Вывод из штопора и сваливания
4.17.1. Выполнение штопоров разрешается в соответствии с Разделом 2, пункт 2.15. Вывод из штопора выполняется следующим образом:
(1) Прямой штопор:
1) РУД – на малом газу;
2) Руль направления - полностью отклонить, нажав на педаль, противоположную направлению вращения;
3) Руль высоты - сразу после отклонения педали плавно за 1 – 2 секунды отдать ручку управления от себя, по крайней мере до середины между нейтральным положением и полными отклонением ручки, без использования элеронов.
4) После того, как вращение остановится:
(A) Руль направления – педали поставить нейтрально;
(B) Руль высоты – равномерно выбирать ручку управления на себя до вывода самолета из пикирования.
Предостережение:
1) Если действия по выводу из штопора не соответствуют указанным, вывод из штопора может произойти с запаздыванием.
Обычное запаздывание:
- До одного витка после начала вывода при выполнении одного витка штопора,
- До 1,5 витков после начала вывода при выполнении большего количества витков.
2) При отклонении ручки управления от себя при выводе из штопора усилие на ручке увеличивается с 20 кг до 25 кг. При отклонении ручки управления быстрее, чем за 1 сек., нарастание усилия более выражено. Отклонение ручки управления медленнее, чем за 2 сек. может привести к запаздыванию при выводе из штопора.
Примечания:
1) После начала штопора авторотация характеризуется увеличением угловой скорости до 180° в секунду, что достигается на 3 витке, после чего вращение считается установившемся.
2) Вывод из штопора после двух и более витков рекомендуется производить обеими руками.
3) Потеря высоты при выполнении штопора с выводом:
За 1 виток 300 м.
За 3 витка 550 м.
За 6 витков 700 м.
Если действия по выводу из штопора не соответствуют указанным, вращение может быть остановлено с большей потерей высоты.
(2) Перевернутый штопор
1) РУД – на малом газу;
2) Руль направления - полностью отклонить, нажав на педаль, противоположную направлению вращения;
3) Руль высоты - одновременно или не более, чем через 1/4 витка после отклонения руля направления, взять ручку управления на себя.
4) После остановки вращения:
(A) руль направления - педали поставить нейтрально;
(B) руль высоты – нейтрально, плавно выбирать ручку управления для вывода самолета из пикирования.
(3) Непреднамеренный срыв в штопор
1) Убрать закрылки (в случае, если они выпущены);
2) Определить положение и направление вращения
3) Руль направления - полностью отклонить, нажав на педаль, противоположную направлению вращения;
4) руль высоты - (a) отдать ручку от себя при выводе из прямого штопора;
(b) взять ручку на себя при выводе из перевернутого штопора;
5) После того, как вращение остановлено, вывести самолет из пикирования.
Примечание: Неубранный наддув двигателя (вплоть до полного газа) не препятствует выводу из штопора или сваливания.
4.17.2. Ошибки при выводе из штопора:
Если действия по выводу из штопора не соответствуют указанным, вывод из штопора может произойти с запаздыванием.
При противоположной последовательности дачи рулей на вывод авторотация не прекращается.
В этом случае действуйте следующим образом:
(1) Верните рули в положение, соответствующее выполнению штопора.
(2) Выполните вывод из штопора способом, описанным в пункте 4.17.1.
4.17.3. Сваливание:
(1) Предупреждение
Самолет оборудован сигнализацией выхода на режимы сваливания (звуковой сигнал).
(2) Вывод:
- Нормальный полет – отдать ручку управления от себя без отклонения элеронов; педали – нейтрально.
- Разворот - элероны и руль направления – нейтрально.
- отдав ручку управления от себя, увеличить скорость полета до безопасной.
Предостережение:
a) Потеря высоты при выводе из режима сваливания составляет 30 - 70 м. При выводе из режима сваливания потерю высоты можно уменьшить, открыв дроссельную заслонку.
b) Если сваливание привело к срыву в штопор, установить рули в положение, соответствующее выполнению штопора и выполнить вывод из штопора способом, описанным в пункте 4.17.1
УХОД НА ВТОРОЙ КРУГ
(1) РУД – полный газ;
(2) Рычаг управления шагом винта – малый шаг;
(3) Нагнетатель – включен;
(4) Триммер - как требуется для скорости 120 км/ч (Vпр.);
(5) После достижения скорости 120 км/ч (Vпр.) перевести самолет в набор высоты;
(6) Закрылки:
(A) на скорости 120 км/ч (Vпр.) – взлетное положение;
(B) на скорости 130 км/ч (Vпр.) – убраны;
(7) Произвести повторный заход на посадку.