Основные сведения о самолете

Самолета ПЗЛ-104

Вильга 35А

основные сведения о самолете - student2.ru

Москва 2001

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О САМОЛЕТЕ. 5

1.1. Назначение и условия эксплуатации. 5

1.2. Геометрические данные самолета. 5

1.3. Летные данные самолета. 6

1.4. Данные по массе и центровке. 7

1.5. Данные по силовой установке. 8

1.6. Определение дальности и продолжительности полета. 9

2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. 11

3. ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ САМОЛЕТА К ПОЛЕТУ. 12

3.1. Осмотр самолета. 12

3.2. Осмотр кабины и проверка оборудования. 13

3.3. Включение и проверка радиостанции. 14

3.3.1. Включение и проверка радиостанции Р-860ПМ.. 14

3.3.2. Включение и проверка радиостанции PC-6102. 14

3.4. Включение и проверка авиагоризонта. 14

3.4.1. Включение и проверка авиагоризонта АГК-47Б.. 14

3.4.2. Включение и проверка авиагоризонта ГХ-28Б.. 14

3.5. Включение и проверка ГПК-48, ГБ-1 и ЭУП-48. 14

3.5.1. Включение и проверка гирополукомпаса ГПК-48. 14

3.5.2. Включение и проверка гиромагнитного компаса ГБ-1. 14

3.5.3. Включение и проверка указателя поворота ЭУП-48. 15

3.6. Включение и проверка радиокомпаса. 15

3.6.1. Включение и проверка радиокомпаса АРК-9. 15

3.6.2. Включение и проверка радиокомпаса АРЛ-1601. 15

3.7. Запуск, прогрев, опробование и останов двигателя на земле. 16

3.7.1. Подготовка к запуску двигателя. 16

3.7.2. Запуск двигателя. 16

3.7.3. Прогрев двигателя. 16

3.7.4. Опробование двигателя. 17

3.7.5. Останов двигателя. 18

4. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА. 19

4.1. Подготовка к выруливанию и руление. 19

4.2. Взлет. 19

4.3. Полет по кругу. 20

4.4. Посадка. 20

4.5. Уход на второй круг. 20

4.6. Взлет и посадка при боковом ветре. 21

4.7. Особенности руления, взлета, полета и посадки самолета с лыжным шасси. 21

4.8. Набор высоты.. 21

4.9. Горизонтальный полет. 22

4.10. Вираж с креном до 45° 22

4.11. Выполнение парашютных прыжков. 22

4.12. Снижение (планирование) 23

4.13. Буксирование планеров. 23

4.14. Поведение самолета на больших углах атаки. 23

5. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ. 24

5.1. Отказ двигателя. 24

5.2. Падение давления масла в двигателе. 24

5.3. Падение давления бензина. 25

5.4. Тряска двигателя. 25

5.5. Раскрутка винта. 25

5.6. Пожар на самолете. 25

5.7. Отказ радиосвязи. 26

5.8. Отказ генератора. 26

5.9. Вынужденная посадка. 26

5.10. Вынужденное покидание самолета в полете. 27

6. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ САМОЛЕТА, СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ, СИСТЕМ И ОБОРУДОВАНИЯ. 28

6.1. Фюзеляж.. 28

6.2. Крыло. 28

6.3. Хвостовое оперение. 28

6.4. Управление самолетом. 29

6.5. Управление закрылками. 29

6.6. Шасси. 29

6.7. Гидросистема. 29

6.8. Воздушная система. 30

6.9. Силовая установка. 31

6.10. Пилотажно-навигационное оборудование. 33

6.11. Радиооборудование. 34

6.12. Электрооборудование. 34

6.13. Светотехническое оборудование. 35

7. ДОПОЛНЕНИЕ К РУКОВОДСТВУ ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ПЗЛ-104 «ВИЛЬГА 35А». 35

7.1. Эвакуация планера с площадки. 35

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О САМОЛЕТЕ

Назначение и условия эксплуатации

Самолет «Вильга 35А», производства ПНР, предназначен для буксировки планеров, перевозки пассажиров и выполнения парашютных прыжков.

По аэродинамической компоновке самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом и четырехместной кабиной (рис. 1).

На самолете установлен поршневой девятицилиндровый двигатель АИ-14РА с воздушным двухлопастным винтом изменяемого шага УС-122000.

Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты до высоты 4000 м днем в простых метеоусловиях с грунтовых и бетонированных взлетно-посадочных полос.

Летные данные самолета

С колесными шасси

Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч:

при работе двигателя на максимальном режиме.......................................... . 200

при работе двигателя на номинальном режиме............................................ 185

Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч
и работе двигателя на номинальном режиме, м............................................................ 4000

Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты
на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин............................ 40

Максимальная практическая дальность полета на Н = 500 м с V = 120 км/ч, км... 510

Максимальная практическая продолжительность полета
на Н = 500 м с V = 120 км/ч, ч мин........................................................................................ 4-20

Взлетно-посадочные характеристики:

скорость отрыва, км/ч................................................................................................. 90

длина разбега, м......................................................................................................... 150-160

скорость приземления, км/ч..................................................................................... 100

длина пробега, м......................................................................................................... 220

С лыжным шасси

Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч:

при работе двигателя на максимальном режиме.......................................................... 190
при работе двигателя на номинальном режиме............................................................ 175

Практический потолок при непрерывном наборе высоты на
V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м....................................... 3400

Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты
на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин............................ 35

Максимальная практическая дальность полета на Н=500 м с V=120 км/ч, км....... 490

Максимальная практическая продолжительность полета
на Н=500 м с V=120 км/ч, ч-мин............................................................................................ 4-08

