Обработка ЛА от обледенения

Разработка проекта технологического процесса обработки поверхности ЛА от обледенения предусматривает на первом этапе:

-краткое пояснение физики обледенения ЛА на земле и в полете и опасность его возникновения;

-характеристику основных видов обледенения поверхности ЛА;

-эффективные методы и средства предупреждения возникновения обледенения и борьбы с ним.

В качестве инженерных проектных расчетов рекомендуется решение следующих задач:

1) определение потребного времени на обработку ЛА от обледенения;

2) определение потребного количества обогреваемых средств для удаления льда с поверхности ЛА.

1. Потребное время, необходимое для расплавления льда обледеневшего ЛА, определяется по формуле:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ,

где Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - количество тепла, необходимое для расплавления льда обледеневшего ЛА, ккал;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - производительность подогревателя, ккал/мин. (для подогревателей МП-85 Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =1475 ккал/мин., для МП-300 - Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =5000 ккал/мин);

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - коэффициент потери тепла (для МП-85 и МП-300 Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =0,7);

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru объем льда на поверхности ЛА, Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - общая площадь поверхности ЛА, табл. 2.6;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - средняя толщина льда (0,5…5), мм;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - объемный вес льда (0,9), Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - теплоемкость льда (0,54) , Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - теплота плавления льда (80), Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - температура льда (наружного воздуха), Обработка ЛА от обледенения - student2.ru (принимается от Обработка ЛА от обледенения - student2.ru до Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ).

Таблица 2.6

Тип ЛА Ил-96-300 Ил-86 Ил-62 Ту-154 Ту-204 Як-42 Ту-134 Ан-24 Як-40
Обработка ЛА от обледенения - student2.ru  

2. Потребное количество средств подогрева для удаления обледенения определяется по формуле:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ,

где Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - количество обледеневших ЛА (6…12);

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - требуемое (заданное) время для удаления обледенения, мин.

Буксировка ЛА

При проектировании технологического процесса буксировки ЛА, на первом этапе, необходимо рассмотреть применяемые на данном типе ЛА способы буксировки и условия их выбора. Далее подлежат решению задачи следующего характера:

1) определения потребной тяги авиационного двигателя Обработка ЛА от обледенения - student2.ru (тягового усилия буксировщика) или Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - усилия для страгивания ЛА с места;

2) определения диаметра троса при буксировке ЛА тросом;

3) подбор тягача.

1. Потребная тяга буксировщика определяется из выражения:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ,

где Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - коэффициент увеличения силы трения F при страгивании ЛА ( в зависимости от вида покрытия места стоянки ЛА Обработка ЛА от обледенения - student2.ru = 1,1…1,2 для бетонного покрытия, Обработка ЛА от обледенения - student2.ru = 1,5…1,7 для грунтового покрытия);

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - коэффициент трения ( Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =0,08…0,11 для грунта; Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =0,04…0,06 для бетона);

GЛА – масса ЛА, т.

2. Диаметр троса для буксировки ЛА определяется по выражению:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru (мм),

где Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - потребная площадь троса, (при этом принимается

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =120 Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ), если:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - площадь сечения троса;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - усилие на один трос с учетом коэффициента запаса прочности Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =6.

3. Основными исходными параметрами подбора требуемого буксировщика является тяговое усилие, сцепная масса тягача и масса ЛА. При этом учитывают состояние аэродромного покрытия: сухое, мокрое, заснеженное и обледенелое. Потребную величину тягового усилия определяют для наиболее тяжелых условий – буксировки на подъем по заснеженному аэродрому по формуле вида:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ,

где Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - масса ЛА, т;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - ускорение свободного падения (9,81 Обработка ЛА от обледенения - student2.ru );

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - коэффициент сопротивления качению;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - угол наклона аэродромного покрытия;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - ускорение движения ЛА ( Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =0,104 Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ).

Величина тягового усилия тягача Обработка ЛА от обледенения - student2.ru равна разности между усилием Обработка ЛА от обледенения - student2.ru , подводимым от двигателя к ведущим колесам тягача, и силами сопротивления качению Обработка ЛА от обледенения - student2.ru и движению на подъем Обработка ЛА от обледенения - student2.ru :

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ,

при этом принимаем, что сила инерции тягача Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =0 (установившееся движение).

