешнего действия неживые системы- атом, молекула, кристалл) Сложные |
Созданные природой или человеком | Естественные Искусственные |
Связь с внешней средой | Открытые (обменивающиеся с внешней средой веществом, энергией и информацией) Закрытые |
Степень жесткости | Жесткие (детерминированные) Эластичные (стохастические) |
Иерархия систем по типу и размеру
Физические – атом; Химические – молекула; Биологические – клетка-организм-популяция-биоценоз-биосфера; Астрономические – земля-солнечная система-галактика-вселенная; Социальные – человек-коллектив(организация)-сообщество-человечество.
|
|
Иерархичность; социальность; целевое назначение; организующее начало; саморегулирование; относительная обособленность; организационная структура.
Классификация систем.
В основу классификации систем может быть положена природа их элементов и характер связей между ними. Такой подход лежал в основе классификации составляющих окружающего мира, предложенной Фомой Аквинским еще в 13 столетии. Он выделял вещи:
· которые просто существуют (например, камни);
· которые существуют и живут (например, растения);
· которые существуют, живут и передвигаются (например, животные);
· которые существуют, живут, передвигаются и мыслят (например, люди).
В работе Питирима Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество." [10] предлагаются все элементы окружающего нас мира и взаимодействия между ними разделить на три основных вида (см. рис. 1.2):
1) неорганические элементы, вступающие между собой в физико-химические взаимодействия и образующие класс неорганических систем;
2) живые, органические элементы, вступающие между собой в биологические взаимодействия и образующие класс биологических систем;
3) элементы, наделенные сознанием, вступающие между собой в психические взаимодействия и образующие класс социальных систем.
9 Социально-экономические системы: содержание и особенности
Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы являются социально-экономическими.
Примером сложной социально-экономической системы является предприятие (организация), функционирующее во внешней среде.
Социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.
Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций.
Основные свойства социально-экономической системы
1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы.
2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка..
3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.
Понятие закона.
Закон – это динамика функционирования организации, а положение, статья, данные таблицы и т.д. – это статика.
Закон, закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе:
- образуют теоретический фундамент; - способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному; - позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; - позволяют анализировать зарубежный опыт.
Законы организации по важности делятся на два уровня. К первому относятся основополагающие законы организации: закон синергии, закон самосохранения и закон развития, ко второму – менее важные законы организации: закон информированности – упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации.
Законы играют решающую роль в теории организации, поскольку они образуют фундамент этой дисциплины, способствуют переходу от эмпирического к логическому методу познания, позволяют использовать в процессах управления конкретными организациями научно обоснованные методы предсказания дальнейшего развития событий.
Изучение социальных законов дает возможность менеджменту составить представление о возможных путях достижения поставленной цели, полагаясь не только на собственный опыт и интуицию, но и с учетом опыта, накопленного человечеством за многовековую историю развития организационных систем.
Закон синергии.
Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.
Закон: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.[№1]
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.
Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.[№2]
Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей. [№3]
Все методы должны быть направлены на усиление действий закона синергии.
Закон самосохранения.
Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения.
Закон развития.
Закон развития формулируется следующим образом: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон развития опирается на несколько принципов:
1.Принцип инерции. Этот принцип реализуется в двух направлениях:
- изменение потенциала должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия;
- внедрение нового ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового.
2. Принцип самозависимости. На ход развития компании (повышение ее потенциала) влияет потенциал самой компании.
3. Принцип эластичности. Каждая компания пытается сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий. Высокая эластичность характеризуется быстрым и плавным реагированием на возмущающие воздействия. При низкой эластичности принимаются неадекватные решения в течение длительного срока.
4. Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала организации идет непрерывно, меняется только скорость и знак изменения.
5 Принцип стабилизации подразумевает, что компания стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла. Стабилизация может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе деятельности компании. При этом каждое новое изделие будет иметь свой жизненный цикл, сдвинутый по времени относительно других.
