Учим ребенка правильно писать цифры
Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого рекомендуется провести с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п. Покажите середину клетки и середины сторон клетки.
Покажите ребенку, как рисовать простейшие узоры с помощью клеток. Для этого напишите отдельные элементы, соединяя, например, верхний правый и нижний левый углы клетки; правый и левый верхние углы; две точки, расположенные посередине соседних клеток. Нарисуйте простые "бордюрчики" в тетради в клетку.
Здесь важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься. Поэтому нельзя заставлять его, пусть он рисует не более двух узоров за одно занятие.
Подобные упражнения не только знакомят ребенка с основами письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень помогать ребенку при обучении написанию букв.
Начинать учить малыша писать цифры желательно после того, как он освоит устный счет до 10. Тогда графическое начертание цифры будет для него не просто абстрактным рисунком, а будет наполнено смыслом. Обращайте внимание на то, чтобы при письме ребенок правильно держал ручку или карандаш.
Большое значение при обучении письму цифр имеет определение правильного наклона. При письме в клетке наклон определяется отрезком, соединяющим правый верхний угол клетки с серединой её нижней стороны.
Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать ребёнку её образец и проанализировать, из каких элементов состоит цифра (палочка, волнистая линия, овал, полуовал). Показ написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, где начинается линия, в каком направлении ведётся, где заканчивается, в каком месте ручка должна быть оторвана от бумаги и какой будет следующая линия. Первые цифры, написанные ребёнком самостоятельно, должны быть просмотрены взрослым, который делает необходимые замечания.
Особенности написания цифр и образцы цифры
Прописная цифра один (1)
Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки.
Прописная цифра два (2)
Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз к середине нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию, ведя руку к правому нижнему углу клетки.
Прописная цифра три (3)
Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз, немного не доводят до середины клетки и пишут нижний полуовал.
Прописная цифра четыре (4)
Начинают писать немного правее середины верхней стороны клетки. Ведут прямую линию почти к центру клетки, затем ведут палочку вправо и немного не доводят до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней стороны клетки.
Прописная цифра пять (5)
Начинают писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её почти до центра клетки. Затем пишут полуовал. Сверху от палочки пишут вправо волнистую линию.
Прописная цифра шесть (6)
Начинают писать полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки, закругляют, касаясь верхней стороны клетки, и ведут руку вниз. Закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки и ведут руку вверх. Затем закругляют линию влево немного выше центра клетки.
Прописная цифра семь (7)
Начинают писать волнистую линию немного ниже середины верхней стороны клетки и доводят её до правого верхнего угла клетки. Потом пишут большую палочку, доводя её почти до середины нижней стороны клетки, а затем перечёркивают её маленькой палочкой посередине.
Прописная цифра восемь (8)
Начинают писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх и вправо, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки. Затем ведут руку вниз, закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки. Далее, закругляясь, линия идёт вверх к начальной точке.
Прописная цифра девять (9)
Начинают писать немного ниже правого верхнего угла клетки. В правом верхнем углу клетки линию закругляют и ведут руку вниз, к центру клетки. Здесь линию вновь закругляют и ведут вверх к началу овала. Затем ведут руку вниз, закругляя у середины нижней стороны клетки.
Прописная цифра ноль (0)
Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки. Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем ведут руку вверх к началу овала.
Научите ребёнка правильно держать ручку и карандаш.
Ручку надо покупать наиболее удобную. Сейчас есть специальные, на которых сделаны углубления под пальцы. А также насадки для ручек. Такая ручка очень помогает на начальном этапе, чтобы ребёнок научился правильно её держать.
На то, как ребёнок держит ручку, необходимо обратить особое внимание. Если он привыкнет держать её неправильно, потом переучить его и научить ребёнка писать красиво будет намного сложнее.
Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца и фиксироваться большим и указательным. При этом большой палец должен находиться выше указательного. Следите за тем, чтобы кончик ручки был направлен на плечо.
Контролируйте также то, как сидит ребёнок во время занятий: прямая ли спина, лежат ли локти на столе. Тетрадь обязательно должна быть расположена под углом 25° к краю стола. Необходимыми условиями успеха при выработке красивого почерка являются также удобный стул и стол нужной высоты.
Не спешите получить результат, запаситесь терпением. Ведь научить ребёнка писать красиво — это не минутное дело. Успех обязательно придёт, если заниматься регулярно.
Учтите: почерк ухудшается, когда ребёнок спешит. Поэтому не подгоняйте его, пусть пишет медленно, старается, со временем он научится писать быстрее. Не стоит также заставлять ребёнка переделывать задание несколько раз.
Прежде, чем приступить к исправлению почерка, убедите ребёнка в необходимости такой работы. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка заниматься каллиграфическим письмом, если он этого не хочет. Результата такие занятия не принесут. Лучше подумайте, чем можно простимулировать его желание писать красивее!