Подбор тягача следует производить при следующих исходных данных:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - по заданию для типа ЛА;

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ; Обработка ЛА от обледенения - student2.ru ; Обработка ЛА от обледенения - student2.ru .

Силы сопротивления движению тягача в этом случае определяются по формуле:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru

где Обработка ЛА от обледенения - student2.ru - масса тягача (применяется Обработка ЛА от обледенения - student2.ru =15…200 т.).

Величина Обработка ЛА от обледенения - student2.ru , а потребная тяга:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru

Возможность буксировки ЛА определяется по результатам сравнения величин Обработка ЛА от обледенения - student2.ru и Обработка ЛА от обледенения - student2.ru . Буксировка возможна, если:

Обработка ЛА от обледенения - student2.ru .

Нормативные значения тяговых усилий, потребных для буксировки различных типов ЛА, приведены в табл. 2.7.

Таблица 2.7

Тип ЛА Як-40 Як-42 Ан-24 Ан-12 Ту-134 Ту-154 Ил-62 Ил-86
Обработка ЛА от обледенения - student2.ru , т 16,8
Обработка ЛА от обледенения - student2.ru , кН 14,4 18,5

ЛИТЕРАТУРА

1. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники (НТЭРАТ ГА-93).- М.: ДВТ, 1994.

2. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. и др. Техническая эксплуатация летательных аппаратов. Учебник под ред. Н.Н. Смирнова.- М.: Транспорт, 1990.

3. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Эксплуатационная технологичность летательных аппаратов. – М.: Транспорт, 1994.

4. Безопасность полетов: Учебник для ВУЗов/ Р.В. Сакач, Б.В. Зубков и др. – М.: Транспорт, 1989.

5. Чинючин Ю.М. Технологические основы технического обслуживания самолетов. Тексты лекций. Часть I, II, III, IV, V,VI – М.: МГТУ ГА, 1993…1997.

6. Контроль технической исправности самолетов. Справочник под ред. В.Г.Александрова. . – М.: Транспорт, 1975.

7. Анцелиович Л.А. Надежность, безопасность и живучесть самолета. – М.: Машиностроение, 1985.

8. Справочник авиационного инженера. Под ред. В.Г. Александрова. – М.: Транспорт, 1973.

9. Системы оборудования летательных аппаратов. Под ред. А.М. Матвиенко. М.: Машиностроение, 1986.

10. Смирнов Н.Н., Ицкович А.А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. – М.: Транспорт, 1987.

11. Мозгалевский А.В., Койда А.Н. Вопросы проектирования систем диагностирования.- Л.: Энергоатомиздат, 1985.

12. Конструкция ЛА и авиадвигателей. Техническое описание (по типам ЛА).

13. Руководство по технической эксплуатации (по типам ЛА).

14. Регламент технического обслуживания (по типам ЛА).

15. Технологические указания по техническому обслуживанию (по типам ЛА).

16. Альбом основных сочленений и ремонтных допусков (по типам ЛА).

17. Пивоваров В.А. Повреждаемость и диагностирование авиационных конструкций. Учебник. – М.: Транспорт, 1994.

18. Найда В.А. Исследование характеристик полетного загружателя системы управления самолетом. МУ к выполнению лабораторной работы. – М.: МИИГА, 1992.

19. Чинючин Ю.М., Уриновский Б.Д. МУ к выполнению лабораторной работы “Оценка технического состояния и регулировочные работы по элементам системы управления самолетом”. – М.: МИИГА, 1987.

20. Чинючин Ю.М., Найда В.А. Лабораторная работа “Проверка и регулирование часовых расходов топлива двигателя Ан-24”. – М.: МИИГА, 1985.

21. Лисицын В.С., Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Автоматизация производственных процессов технической эксплуатации ЛА.– М.: Транспорт, 1985.

22. Шаймарданов Л.Г. Эффективность технической эксплуатации самолетов Гражданской авиации.: учеб. справ. СибГАУ, Красноярск, 2004. 98 с

Приложение 1

Наши рекомендации