III. Закрепление пройденного материала.
1. Индивидуальная работа.
1) Игра «Заселяем домики».
Описание. У доски работают 4 человека. У каждого ученика домик, который нужно «заселить». Дети вставляют в кармашки соответствующие карточки.
2) Работа по учебнику.
а) Выполнение задания 6 на с. 11.
– Перед вами примеры. Вы должны догадаться, какое число закрыли.
6 + = 6
– Как вы думаете, какое число закрыли? (0.)
– Почему? (Потому что в результате получилось то же число, а это возможно, если к числу прибавить 0.)
– Проверьте по линейке.
Аналогичная работа проводится с другими примерами.
б) Выполнение задания 5 на с. 11.
– Прочитайте задание.
– Что нужно сделать? (Определить: верно или неверно решены примеры.)
– Какое правило использовали? (Если к какому-нибудь числу прибавить нуль или к нулю прибавить какое-нибудь число, получится это же число.)
в) Решение задачи 7 на с. 11.
– Во дворе растут 12 деревьев. Отсчитайте 12 фишек. Каждая фишка – это дерево, которое растет во дворе.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
3) Работа в тетради № 1.
а) Решение задачи 7 нового вида на с. 10.
На тарелке лежало 8 пирожков. После завтрака на ней осталось 3 пирожка. Сколько пирожков съели?
– Решите задачу, используя фишки.
– На тарелке лежали 8 пирожков. Изобразите, используя фишки.
– Возьмите карандаш и нарисуйте в строку 8 фишек. Каждая фишка – это пирожок, лежащий на тарелке.
– После завтрака на тарелке остались 3 пирожка. Нужно ли рисовать новые фишки? Почему не нужно? (Эти 3 пирожка остались от 8.)
– Значит, зачеркните их. Каждая зачеркнутая фишка – это пирожок, который остался после завтрака.
– Остальные пирожки – это те, которые съели. Значит, съели 5 пирожков.
Решение задачи на доске и в тетрадях дети выполняют так:
8 – 3 = 5. Ответ: 5.
б) Решение задач 9, 10 на с. 11 с помощью фишек.
IV. Фронтальная работа.
1. Игра «Построй домик».
Дидактическая цель. Различение предметов по форме. Развитие воображения детей.
Содержание игры. Из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где фигура находится.
Аналогично проводятся игры «Построй парусную лодку», «Построй вагон», «Построй поезд» и т. д.
2. Игра «Выбери пример».
– Чем похожи все рисунки?
– Выберите выражение, которое соответствует каждому рисунку:
5 + 6 6 + 4 2 + 7 3 + 7 5 + 5.
V. Итог урока.
– Над чем мы работали сегодня на уроке? Что закрепили?
– Предлагаю закончить урок игрой. Согласны?
Игра «Детки с ветки».
Дидактическая цель. Закрепление отношений «больше», «меньше», «равно».
Средства обучения. Ветка, плоды и листья деревьев: дуба, ели, сосны и т. д.
Содержание игры. Детей делят на 2 группы: одной раздают ветки, другой – плоды (детки). По сигналу «Детки, найдите свои ветки!» каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (учитель и ученик или двое детей). Ворота закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.
Дети делают вывод, что деток столько же, сколько и веток (ветки можно заменить листьями).
При повторении игры дети меняются ветками и плодами. Их число можно увеличивать или уменьшать (дети постоянно считают число образовавшихся пар деток с ветками) и устанавливают: либо веток столько же, сколько деток, либо больше, либо меньше, выясняются способы уравнивания числа веток и деток.
Урок 62
Свойства вычитания
Цель: отработать свойство вычитания одинаковых чисел известными способами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Индивидуальная работа.
У доски работают 3 человека. Рядом с заданиями – сюрпризы для тех, кто выполнит работу правильно.
2. Фронтальная работа.
1) Арифметический диктант.
Дети показывают результаты с помощью «ромашек» с цифрами.
– Какое число при счёте следует за числом 7?
– Покажи соседей числа 1, 4, 6.
– Назови число, следующее за 2.
– Какое число меньше на 1, чем 5?
– Увеличь 7 на 1 и еще раз на 1.
– Увеличь 6 на 1.
– Увеличь 9 на 1.
– Уменьши 8 на 1, на 9, на 1 и еще раз на 1.
2) Решение примеров «Цепочка».
Ответы дети показывают с помощью «ромашек» с цифрами.
3) Проверка индивидуальной работы по заданиям, выполненным учащимися на доске.
3. Задание на внимание.
– Рассмотрите рисунок на доске. Что изменяется? Что не меняется?