Школа поведенческих наук.
В 40-50-е годы XX столетия школа человеческих отношений переросла в бихевиористскую школу управления организацией (или школу поведенческих наук), наиболее яркими представителями которой являются: Абрахам Маслоу (1908-1970),
Фредерик Герцберг (1923),
Дэвид МакКлелланд(1917),
Дуглас МакГрегор (1906-1964).
В рамках этой школы проводились работы в области
q мотивации и трудового поведения персонала;
q развития профессиональных компетенций и креативности работников;
q власти, руководства и лидерства;
q взаимоотношений организации и работающих в ней людей.
Отличительной чертой этой школы является ее стремление определить какие факторы и с какой силой влияют на поведение человека в организации, под воздействием каких внешних и внутренних побуждений формируется стремление человека к совершению тех или иных поступков, в частности к труду.
20 Школа системного подхода.
В одно время с бихевиористской школой управления организацией развивалось направление, получившее название школы системного подхода (или школа количественного подхода).
В связи с этим необходимо, прежде всего, упомянуть работы
• «Тектология или всеобщая организационная наука» Александра Александровича Богданова, в которой был сформулирован подход к организации, как к целому, имеющему объективные законы собственного развития;
• «Кибернетика» Норберта Виннера, в которой сформулированы принципы управления, общие для биологических, технических и социальных систем;
• теорию информации Клода Шенона, в которой сформулированы базовые принципы коммуникаций в условиях помех и неопределенности.
Основное положение системного подхода заключается в том, что если элемент принадлежит системе или содержится в ней. то он всегда меньше системы.
Главные принципы системного подхода: единство — система рассматривается как единое целое и как совокупность частей; целостность — элементы могут быть разной направленности, но они одновременно совместимы; динамичность - способность системы к изменению состояния под воздействием направленных или случайных факторов; взаимозависимость системы и среды, т.е. система проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой; иерархичность - т.е. ранжирование частей, каждый элемент системы рассматривается как подсистема, а сама система — как элемент более сложной системы; организованность - приведение в порядок составных частей и объединяющих их связей;множественность состоянии и описания системы — построение различных моделей, каждая из которых описывает определенное состояние системы; декомпозиция - возможность расчленения объекта на составные части, каждая из которых имеет цели, вытекающие из общей цели системы.
Ряд взаимосвязанных ракурсов рассмотрения системного подхода определяет его сущность:
элементный, показывающий, из каких элементов состоит система при ее построении и исследовании;
структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, характер связей и способы взаимодействия компонентов;
функциональный, отвечающий на вопрос, какие функции выполняет сама система и образующие ее компоненты;
коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали (сотрудничество), так и по вертикали (соподчиненность);
интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы проходила в своем развитии и каковы тенденции (перспективы) се развития.
21 Прагматическая и социальные школы управления.
В 50-60-х годах прошлого столетия, на основе бихевиористической школы и системного подхода, сформировалось направление, называемое эмпирической (прагматической) школой управления или менеджмент бизнеса. Сущность работ этого направления заключалась в разработке практических рекомендаций предпринимателям и руководителям, помогающих им получать прибыль в условиях динамичного рынка.
С 70-х годов эта школа начала трансформироваться в социальную школу управления организацией, в рамках которой, не отказываясь от того, что основной целью организации является прибыль, утверждалась идея социальной ответственности бизнеса, а богатство государства рассматривалось как производная богатства его народа. Поэтому
- государство должно создавать условия, благоприятствующие развитию бизнеса и росту благосостояния населения;
- организация, стремящаяся получить прибыль, должна осознавать свою социальную ответственность, поскольку в долгосрочной перспективе она может быть успешными только тогда, когда успешны и благополучны его сотрудники;
- гармонизация отношений в триаде государство – организация – человек является необходимым условием развития каждой компоненты триады.
Эти школы связанны с именами Эдгара Шеина, Питера Друкера, Ульяма Оучи, Игоря Ансоффа, Питера Сенге и многих других.
