И тонкой моторики рук детей с ОВЗ
Эрготерапия (греческое эрго — труд, терапия - лечение) одно из направлений в медицине, при котором осуществляется терапевтическое воздействие, комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него ограничений здоровья.
Развитие тонкой моторики рук детей с ОВЗ имеет свои возрастные особенности, а также они напрямую связаны с заболеванием ребенка. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная память, но и тактильно-двигательная, которая включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем. Все мы пользуемся жестами, которые дополняют слова, придают им дополнительные оттенки. В раннем и младшем дошкольном возрасте мы выполняем простые упражнения и игры, разработанные на фольклорном материале (стишки, потешки, песенки), которые максимально эффективны для развития маленького ребенка, они содержательны и увлекательны.
Родители, которые уделяют должное внимание занятиям изобразительного творчества, упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу несколько задач:
· общее интеллектуальное, творческое развитие ребенка,
· овладение навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
· развитие речи,
· социализация ребенка.
В игровой форме дети учатся владеть инструментами, чувствовать материал, у них развивается память и легкость руки, формируются изобразительные навыки, художественный вкус. Игры способствуют активному развитию у детей воображения, творчества, фантазии, художественных способностей, у них формируется пространственное ассоциативное и логическое мышление, наблюдательность, любознательность, находчивость, усидчивость, дружелюбие, коммуникабельность, самостоятельность, способность сосредоточиться.
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Способность к захвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности.. формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений.
У детей с церебральным параличом, особенно в младенческом и раннем возрасте, отмечается патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации, хватания и манипулятивной деятельности. Ослаблена функция разгибания и разведения пальцев кисти, а также их противопоставления большому пальцу. Почти у всех детей даже в более позднем — дошкольном и школьном возрасте нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
При лечебно-педагогической работе с ребенком необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:
· развитие опорной функции на раскрытые кисти,
· осуществление произвольного захвата предметов кистью,
· включение пальцевого захвата,
· противопоставление пальцев,
· постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия,
· дифференцированные движения пальцев рук.
Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслабление мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения).
Далее проводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
· поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
· похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
· поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
· похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;
· вращение пальцев (отдельно каждого);
· круговые повороты кисти;
· отведение — приведение кисти (вправо — влево);
· движение супинации (поворот руки ладонью вверх), пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);
· поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
· щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости;
· противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);
· противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно. Зарядку проводят как на занятии, так и во время бодрствования ребенка — при одевании, приеме пищи, купании, игре.
Функцию хватания начинают тренировать с периода новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине и фактуре. Это приучает узнавать их на ощупь
При ДЦП затруднен не только захват предмета, но и его высвобождение (отпускание). Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца, поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности, песку. Далее ребенка обучают перекладыванию предмета из одной руки в другую.
Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения:
· надавливание указательным пальцем (на тесто, мягкий пластилин, глину, кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано);
· рисование фигур (в воздухе, на воде, крупе, песке);
· нанесение отпечатков пальца на бумагу.
Для тренировки противопоставления и отведения — приведения большого пальца используются следующие упражнения:
· сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами;
· сдавливание теста, пластилина, глины;
· раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки;
· рукопожатие;
· игры с куклами «пальчикового театра».
Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны:
· собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких);
· посыпание (крупы, песка);
· отрывание кусочков бумаги, салфетки;
· раскраска контурных изображений;
· рисование предмета с использованием опорных точек (карандашом, куском мела, восковыми мелками).
Движения приведения и отведения кисти руки тренируются:
· при закрашивании рисунков (с помощью кисточки, карандаша, трафарета, шаблона, штампа);
· растирание на бумаге мела, краски;
· стирании горизонтальных линий ластиком.
У подавляющего большинства детей с церебральным параличом имеет место нарушение кинестетического восприятия и стереогноза. Для коррекции этих нарушений целесообразно проводить игры «Волшебный мешочек» или «Узнай, что это». Необходимо иметь несколько наборов предметов, различных по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Дети определяют предмет сначала более сохранной рукой, а затем пораженной. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести в продуктивной деятельности - нарисовать, слепить, сделать аппликацию.