Стихотворение М. Яснова «Потому что весело».
Был цыплёнок весел,
Потому что весил,
Нагулявшись по дворам,
Ровно двадцать грамм.
Был козлёнок весел,
Потому что весил,
Наскакавшись по полям,
Двадцать килограмм.
Был китёнок весел,
Потому что весил,
Нанырявшись по морям,
Двести килограмм...
Цыплёнок скачет по двору,
Китёнок скачет по морю,
Козлёнок скачет по полю
И радостно лягается,
Потому что весело,
Чрезвычайно весело
Весить ровно столько,
Сколько полагается!
Интересно знать
Весы — один из древнейших приборов, изобретённых человеком. Первое упоминание о весах относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Весы с подвешенными чашками использовались для меновой торговли в Древнем Вавилоне и в Древнем Египте.
Ещё в древности весы стали символом справедливости. Так, богиню правосудия изображают с весами, на которых взвешиваются добрые и дурные поступки (демонстрируется рисунок).
И в настоящее время взвешивают различные предметы и грузы. Для этого используют разные весы: медицинские и торговые, вагонные и автомобильные, крановые и багажные, для взвешивания молока и для взвешивания животных (демонстрируются изображения различных весов).
Затем желательно предложить учащимся описать ситуации, когда им довелось наблюдать за взвешиванием (обсуждение может быть организовано в виде игры с мячом).
Практическая работа «Взвешивание»
Учитель показывает учащимся рычажные лабораторные весы и набор разновесов к ним и объясняет, как происходит взвешивание, обращая внимание на позициях равновесия и неравновесия.
Для проведения практической работы желательно обеспечить весами и разновесами каждую пару учащихся.
Далее учащиеся на весах с помощью разновесов соответствующей массы моделируются равенства и неравенства, например:
1 + 1 + 1=3, 2 + 3 = 5, 10 = 5 + 5, 3 + 3 + 2 + 2 = 10,
3 > 1, 5 < 3 + 2 + 2, 10 > 5 + 2 и т.д.
При подведении итогов полезно обобщить, как на весах можно смоделировать ситуации равенства и неравенства.
Переменка 1
Игра на внимание «Весы»: по команде «Равно» учащиеся разводят руки в стороны, изображая плечи весов в состоянии равновесия, по командам «Легче» или «Тяжелее» — одну руку наклоняют вверх, другую — вниз. Если команды «Легче», «Тяжелее» звучат одна за другой, надо сменить руки, наклоняя одну вниз, другую — вверх.
Во время игры можно предложить учащимся закрыть глаза. Следует чередовать команды в произвольном порядке и в быстром темпе.
Упражнение «Больше, меньше или равно?»
Учитель демонстрирует рисунок с изображением рычажных весов, на чашах которых сидят котята и тигрята. Требуется сравнить зверят по массе,
вписав в соответствующую клетку один из знаков «>» «<» или «=».
Желательно предложить учащимся прокомментировать каждую ситуацию, обращая внимание учащихся на «носики» весов, например на четвёртом рисунке: «Чаша весов, на которой сидит тигрёнок, опустилась ниже, чем та, где сидит котёнок. Значит, тигрёнок тяжелее котёнка. Ставим знак "больше"».
Затем демонстрируется несколько рисунков с изображениями различных взвешиваний (число рисунков по усмотрению учителя в зависимости от уровня математической подготовки учащихся).
Учащимся требуется сравнить по массе предметы, находящиеся на чашах весов, сделать вывод и записать результат в соответствующей клетке одним из знаков: «>», «<» или «=». Для записи ответов полезно использовать «ленту ответов» (согласно числу используемых рисунков). После выполнения задания организуется взаимопроверка. Для этого ученики меняются «лентами ответов», а учитель демонстрирует правильные ответы.
При подведении итогов полезно обратить внимание на несоответствие по массе предметов одинаковых размеров (2,5,6,8,10), разных размеров (9), на совпадении масс предметов разных размеров (7). Следует на конкретных примерах, актуализируя опыт учащихся, обсудить реальность обнаруженных «несовпадений». При этом полезно привлечь учащихся к поиску таких «парадоксальных» ситуаций.
Переменка 2
Рекомендуется проведение зрительной гимнастики.