Принципы Ф. Тейлора
Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлорназывал свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.
Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.
Основные принципы Фредерика Тейлора.
1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
3. Сотрудничество администрации с рабочими.
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.
Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.
Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.
Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.
Роль дифференциальной оплаты.
1. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, т. к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
2. Использование идей Тейлора обеспечивает значительный рост производительности труда.
Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, это не могло решить проблему деления организации на отделы, диапазонов контроля и поручений полномочий.
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями. Следует нормировать и стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей концепции Тейлор значительное внимание уделяет «человеческому фактору».
Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.
Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для достижения целей организации.
Принципы Анри Файоля
В 1914 году свои принципы управления сформулировал яркий представитель европейской классической школы управления Анри Файоль в книге ”Общее и промышленное управление”. Этими принципами являются:
1. Разделение труда. В то время уже никем не оспаривалось положение, что разделение труда производственного персонала ведет к эффективности использования рабочей силы. По аналогии А. Файоль утверждал, что это положение справедливо и для управленческого труда.
2. Власть и ответственность. Они взаимосвязаны между собой, причем ответственность является следствием и естественным продолжением власти. Сама власть может быть официальной, основанной на занимаемой административной должности, или неофициальной, основанной на авторитете личности. Но ни одна из них немыслима без ответственности, которая требует от руководителя определенного мужества. Боязнь ответственности может парализовать инициативу и служить препятствием реализации власти.
3. Дисциплина, под которой подразумевается, прежде всего, повиновение и соблюдение определенных соглашений между работником и руководителем.
4. Единоначалие, т.е. работник должен получать приказания только от одного начальника.
5. Единство руководства. Это означает, что каждая совокупность видов деятельности, направленных на достижение одной цели, должны иметь одного руководителя и один план.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Если между двумя сотрудниками возникают разногласия, то организация должна примирить их, защищая при этом собственные интересы.
7. Вознаграждение. Количество и методы оплаты труда должны быть справедливыми и предоставлять сотрудникам максимальную возможность удовлетворит свои потребности.
8. Централизация, т.е. в любой организации должен быть управляющий центр.
9. Скалярная цепь - это цепь начальников от высшего уровня до низшего, посредством которой реализуется власть. Количество звеньев этой цепи должно определяться из интересов дела.
10. Порядок, т.е. каждый работник должен иметь свое рабочее место и находиться на этом месте.
11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со стороны администрации.
12. Стабильность пребывания в должности. Работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне, а излишняя текучесть кадров является причиной и следствием плохого управления.
13. Инициатива. Поскольку любой мыслящий человек получает удовлетворение от обдумывания и реализации планов, то администрация должна предоставлять работникам такую возможность.
14. Корпоративный дух. Гармония между персоналом является огромной силой организации.
Принципы М. Вебера
Правила, единые для всех.
Каждое задание должно выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил»2, которые устанавливаются руководством организации независимо от того, является ли она коммерческой или нет. Эти нормы предусматривают права и обязанности как работников, так и их руководителей. Эти правила устанавливаются с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий.
Стандартные процедуры.
Все административные акты и решения обязаны быть оформлены в письменном виде. Они предварительно изучаются исполнителями, являются обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчётность в организации, что снижает до минимума риск возникновения недомолвок и всякого рода нестыковок.
7. Координация сверху.
Менеджеры не должны являться собственниками организации во избежание подделки документов и организации теневого бизнеса в пользу своего «кармана». В этой ситуации также играет большую роль свод определённых правил, упомянутых выше, позволяющих производить контроль над всеми сферами деятельности сотрудников.
Взаимоотношение полномочий
Средством, с помощью которого руководитель распределяет задачи между подчиненными, является делегирование, т.е. делегирование - это передача задачи и полномочий, достаточных для ее решения, и ответственности за ее решение должностному лицу, которое принимает на себя ответственность за решение данной задачи.
