Обнаружение и сигнализация обледенения
За левой форточкой летчиков установлен датчик обледенения ИСО-16, который работает только при необжатых стойках шасси (концевые выключатели на левой задней и правой передней стойках основных ног шасси).
Во входном устройстве каждого двигателя установлены датчики обледенения ДО-206.
По сигналу от любого из пяти датчиков загорается табло красного цвета на центральной приборной доске летчиков «Обледен. самолета».
Кроме того, дополнительно на панели ПОС на правом борту от датчика ИСО-16 загорается красное табло «Обледенение» и работает указатель — интенсиметр льда (показывает интенсивность обледенения в мм/мин.), а от соответствующего датчика ДО-206 загорается красное табло «Облед. двигат.».
Сигнал на включение табло «ОБЛЕДЕН САМОЛЁТА» и «ОБЛЕДЕНЕНИЕ» подаётся сигнализатором – интенсиметром при следующих показаниях индикатора «ЛЁД»:
- для высот до 8000 м – при отклонении стрелки до отметки «0»;
- более 8000 м – 0,8 мм/мин.
При выходе из зоны обледенения при отрицательных температурах сигнал на выключение ПОС предкрылков и двигателей выдаётся сигнализатором – интенсиметром с задержкой 60 ± 15 с.
Для обеспечения сброса остаточного льда электросхема ПОС обеспечивает 5 минутную задержку отключения обогрева.
а) ПОС предкрылка
Предкрылки обогреваются воздухом, с температурой 100—270°С, отбираемым от 11-й ступени компрессоров двигателей через магистраль системы кондиционирования. Воздух из СКВ поступает к двум заслонкам ПОС «4074Т» в полукрыле, далее через подвижные шарнирные соединения в коллектор, проложенный в предкрылке, выходит из него в пустотелый предкрылок, обогревая его, и через жалюзи выходит в атмосферу.
Если в полукрыле из двух заслонок открыта хотя бы одна - эффективность ПОС не уменьшается.
б) ПОС двигателя
ПОС каждого двигателя автономны и не зависят друг от друга. Воздух из-за 11-й ступени компрессора высокого давления (при n2<80%) или из-за 6-й ступени КВД (при n2 ³ 80± 1,5%) поступает к заслонке ПОС ЭЛЗ-7 и, если она открыта, проходит через нее, разделяясь на три потока:
— 1 поток обогревает лопатки КНД и кок;
— II поток обогревает корпус температурного датчика ТД-30К;
— III поток проходит регулятор избыточного давления и с Р=2—3 кг/см2 поступает в пустотелый носок воздухозаборника, обогревая его, и через два окна выходит в атмосферу.
в) ПОС хвостового оперения
Обогрев ХО производится переменным током 115 В 400 Гц. ПОС ХО может работать только при необжатых стойках шасси.
В носках обеих половин стабилизатора установлено по 4 секции нагревательных элементов.
Все секции стабилизатора и секции № 1, 2, 3 киля состоят из двух частей (та часть, которая ближе к носку, называется «тепловой нож»).
Принцип работы ПОС ХО
При включении ПОС ХО на режим «Выше —20°С» или «Ниже —20°С» «тепловые ножи» стабилизатора и секция № 4 киля греются постоянно. Вторые части секции № 1,2, 3 киля греются циклично (с одинаковыми номерами вместе):
— режим «Ниже —20°С»: нагрев —38,5 с, перерыв —115,5 с.
— режим «Выше —20°С»: нагрев —25 с, перерыв —129 с.
«Тепловые ножи» секций № 1, 2, 3 киля и секция № 5 киля греются циклично (все вместе включаются и отключаются):
— режим «Ниже —20°С»: нагрев —115,5 -с, перерыв —38,5 с.
— режим «Выше —20°С»: нагрев —75 с, перерыв —80 с.
Если в какой-либо секции или части секции произойдет короткое замыкание ли обрыв фазы, то данный участок из работы автоматически отключается, причем «тепловые ножи» стабилизатора имеют особенность — они работают попарно № 1 и № 2, № 3 и № 4. Поэтому, если отключится какой-либо «тепловой нож» стабилизатора, то отключится и попарно работающий с ним «тепловой нож», а также два симметричных «тепловых ножа» на другой половине стабилизатора.
г) Обогрев стекол кабины летчиков и штурмана
Переменным электрическим током:
— в режиме «Слабо» — 115 В 400 Гц ;
— в режиме «Сильно» —208 В 400 Гц;
обогреваются большие и малые лобовые стекла и форточки кабины летчиков, а также верхние и нижние передние стекла кабины штурмана. Причем форточки греются только в режиме «Слабо». Обогрев происходит до температуры +38°С (температура стекла).
д) Обогрев преемников полного давления ППД-1М и датчиков угла атаки ДУА-9Р
Приемники имеют мощные нагревательные элементы постоянного тока 27 В, которые получают питание от РУ-23 (I,III) и РУ-24 (II). Обогрев включается автоматически при отрыве самолета (КВ на правой передней стойке основных ног шасси) или вручную.
Обогрев ДУА-9Р осуществляется постоянным током 27 В, включается автоматически (КВ на правой передней стойке основных ног шасси) или вручную одновременно с включением обогрева ППД.
е) Обогрев смотрового прибора
Стекла смотрового прибора (перископа) имеют электрический обогрев, предохраняющий их от запотевания и обмерзания. Для обогрева используется постоянный той 27 В.