Тема 10. Введение знака «Мы готовы»
Задачи:формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Оборудование:знаки «Поднятая рука» и «Хор», новый знак «Мы»; цветные билеты для распределения детей в группы; заготовки для корабликов, детали для сбора корабликов в парах, тетрадь «Солнышко»; аудиозапись песни «Чунга-Чанга».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Распределение детей в новые группы
Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в далекое плавание на удивительный остров Чунга-Чанга. Послушайте о нем песню. (Звучит песня.) Хочется ли вам попасть на этот остров? На каком транспорте нужно плыть по морю? Каждый пассажир должен иметь билет.
Учитель раздает детям билеты.
– На столах стоят кораблики тех же цветов, что и билеты. Как узнать, где чей корабль?
Дети. По цвету.
У. Рассаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Удобно ли вам?
Знакомство в новых группах
У. В одиночку такое плавание не совершить, поэтому нам нужна дружная команда. Члены команды должны понимать друг друга с полуслова. Сейчас мы проверим, как вы готовы к путешествию.
Игра «Зеркало»
Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его. Вначале образец игры показывает учитель с любым из учеников.
Изготовление корабля
– У нас дружная команда, но нет корабля, на котором мы могли бы плыть к острову. Заготовки для корабля у вас есть. Но в одиночку такую работу выполнить невозможно, поэтому работать будем парами. Кто уже догадался, как можно вместе собрать этот кораблик?
Изобретение нового знака взаимодействия
У. Ребята, у нас очень мало времени на подготовку к путешествию. Как я узнаю, что вы выполнили работу?
Дети предлагают варианты.
– А я предлагаю сделать еще проще: взяться за руки и поднять их. Давайте попробуем.
Учитель вводит новый знак «Мы».
– Покажите мне этот знак.
Прежде всего распределите обязанности и внимательно рассмотрите образец. Как только работа у вас будет выполнена, дайте мне знак, и я сразу пойму, что можно отправляться в путешествие.
Физкультминутка
У. Мы плывем на остров Чунга-Чанга. Я думаю, что жителям острова будет приятно, если мы выучим их танец.
Дети разучивают элементы танца.
Знакомство в парах
Дети в парах работают с тетрадью «Солнышко» на с. 13.
У. На острове живет какое-то странное животное. Вот его фотография. Может быть, если мы его раскрасим, оно не будет нам казаться таким страшным?
Дети раскрашивают карандашами рисунок. Кто справился – поднимают руки – сигнал «Мы готовы».
– Что это за животное?
Закройте глаза. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы работали. Откройте глаза. Если кто-то не знал имя соседа, познакомьтесь.
Закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали. Откройте глаза. Кто не успел внимательно рассмотреть соседа – сделайте это.
Учитель вызывает к доске 3–4 пары детей. Пара становится спиной друг к другу и использует для ответов знаки «+», «–».
– Какого цвета глаза у твоего партнера? Твой партнер выше или ниже тебя? У девочки, которая работала с тобой, платье красного или синего цвета? Какого цвета бант?
Итог занятия
У. Нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Вот мы и дома. Что вам больше всего запомнилось в этом путешествии? А почему нам это путешествие удалось?
Д. Мы работали дружно, помогали друг другу.
Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию)
Задачи:формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения.
Оборудование:знаки, звонок, подарки сказочных друзей: корзинка с пирожками, золотой ключик, баночка с вареньем; пазлы на каждую группу, ордена для групп, игрушки: бельчонок и зайчонок, волшебная шкатулка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Повторение знаков «+», «–»
Учитель. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. А какой он будет, вы мне скажете сами потом, в конце урока. Договорились? На этот урок пришли наши любимые сказочные герои. Они узнали, что здесь учатся очень старательные и дружные ребята. Они помогают друг другу незаметно и очень тихо. Тихонечко напомните всем ребятам в группе, как вы умеете подсказывать без шума. Молодцы!
И вот наши сказочные герои прислали нам подарки: Карлсон – свой золотой ключик, Красная Шапочка – целую банку с вареньем, Буратино – корзинку с пирожками и маслом. А почему вы показываете мне знак «–»? Неужели я что-то перепутала? Тогда помогите мне, пожалуйста, отгадать, где чей подарок. Только вспомните, как школьники отвечают?
Репетиция по знакам [1] и [2]. Учитель показывает подарок и указывает на знак для ответа.
Работа в группах
У. Самый лучший подарок прислала вам героиня сказки, в которой есть вот такие строчки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Узнали, кто прислал вам подарок?
Золотая рыбка прислала вам свой портрет.
Дети в группах собирают изображение рыбки. Подводятся итоги групповой работы. Учитель вручает ордена группе, которая работала дружно, тихо и использовала знак «Мы готовы».