Поскольку руководитель оказывается не в состоянии сам решать все задачи, направленные на достижение целей организации, то можно утверждать, что одним из важнейших аспектов управленческой деятельности является умение добиваться выполнения определенной работы другими людьми. Именно по этой причине делегирование представляет собой акт, превращающий человека в руководителя.
Делегирование тесно связано с ответственностью, которая представляет собой обязательство:
· во-первых, выполнять стоящие перед должностным лицом задачи;
· во-вторых, отвечать за полученный результат перед тем, кто делегировал соответствующие полномочия.
Важным моментом является то, что ответственность не можетделегироваться без полномочий. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненным. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за выполнение какой-либо работы, не обязано всю ее выполнять самостоятельно, а просто несет ответственность за полученный результат.
Например, мастер на производственном участке не выполняет всю работу, необходимую для изготовления какой-либо детали. Но в случае допущения рабочим брака именно мастер будет нести за это ответственность перед начальником цеха. А если допущенный брак окажется существенным, т.е. влияющим на работу предприятия в целом, то перед директором завода ответственность будет нести уже начальник цеха. Если в результате этого государственное предприятие не выполнит план, то ответственность перед министерством будет нести директор завода. Аналогично, в случае акционерного предприятия, директор будет нести ответственность перед акционерами, если в результате брака упадет размер выплачиваемых дивидендов.
Президент США Гарри С. Трумэн демонстрировал свое понимание конечной ответственности за все происходящее в стране надписью на своем столе: “Больше ответственность сваливать не на кого” .
На каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции.
Принцип единоначалия.
Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы.
Принцип безусловной ответственности.
Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.
Принцип соответствия полномочий и ответственности.
Ответственность за те или иные действия не может превышать объемом делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее.
Широко распространенной концепцией потребностей, определяющих мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. В соответствии с идеями МакКлелланда, эти потребности, если они достаточно сильно присутствуют у человека, оказывают заметное воздействие на поведение человека, заставляя его предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретены под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Теория ERG
Дальнейшее развитие теории потребностей было предложено Альдерфером в 1972 году в работе “Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации”.
Альдерфер выделил три уровня потребностей:
· E (existence) - потребности существования, т.е. потребности связанные с выживанием и воспроизводством человека;
· R (relatedness) - потребности причастности, которые могут быть удовлетвлорены за счет общения с другими людьми, за счет ощущения уважения с их стороны;
· G (growth) - потребности личностного роста, например, потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении.
По сравнению с Маслоу Альдерфер делает меньший упор на строгую иерархичность порядка удовлетворения потребностей, т.е. потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение людей. И если потребности высоких уровней не могут, по каким-то причинам, быть удовлетворены, то это может компенсироваться удовлетворением потребностей более низкого уровня. Данное положение очень важно для руководителей, стремящихся мотивировать своих сотрудников: если выполняемая работа не позволяет удовлетворить потребности роста, то более важными становятся социальные потребности, а если не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования.
Теория справедливости
Теория справедливости была сформулирована и принята специалистами по управлению в 70-х годах XX века.
Эта теория исходит из того, что для достижения своих целей люди вынуждены вступать в различные отношения, как с другими людьми, так и с организациями. Т.е. можно говорить о субъектах отношений. При этом субъекты в отношения что-то вкладывают (знания, эмоции, чувства, деньги, время и т.д.), и эти вложения называются вкладом. И что-то получают взамен, и это называется отдачей (см. рис.5.5).
При любых отношениях, с кем бы то ни было, люди на подсознательном уровне ведут учет получаемых отдач и собственных вкладов.
Неэквивалентность вклада и отдачи приводит к возникновению внутренних переживаний. У большинства людей это проявляется в том, что в случае переоценки у них возникает чувство вины, а в случае недооценки - чувство обиды.