Упражнение «Яблоки и груши»
Каждый ученик получает карточку с изображениями различных ситуаций взвешивания фруктов. Требуется с помощью рисунка сравнить массу яблока и груши, вписывая в соответствующую клетку один из знаков «>», «<» или «=». По усмотрению учителя и в зависимости от уровня математической подготовки учащихся учитель может давать необходимые пояснения.
После выполнения всех заданий данного упражнения нужно обсудить полученные результаты.
Проблемная ситуация «Как взвесить слона?»
Занятие заканчивается чтением стихотворения И. Мазина «Что я знаю?»:
А я знаю,
Сколько тонн
Весит слон:
Слон индийский —
Двадцать тонн,
Африканский —
Десять,
А не веришь —
Сам поймай
И попробуй Взвесить!..
Учащимся предлагается придумать способы, как взвесить слона.
Затем следует рассказать, что и в Индии, и в Африке слонов используюсь для перемещения и транспортировки тяжёлых грузов, занимаются разведением слонов, за ними ухаживают и, конечно, взвешивают на специальных «слоновьих» весах. Поэтому известно, что масса индийского слона достигает 5 тонн, африканского — 7 тонн.
Занятие 34. Обобщение и закрепление изученного.
Цель: повторение и обобщение содержания основных разделов программы факультатива.
Оборудование: мяч, рисунки «Богиня правосудия», «Какие бывают весы?», «Зверята», «Какой поставить знак?», весы рычажные лабораторные с набором разновесов, карточки «Яблоко и груша» — по числу учащихся.
Оборудование: большой конверт, рисунки «Где царевна?», «Избушка на курьих ножках», «Волшебные ворота», «Цифрозавр», «Заколдованная дверь», «Богатырский конь», «Пирожки», «Яблочки», «Ведёрки»; маленькие конверты, «зашифрованные» письма, изображение Василисы Премудрой; наборы счётных палочек, рисунки «Сказочный лабиринт», карточки «Яблоня, печка и речка» — по числу команд учащихся; цветные карандаши, грамоты — по числу учащихся.
Ход занятия
Конкурс «Загадочный конверт»
Учитель сообщает, что в класс пришло загадочное письмо. На конверте вместо адреса написано, что этот конверт можно открыть только в том случае, если участники команд смогут нарисовать конверт «одним росчерком».
Для выполнения задания к доске выходят по одному участнику от каждой команды. Максимальная оценка конкурса — 3 балла (по одному баллу за правильность и аккуратность изображения, скорость выполнения).
После правильного выполнения задания конверт открывают и достают маленькие конверты со следующим заданием для каждой команды.
Конкурс «Зашифрованное письмо»
В конверте находится зашифрованное письмо и отдельные фрагменты изображения сказочного героя, которому нужна
Требуется прочитать «зашифрованное» письмо (при правильном прохождении маршрута получается слово «ПОМОГИТЕ»). — и, собрав рисунок, установить, кто зовёт на помощь — Василиса Премудрая.
Оценивается правильность выполнения задания (по 2 балла за каждое задание) и скорость (1 балл).
Конкурс «Замок Кащея Бессмертного»
Учитель сообщает: чтобы помочь Василисе Премудрой, необходимо установить, кто её похитил и где скрывает. Получить ответ можно, выполнив графический диктант.
Каждый участник выполняет задание самостоятельно, затем организуется самопроверка, для чего учитель демонстрирует рисунок «Где царевна?» и предлагает учащимся назвать правильный ответ («Замок Кащея Бессмертного»).
Для подведения итогов следует определить число участников каждой команды, которые правильно выполнили задание графического диктанта. За каждое правильное выполнение — 1 балл.
Конкурс «Избушка на курьих ножках»
Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображена избушка на курьих ножках, выложенная из палочек. Учитель сообщает, что в избушке живёт Баба-Яга. Рядом с избушкой — тайная тропинка, которая ведёт к замку Кащея Бессмертного. Чтобы пройти по тропинке, нужно повернуть избушку «к лесу задом, к нам передом». Командам требуется выложить избушку из счётных палочек, а затем, переложив две палочки, «повернуть» её. Оценивается правильность (2 балла) и скорость выполнения задания (1 балл).
