Эмоционально-волевая готовность
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Наряду с этим учитывается и эмоциональная напряженность, которая оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят (по мере убывания) в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления и внимании. Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей. Готовый к обучению ребенок с устойчивой эмоциональностью и позитивным эмоциональным настроем по отношению к себе и окружающим.
Физическая готовность
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей (мозаики, пазлы), конструировать, раскрашивать карандашами, рисовать красками. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.
Детей дошкольного возраста с ДЦП особенно важно подготовить к обучению к письму, так как это наиболее сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Это длительный трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма необходимо помнить о соблюдении следующих условий:
Ø Правильная посадка при письме.
Ø Постановка руки.
Ø Правильное движение руки по строке.
Ø Ориентировка на странице тетради и строке.
Ø Штриховка.
Ø Обведение лекал, шаблонов.
Ø Графические упражнения.
А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления. Огромная роль в развитии мелкой моторики принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности. С ребенком нужно заниматься каждый день.
В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:
Ø Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.
Ø Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
Ø Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
Ø Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
Ø Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
Ø Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
Ø Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р из группы «одежда» убрать цветок).
Ø Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
Ø Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.
Ø Уметь доброжелательно общаться с другими детьми
Ø Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.
Ø Уметь обслуживать себя.
Советы родителям по подготовке ребенка к школе:
1. 1.Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Это правило универсально для всех детей - и больных, и здоровых.
2. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
3. Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую руку.
4. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и прочее.
5. Учите схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.
6. Следующий необходимый навык - штриховка. Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при штриховании фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.
7. Для того чтобы, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.
8. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода, транспорта, животных, вплоть до более сложных игр. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
9. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
10. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
11. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки.
12. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров, альбомов должно быть своё место.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите и выделяйте только получившееся у ребенка и он научится делать хорошо. Помогайте ребенку преодолевать ошибки Вы самый главный и верный помощник вашему ребенку.
Влияние дидактических игр на развитие познавательных процессов и познавательной активности детей дошкольного возраста
Понятие познавательная активность, присущая дошкольнику, имеет ряд ключевых компонентов: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и развитие нравственно - волевых качеств. Обратимся к анализу психолого - педагогической природы компонентов активной познавательной позиции дошкольников. Познавательный интерес представляет собой побуждение к деятельности, выражающийся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ребенка, способствующей самостоятельному поиску и применение знаний в жизненной практике.
Важнейшим компонентом познавательной активности является радость познания. Свое отношение к деятельности дошкольник выражает через эмоции, поэтому радость от процесса познания вызывает у ребенка желание заниматься этой деятельностью, способствует развитию интереса. Еще одно звено познавательной активности – рефлексивный компонент, т. е. понимание успеха в деятельности. Для дошкольника ведущей является игровая деятельность, поэтому самостоятельность и успех в ней так необходим ребенку.
Дидактическим играм, придается большое значение в развитии познавательных процессов дошкольников, так как они способствуют:
1. Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
2. Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
3. Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
4. Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. При этом взрослый обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого взрослый учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что иначе не приведет к нужному результату; определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, взрослый направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (Н.Михаленко, Н.Короткова):
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером- сверстником.
3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.
Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот - слишком лёгкие задачи не возбуждают у них познавательной активности. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.
Ребенок учится считать
Наверно, вы удивитесь, но главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т.д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что это значит больше, меньше, часть, целое.
Если ребенок посещает детский сад или школу для дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Счет в дороге.
Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины, аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг па прогулке, на пути в магазин и т.д. Задавайте вопросы, например: «здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке?», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое?», «Сколько этажей в этом доме?» и т.д.
Мячи и пуговицы.
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед – назад (предложенные упражнения можно выполнять и детям с ДЦП в колясках). Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой – к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Правильно расположить предметы на плоскости ему гораздо труднее. Для этого упражнения возьмите любые плоские фигуры (для начало, например, квадрат) и плоские пуговицы. Положите на стол квадрат из плотной бумаге, дайте малышу несколько пуговиц (пять больших и восемь маленьких). Пусть он по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например, «Положи большую пуговицу в середине, еще одну – под квадратом тоже в середине, еще – над квадратом посередине, одну – справа в середине, еще одну – слева в середине».
