Упражнение «Дорисуй ромашку»
Каждая пара учащихся получает карточку «Дорисуй ромашку».
В кругах («серединках» ромашек) записаны примеры, позволяющие выполнить вычисления удобными или неудобными способами. Учащимся нужно выбрать удобные для себя способы вычислений и дорисовать к соответствующему кругу лепестки и стебелёк ромашки.
Проверка выполнения задания на занятии может не проводиться, результаты выполнения имеют диагностический характер и позволяют учителю сделать вывод об уровне усвоения темы.
Занятие 24. Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении или вычитании
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать: о приёмах записи рядов чисел с закономерностями, основанными на сложении и вычитании; уметь: продолжать запись рядов чисел с закономерностями, основанными на сложении или вычитании.
Оборудование: рисунки «Продолжаем рисовать», «Числовые ряды»; карточки «Найдите правило» — по числу пар учеников, карточки «Продолжите ряд чисел» — по числу групп учащихся, карточки «Соберите бусы» — по числу учеников.
Ход занятия
Разминка
Эстафета «Продолжаем рисовать». Учащиеся делятся на две команды. Каждой из команд демонстрируются одинаковые рисунки. Требуется выполнить два следующих изображения в каждом ряду.
После проведения эстафеты команды объясняют свои решения. Подводя итог, учитель обращает внимание учащихся, что закономерности на некоторых рисунках можно определить с помощью счёта. При этом полезно рядом с рисунками записать соответствующие последовательности чисел:
1) 1, 2, 3, 4,
2) 4, 3,
3) -;
4) 3, 4, 5, 3, 4
Упражнение «Какие числа спрятались?»
Учитель обобщает: можно приметить закономерности и в порядке записи чисел и демонстрирует несколько рядов чисел, в записи которых не известны («спрятаны») два последних числа.
Нужно установить, по какому правилу изменяются числа в записи каждого ряда, и соединить каждый числовой ряд с соответствующим «правилом».
Требуется назвать два следующих числа в записи каждого ряда — «какие числа спрятались? Задания а-г не должны вызвать затруднений у учащихся. Задания д и е — повышенной трудности.
Чтобы выполнить все задания, надо познакомить учащихся с правилами нахождения закономерностей, по которым записан числовой ряд.
Первое правило: определите, увеличиваются или уменьшаются числа в записи числового ряда. Необходимо воспользоваться этим правилом в каждом из заданий.
Второе правило: найдите разность двух соседних чисел. Учащиеся устно находят разности, учитель выполняет соответствующие записи.
Третье правило: установите закономерность и примените её, чтобы найти следующее число в записи числового ряда. Учащиеся называют числа, а учитель «открывает» соответствующие числа.
Переменка 1
Игра на внимание.Учитель называет три произвольных числа. Если все числа следуют в порядке возрастания (например, «3, 5, 7»), учащиеся поднимают руки вверх. Если все числа следуют в порядке убывания (например, 10, 7, 4), учащиеся приседают. Если встречаются и возрастание и убывание (например, «3, 5, 1», «10, 7, 12»), учащиеся разводят руки в стороны.