Начиная занятия, настройтесь на то, что не всё будет получаться с первого раза. Поэтому не ругайте и не наказывайте ребёнка за неудачи. Нельзя также сравнивать его достижения с достижениями других детей. Это может полностью отбить охоту к обучению, а без этого научить ребёнка писать красиво невозможно.
Наоборот, хвалите за усердие и за те успехи, которых он добился за какой-то промежуток времени. Сохраняйте все его работы, возвращайтесь к ним, сравнивайте результаты. Тогда у ребёнка будет стимул развиваться.
Не забывайте, что ребёнок должен обязательно отдыхать между учёбой в школе, выполнением домашнего задания и тренировками письма. Желательно, чтобы это были активные игры или прогулка на свежем воздухе. Ведь если ребёнок будет сильно уставать, у него пропадёт всякое желание учиться.
Также в перерывах и после занятий делайте ребёнку массаж предплечий и рук. Это поможет снять напряжение.
Чтобы было проще научить ребёнка писать красиво, разбейте процесс обучения на несколько этапов.
Список использованной литературы:
Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике. – М., 1997.
Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1996.
Денисова Д. Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Мозаика – Синтез, 2006.
Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. МЦНМО, 2008
Л.В Лазуренко. Занимательный материал к урокам математики. – Волгоград, 2005.
Левинова Л.А, Сапгир Г.В Приключения Кубарика и Томарика, или Весёлая математика. Тверь: «Мартин»,1995
Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе. – М. – Ростов-на-Дону, 2004.
Удодова Н.И. Занимательная математика. – Волгоград, 2007.
Соколова Е.И. Веселая математика для самых маленьких Академия Холдинг, 2004
Загадка как форма развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста
В энциклопедии загадка трактуется как замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления. И ведь действительно, чаще всего загадки выражены в стихотворной форме. За много веков, каких только загадок не придумано. И о растениях, животных, о самих людях и их быте, одежде. Яркие, самобытные, и неожиданные они показывают характер народа, его веселый, вечно живой дух.
Загадка должна описывать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета. Например, в загадке «Днем спит, ночью летает и прохожих пугает» охарактеризован образ жизни героя. Дети анализируют, кто из животных ведет такой образ жизни, и логическая задача решена – это сова.
Для того чтобы ребенок научился отгадывать загадки, рекомендуется начать с воспитания умения наблюдать жизнь. Воспринимать предметы и явления с разных сторон. Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной деятельности, которую он совершает при отгадывании загадок.
Необходимо постепенно подводить детей к правильному пониманию загадок и правильному их отгадыванию, а именно:
1) Предварительно познакомить детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь (наблюдение).
2) Учить понимать переносные значения слов.
3) Чтение художественной литературы (потешки, сказки и т. д.) .
Загадка требует провести следующие логические операции:
- произвести анализ, т. е выделить признаки неизвестного объекта;
- произвести синтез, т. е. объединить и сопоставить эти признаки, найти связь между ними;
- на основе выявленных связей сделать вывод, т. е. отгадать загадку.
Начальное логическое мышление формируется с помощью тематического подбора загадок. Для этого, после отгадывания целесообразно предложить детям задание на обобщение: «А как одним словом назвать эти предметы: помидор, морковка, лук? (овощи) .
При выборе загадок необходимо учитывать возрастные особенности, жизненный опыт, уровень развития ребенка. Слишком простая не будет пробуждать интереса к окружающей действительности, желания внимательно всматриваться в нее. Загадка должна быть доступной для понимания ребенка, расширять его кругозор, углублять его представления о жизни.
Тематика загадок для малышей не богата. Это загадки о предметах, которые многократно используются ребенком, и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: игрушки, одежда, продукты питания, домашние животные, некоторые предметы домашнего обихода. Дети младшего возраста очень живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Эти предметы вызывают у детей особый интерес и внимание. В младшем возрасте у ребенка память наглядно-образная, формируется воображение и благодаря словесному описанию ребенок может создать образ предмета. Все это позволяет использовать загадку в работе с детьми младшего возраста.
Детям среднего возраста предлагается более широкая тематика. Они уже умеют выделять качества и свойства, сравнивать предметы между собой. Облегчает задачу рифмующаяся загадка, с простыми сравнениями, в которой характеристики даны полно, подробно, но загадка может быть и в форме рассказа.
В старшем дошкольном возрасте необходимо учитывать достаточный жизненный опыт ребенка и детям предлагаются загадки, которые можно отгадать только после длительных наблюдений. Дети знакомятся с живой и неживой природой, отмечают изменения в природе в разное время суток, сезонные изменения, наблюдают за животными, птицами, насекомыми их повадками отмечают их особенные характеристики, посильно трудятся в быту и в природе. В процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.
Познавательная активность может проявляться в таких формах, как любознательность, творческий поиск. И загадка, которая направляет детей на познание окружающего мира, может стать двигателем познавательной активности.
Развитие зрительно-моторной координации