Конкурс «Сказочный лабиринт»
Учитель сообщает: тайная тропинка образует лабиринт и, чтобы добраться до замка Кащея Бессмертного и спасти Василису Премудрую, надо его пройти. Каждая команда получает рисунок с изображением лабиринта (один из двух предложенных по выбору участников команды). Оценивается аккуратность (1 балл) и правильность (2 балла) выполнения задания.
Конкурс «Волшебные ворота»
Учитель сообщает, чтобы войти в замок Кащея Бессмертного, надо открыть ворота, — и демонстрирует соответствующий рисунок. Требуется определить, какая цифра является шифром, с помощью которого можно открыть ворота. Учащиеся отвечают устно (правильный ответ — цифра 6). Оценивается скорость выполнения (1 балл).
Конкурс «Цифрозавр»
Учитель сообщает, за воротами находится цифрозавр, который охраняет вход в замок. Чтобы он пропустил, нужно правильно раскрасить цифры, из которых он составлен. Каждая команда получает рисунок, на котором изображён цифрозавр и «код» для раскрашивания. Оценивается количество найденных цифр (по одному баллу за каждые две цифры), аккуратность (1 балл) и скорость (2 балла) выполнения задания.
Конкурс «Заколдованная дверь»
Учитель демонстрирует рисунок и сообщает, что в замке Кащея Бессмертного много дверей, а Василиса Премудрая спрятана за дверью, на которой написано самое большое число. Задание выполняется устно (правильный ответ — 9), оценивается скорость выполнения (1 балл).
Конкурс «Богатырский конь»
Учитель сообщает, что Василису Премудрую нужно увезти из замка, а чтобы Кащей Бессмертный не смог догнать, нужен богатырский конь. На конюшне у Кащея имеются три стойла с закрытыми дверями (учитель демонстрирует рисунок). Известно, что за зелёной дверью Кащей держит трёхглавого змея, ослик находится не за красной дверью. Требуется определить, за какой дверью стоит богатырский конь. Задание выполняется письменно, оценивается правильность выполнения («За красной») — 2 балла) и скорость (1 балл).
Конкурс «Яблоня, печка и речка»
Перед выполнением конкурсного задания каждая команда получает карточку «Яблоня, печка и речка». Учитель сообщает, что, заметив исчезновение Василисы Премудрой, Кащей бросился в погоню. Спрятать беглецов могут яблоня, печка и речка. Требуется придумать и записать, в каком порядке можно их расставить всеми возможными способами. За каждый правильный вариант перебора дается 1 балл, если все варианты записаны упорядочено — добавляется 2 балла.
Конкурс «Премудрые задачи»
Учитель сообщает, что после своего спасения Василиса Премудрая поблагодарила яблоню, печку и речку за то, что помогли укрыться от погони, и составила о них премудрые задачи.
Каждая команда получает ленты для записи ответов.
Затем учитель последовательно читает учащимся тексты условий задач и демонстрирует соответствующие рисунки.
Задача 1. Испекла печка пирожки, а Василиса Премудрая украсила их числами. А на двух последних пирожках — вместо чисел вопросительные знаки. Василиса Премудрая предлагает установить правило, по которому она украшала пирожки, и определить два следующих числа.
Задача 2. Угостила яблонька Василису Премудрую яблоками. Выложила их Василиса Премудрая в ряд, но не все. Определите, по какому правилу выложены четыре яблока и укажите, какие два яблока ещё нужно положить согласно этому правилу.
Задача 3. Пришла Василиса Премудрая на реку за водой и взяла с собой два жёлтых ведёрка — трёхлитровое и пятилитровое, и красное ведро. Как с помощью трёхлитрового и пятилитрового ведёрок налить в красное ведро ровно 4 литра воды? Василиса Премудрая просит записать решение в виде равенств.
Команды выполняют задания, заполняя ленту ответов.
Оценивается правильность выполнения (по 2 балла за каждое задание) и скорость выполнения заданий (по 1 баллу за каждое задание).
Подведение итогов
Учитель сообщает, что Василиса Премудрая в благодарность за спасение выписала грамоты первоклассникам (грамоты у всех участников соревнований, отличается порядок вручения: первой получает команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов, затем команда, занявшая второе место и т.д.)
Рекомендуется черно-белый вариант грамот для последующего самостоятельного раскрашивания.