Создание и поддержание с работниками справедливых отношений одной из важнейших функций руководителя. При реализации этой функции руководитель должен учитывать следующие моменты:
· Во-первых, именно доверие является основой любых отношений, и именно доверия от других к себе ждут люди, и, в то же время, сами не спешат доверять другим. И труднее всего завоевать доверие во второй раз;
· Во-вторых, руководитель должен знать потребности своих подчиненных и в отношениях с ними исходить из слов Аристотеля: "Получить то, чего ты не хочешь - это то же самое, что не получить ничего", т.е. человек из отношений должен выносить то, что ценит именно он. И поэтому при построении отношений нужно руководствоваться правилом: "Делай для других то, что они хотели бы, чтобы для них сделали";
· В-третьих, необходимо учитывать, что человек приходит на предприятие, имея определенные надежды. И если они не реализуются, то человек может испытывать чувство обиды на организацию и ее руководителей;
· В-четвертых, людям свойственно коллекционировать недостатки других. Причем происходит это независимо от их сознания.
Модель Портера-Лоулера
Модель Портера-Лоулера была предложена Лайманом Портером и Эдвардам Лоулером в их совместной работе “Руководящие отношения и их исполнение”. Эта модель (см. рис. 5.7), являясь, по сути, объединением теорий ожиданий и справедливости, связывает пять мотивационных элементов:
1) восприятие человеком себя, своих потребностей и внешнего окружения;
2) затрачиваемые усилия на выполнение работы;
3) получаемый результат;
4) получаемое вознаграждение;
5) удовлетворение этим вознаграждением.
Модель Портера-Лоулера исходит из того, что затрачиваемые человеком усилия на выполнение какой-либо работы зависят от его личностных качеств, ценности обещанного вознаграждения и оценки соотношения “усилия-вознаграждения”. Затрачиваемые человеком усилия приводят к определенному результату, за который работник получает вознаграждение и удовлетворение.
Отличительной чертой этой модели является утверждение, что удовлетворение - это следствием результата, а не его причина.
Понятие и этапы контроля
Объектом контроля являются:
· средства и предметы труда;
· персонал;
· производственные и управленческие процессы.
Для осуществления контроля необходимо:
1) наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;
2) наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы; и самый несчастный руководитель - это тот, который знает, что в его организации или подразделении что-то происходит не так, как надо, но не знает, кто за это несет ответственность.
Процесс контроля имеет следующие этапы.
1. Установление нормативов
2. Определение эффективности деятельности
3. Корректировка отклонений от планов и нормативов, которая может осуществляться путем:
· пересмотра или модификации целей и планов;
· перераспределения или уточнения заданий;
· выделения дополнительного персонала или других ресурсов;
· совершенствования систем подбора, стимулирования и обучения кадров;
· увольнения сотрудника.
Требования, предъявляемые к системам контроля
Основными требованиями, предъявляемым к системам контроля являются:
1) соответствие планам - систем контроля должна соответствовать деятельности, которую она контролирует;
2) соответствие уровню руководителя – контроль, осуществляемый главным инженером, будет отличаться от контроля, осуществляемого мастером участка;
3) соответствие личным качествам руководителя - информация о состоянии контролируемого объекта должна подаваться руководителю в удобном для него виде;
4) эффективность, достигаемая за счет предоставления руководителю информации именно об отклонениях в контролируемом процессе;
5) объективность, достигаемая за счет того, что контроль опирается на измеримые критерии и нормативы;
6) гибкость - система контроля не должна давать сбои при изменении планов и нормативов;
7) экономичность - контроль должен окупать затраты на него.
Понятие стиля руководства
Стиль руководства является принадлежностью любого аппарата управления. Различают индивидуальный и общий стиль руководства. Особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.
К субъективным факторам, определяющим стиль можно отнести:
· принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;
· специфика психического склада руководителя (темперамент, характер);
· выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации;
· неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк»;
· индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя;
· уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:
· Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры;
· Закономерности управления;
· Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности; [11, с. 96].
· Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами);
· Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей);
· Уровень практики управления;
· Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.
Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, природу сложившихся вней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.
Треб