Если ребенок справился с этой задачей, переходите к следующему заданию. Теперь разложить нужно маленькие пуговицы. Одну – в верхнем правом углу (объясняем, что такое угол справа, сверху), вторую – в верхнем левом углу и т.д. Если и это задание выполнено без ошибок, приступаем к еще более сложному. «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит над карточкой (под карточкой)». Варианты: справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; слева у большой пуговицы, которая лежит слева у карточки и т.п. Сложность увеличивается постепенно от занятия к занятию, но, ни в коем случае в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию: это временная ситуация.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и так же сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, – какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Вы можете дойти до какого-то места обычными шагами, потом повернуться кругом и посмотреть, насколько меньше шагов вам потребуется, если обратно вы пойдете гигантскими шагами.
Угадай, сколько в какой руке.
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т.д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке. Они по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадывает, становится ведущим.
Счет на кухне.
Кухня – отличное место для постижения основ математике. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Считаем пальчики, используя различные стишки и потешки. Метод хорош ещё и тем, что его можно использовать с самого раннего возраста, буквально с рождения, одновременно развивая мелкую моторику. Сначала считаем до 5, после годика можно переходить на потешки со счётом до 10. По мере взросления малыша считать можно не только его пальчики, а пальчики мамы, папы и других членов семьи.
Считаем ступеньки – иди из самых простых способов. Когда малыш научился с Вашей помощью довольно хорошо преодолевать ступеньки хотя бы в одну сторону (например научился спускаться), можно начинать эти ступеньки считать. Сначала считаете Вы, малыш спускается и слушает, а через некоторое время и он начнёт считать вместе с Вами.
Играем в настольные игры с фишками и кубиком. В таких играх тоже присутствует счёт и визуальное количество точек на кубике.
Используем "считалки" в которых есть счёт до пяти-десяти для различных игр, чтобы определить кто будет первым ходить.
Считаем всё! Считать можно голубей на улице, книжки на полке, любимых кукол или машинки, сколько ложек вымыла мама, сколько мороженок купил папа и т.д.
Счёт до пяти обычно малыш запоминает быстро, легко и считает без ошибок. После пяти начинаются перескакивания через цифру или перестановка цифр. Если такое случилось, можно скорректировать это следующим способом.
Добавляйте к правильному счёту только одну цифру, пока ребёнок её не усвоит. Например, Ваш ребёнок считает 1-2-3-4-5-7-8-9-10, т.е. пропускает цифру 6. Обратите его внимание на то, что после пяти идёт цифра 6, т.е. просчитайте самостоятельно 4-5-6. При счёте до 10-ти каждый раз просчитывайте с ребёнком "трудное" место вместе, слегка выделяя голосом нужную цифру.
Обучение дошкольников счету включает такое важное правило, как счет слева направо, без называния предметов. Счетный ряд строится правой рукой, брать можно только по одному предмету (за исключением специальных заданий). Очень удобно (и методически правильно) располагать предметы в линию. Также следует добиться того, что бы дошкольник начинал счет верно: не раз, а один.
Для подготовки к решению математических задач, следует постоянно связывать математику с бытовыми и игровыми навыками ребенка. Например, пересчитывать карандаши, кусочки пищи в тарелке, вилки на столе, подбирать столько же конфет, сколько товарищей.
В этот период стоит уделить внимание порядковому счету. Дети должны научиться отвечать на вопрос: Какой? Который? (пятый, третий).
Кроме изучения чисел, дошкольники считают звуки и движения (Сколько раз я хлопну по столу? Сколько раз я подниму флажок?).
Задания, предложенные малышам, усложняются и строятся на четком понимании математических соотношений при сравнении, прибавлении и отнимании единицы. Малыши решают задания, как сделать поровну, меньше, больше. Под руководством взрослого, дошкольники разделяют целый предмет (круг, квадрат) на одинаковые части и определяют одну вторую (четвертую, восьмую и т.д.).
Обучение счёту дошкольников охватывает анализ характеристик предметов. Дети учатся сравнивать длину, объем и другие параметры с помощью шаблона. Это может быть готовая мерка (полоска бумаги, которую нужно отложить несколько раз; стакан; столовая ложка для измерения круп). Дети обязательно подсчитывают, сколько раз мерка поместилась целиком.
Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Только интерес ребенка сделает обучение счету эффективным. Будущее вашего ребенка в ваших руках, позвольте ему раскрыть все свои возможности уже сегодня!
Математика для начинающих
При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:
- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
- доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
- сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;
- основы информатики, которые пока являются факультативными и включают в себя понимание следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, формирование основных логических операций - "не", "и", "или" и др.
Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите его самого считать предметы вслух. Постоянно считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д.), время от времени спрашивайте у ребенка: "Сколько чашек стоит на столе?", "Сколько лежит журналов?", "Сколько детей гуляет на площадке?" и т. П.
Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.
Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.
Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.
Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.
Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.
Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.
Если подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет еще более легким. Например : С Маршак «От 0 до 10»
Чтобы привить малышу любовь к математике, заниматься он должен с удовольствием, а не по принуждению, и ровно столько, сколько ему хочется. Если игра ребенку будет интересна, со временем у него обязательно все получится! И помните, главное – не научить ребенка считать, а привить ему любовь к математике, ведь мы все умеем считать, но далеко не все любят математику.
Учим ребенка различать цифры
В чем причина трудностей при изучении цифр?
Если буквы знать до школы желательно, то цифры обязательно. Почему запомнить цифры так трудно? Чаще всего, ребенку кажется, что они похожи: 3 и 2, 1 и 7, 9 и 6 – согласитесь, есть что-то общее в написании их элементов.
Другая причина – дошкольник не понимает смысла изучаемого материала: для чего нужны цифры? Что они значат? Почему он должен их учить? Как выучить с ребенком цифры в таком случае? Изучить состав чисел и привязать цифры к количеству совсем не трудно, если есть в запасе время и десять счетных палочек.
Как научить ребенка запоминать цифры? Основное правило – начинайте медленно. Как и алфавит, цифры не стоит заучивать одновременно.
Попросите ребенка отсчитать необходимое количество предметов. При этом выкладывайте их в шеренгу.
Расскажите малышу, что это число обозначается цифрой…
Рассмотрите цифру, обсудите ее, подберите ассоциацию. Если в дальнейшем малыш не сможет назвать имя цифры, не спешите ему подсказать, а напомните о той ассоциации, которую вызвала данная цифра. Набор ассоциаций меняться не должен.
Повторите упражнение несколько раз: отсчитываем, показываем и называем цифру. Этот прием позволит установить взаимосвязь между числом и цифрой, а также активизирует несколько видов памяти (звуковую, речевую-артикуляционную, двигательную память рук и зрительную)
В дальнейшем повторяйте эту цифру и предыдущие, пока карапуз не почувствует себя уверенно.
На первый взгляд этот план выглядит довольно скучно и сурово. На самом деле, каждый его пункт – это веселая динамичная игра.
Мы сегодня не скучаем – цифры с мамой изучаем!
Чего только стоит такой совет, как научить ребенка различать цифры с помощью ассоциаций! Вот что можно сказать малышу:
0 – колесо от машины
1 – столбик с клювом
2 – гадкий утенок
3 – заячьи уши
4 – оттопыренный локоток
5 – животик с шапкой
6 – бублик с флажком
7 – полочка
8 – матрешка
9 - качели
Как еще можно учить цифры с ребенком, играя? Очень хороши магазинные игры с цифрами:
домино
лото
игры-бродилки
детские карты
цифровые сортеры
Есть и самодельные игры, которые ничего не стоят для бюджета. Для их изготовления понадобятся лишь ножницы и цветная бумага.
Упражнения для обучения цифрам
Узнай цифру
Чтобы обучить ребенка цифрам с помощью этой игры, потребуется такая наглядность, как цифры, которые малыш уже знает и трафарет такого же размера, как и карточка с цифрой. Вырежьте в трафарете несколько отверстий. Это могут быть небольшие круги, прямоугольные прорези и даже фигурки животных. Накройте цифру трафаретом и покажите карапузу. Его задача – угадать цифру.
Кто спрятался?
На альбомном листе нарисуйте большую цифру и согните ее как угодно: пополам, на четыре части, отогните уголок и т.д. Задача дошкольника – узнать цифру по ее части.
Какую цифру я загадала?
У Вас в руках – стопка карточек со счетным материалом. Перед ребенком лежат цифры. Вы показываете карточку, а ребенок быстро находит цифру, которая соответствует числу изображенных предметов. Если он ответил правильно, скажите ему, что он самый настоящий волшебник!
Цифра-соседка
Такая игра, как "Цифра-соседка" учит ребенка не только цифрам, а и работает над повторением числового ряда. Вы говорите такую фразу: " Я загадала число меньше 8, но больше 6, угадай число и найди цифру!".
Паровозик
Сделайте плоскую модель паровоза с необходимым количеством вагонов. Вагоны можно сцеплять и расцеплять (закрепите на них разогнутые скрепки). Пусть малыш поработает машинистом и соберет свой поезд – по количеству точек на вагонах пронумерует их (подберет цифры) и укомплектует по порядку.
Для изучения цифр подойдет любая игра, с помощью которой учат буквы. Ведь цифра – тоже знак, а вот запомнить его значительно легче. Меняйте игры, и занятия никогда не утомят малыша!
Показывая как выглядят эти цифры, одновременно демонстрируйте соответствующее количество предметов - два яблочка, одна машинка, четыре орешка. Когда одеваете ребенка, акцентируйте внимание на количество вещей - два носка, одна рубашка, две рукавички, четыре пуговицы т.д. Прогуливаясь с малышом по улице, посчитайте вместе с ним объекты, мимо которых проходите : сколько машин стоит у обочины, сколько деревьев, домов, скамеек - старайтесь выбирать для подсчета объекты количественно не более пяти. Вернувшись домой, попросите малыша сосчитать количество ботинок в коридоре и поразмыслить, сколько человек можно обуть в них. Читая малышу сказку на ночь, рассмотрите с ним внимательно иллюстрации и попросите сосчитать количество ,например ,гномов или других сказочных героев. Обращайте внимание ребенка на нумерацию страниц - у малыша будет откладываться в памяти, как выглядит та или иная цифра.
Умение узнавать написание цифр тоже очень важно. Повесьте на стену плакат с цифрами (желательно, чтобы возле каждой цифры было нарисовано количество предметов, которое ей соответствует). Отлично подойдут магнитные цифры, которые прикрепляются к холодильнику или специальной доске, а также стишки-считалки.
На сегодняшний день можно найти много разных методик, игр, стихов, загадок по обучению цифрам.
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков-
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Веселый счет
Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака
От 0 до 10
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков-
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.
Единица
Как солдатик, единица.
Ей никак нельзя садиться:
На посту она стоит.
Влево нос всегда глядит.
Двойка
На кого похожа двойка?
Может быть на утку? Стой-ка!
Нет, сравниться может с нею
Только лебедь, выгнув шею.
Тройка
Тонкое колечко
Упало на крылечко.
Раскололось! Посмотри —
Получилась цифра три.
Четвёрка
Деревянный стул сломался,
Но совсем не растерялся:
Вверх ногами встал в квартире
И стал цифрою четыре.
Пятёрка
Знает дело рыбачок!
Цифра пять — ему крючок.
Если эту цифру пять
Леской к палке привязать,
Станет удочкою палка…
Будет славная рыбалка!
Шестёрка
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру шесть.
Семёрка
Цифру семь перевернём
И с утра на луг пойдём.
Чем семёрка не коса?
Так коси, пока роса!
Восьмёрка
Наверно, со мной догадались вы тоже —
На снежную бабу восьмёрка похожа.
Весна пусть приходит, и лето, и осень,
Не тает на солнце она — цифра восемь.
Девятка
Цифра девять — колобок?
Или, может быть, клубок?
Это котик Барсик спит,
И крючочком хвост лежит.
Десятка
Цифра ноль — пустое место
Или просто — ничего.
Ноль раздулся в знак протеста,
Чтоб заметили его.
Нолик! Ноль! Не надо злиться.
Стань скорей за единицей.
Только так, когда вы вместе,
Будет сразу целых — десять
Число и цифра 1
Ранним утром солнце всхо