Взлетно-посадочные характеристики:

скорость отрыва, км/ч................................................................................................. 90

длина разбега в расчетных зимних условиях(tНВ =-5°С,
Р=760 мм.рт.ст.) по свежевыпавшему снегу толщиной 3-5 см, м.................. 140

скорость приземления, км/ч..................................................................................... 100

длина пробега в расчетных зимних условиях(tНВ =-5°С,
Р=760 мм.рт.ст.)по свежевыпавшему снегу толщиной 3-5 см, м................... 95

С колесным шасси и планером на буксире:

Практический потолок при непрерывном наборе высоты
на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м:

с одним планером типа «Бланик» на буксире.................................................... 1700

с двумя планерами типа «Бланик» на буксире.................................................. 1100

Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты
на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин:

с одним планером типа «Бланик» на буксире.................................................... 25

с двумя планерами типа «Бланик» на буксире.................................................. 21

Максимальная практическая продолжительность полета
на Н=700 м с V=-120 км/ч, ч-мин:

с одним планером типа «Бланик» на буксире.................................................... 3-10

с двумя планерами типа «Бланик» на буксире.................................................. 3-07

Максимальная практическая дальность полета на Н=700 м с V=120 км/ч, км

с одним планером типа «Бланик» на буксире.................................................... 395

с двумя планерами типа «Бланик» на буксире.................................................. 365

Взлетные характеристики:

скорость отрыва, км/ч................................................................................................. 90

длина разбега на грунтовой ВПП при прочности грунта 10 кгс/см2
с одним планером типа «Бланик» на буксире, м............................................... . 240-250

длина разбега на грунтовой ВПП при прочности грунта 10 кгс/см2
с двумя планерами типа «Бланик» на буксире, м............................................. 290-300

Примечание.Все летные данные, кроме специально оговоренных, приведены для стандартных атмосферных условий, полетной массы самолета 1300 кг и емкости топливных баков 190 литров.

Данные по массе и центровке

Варианты загрузки и центровочные данные самолета с колесным шасси в зависимости от условий применения приведены в таблице 1 и 2.

При установке на самолет лыж вместо колес масса самолета увеличивается на 21 кг, центровка смещается вперед на 0,4% САХ.

Таблица 1

Данные по силовой установке

Тип двигателя АИ-14РА невысотный, поршневой, девятицилиндровый, однорядный, воздушного охлаждения.

Тип воздушного винта УС-122000 двухлопастной, работающий по прямой схеме.

Взлетная мощность двигателя, л. с................................................................................... 260-2%

Номинальная мощность двигателя, л. с........................................................................... 220-2%

Масса двигателя, кг................................................................................................................. 197+2%

Направление вращения воздушного винта (по полету).............................................. левое

Время перехода от режима малого газа до взлетного
(приемистость), не более, с.................................................................................................. 3

Количество топлива в баках, л:

на самолетах до 1981 г............................................................................................. 190

на самолетах с 1981 г................................................................................................ 180

Применяемое топливо................................................................................. авиационные бензины Б-70 или Б-91/115

Количество масла в баке, л:

максимальное.............................................................................................................. 16

минимальное................................................................................................................ 11

Применяемое масло............................................................................................................... МС-20 или МС-22

Часовой расход масла, не более (на режиме 0,75 номинального), кг/ч................... 1,2

Режимы и значения эксплуатационных параметров работы двигателя приведены в таблице 3.

Таблица 3

Осмотр самолета

Произвести внешний осмотр самолета и проверить:

· втулку и лопасти винта - нет ли повреждений и трещин;

· установку лопастей винта - по установочным рискам;

· жалюзи двигателя - плотность закрытия, нет ли деформаций;

· капоты двигателя - нет ли деформаций, правильно ли закрыты замки (прорези замков должны совпадать с метками на капоте);

· маслорадиатор - снята ли заглушка с воздухозаборника маслорадиатора, нет ли течи масла;

· основные колеса шасси - нет ли повреждения покрышек, нормально ли давление в пневматиках по обжатию (обжатие должно быть 15-20 мм);

· состояние агрегатов тормозной системы.

Примечание. При установке лыж вместо колес проверить состояние лыж - нет ли повреждений, состояние стабилизаторов и задних ограничителей лыж - нет ли подтекания жидкости.

· амортизаторы главных стоек шасси - нет ли подтекания жидкости и одинаково ли обжатие амортизаторов;

· правую половину крыла - нет ли повреждений обшивки крыла, зализов, предкрылков, элеронов и закрылков;

· сняты ли струбцины с элеронов;

· состояние приемника воздушных давлений (ПВД), снят ли с него чехол;

· правую сторону фюзеляжа - нет ли повреждений обшивки фюзеляжа;

· антенны радиостанций и радиокомпаса - нет ли повреждений;

· хвостовое оперение - нет ли повреждений обшивки, сняты ли струбцины, свободно ли отклоняются рули, установлен ли в нейтральное положение триммер руля высоты, надежно ли закреплено хвостовое оперение и отсутствуют ли люфты в его сочленениях;

· хвостовое колесо - нет ли повреждений покрышки, колеса, нормальное ли давление в пневматике по обжатию (обжатие должно быть 10-15 мм).

Примечание. При установке вместо хвостового колеса лыжи проверить состояние лыжи - нет ли трещин; проверить крепление амортизатора лыжи.

· амортизатор хвостовой стойки - нет ли подтеков жидкости из амортизатора и нормально ли его обжатие;

· тросы управления хвостовым колесом - нет ли провисания и заёршенности;

· левую сторону фюзеляжа - нет ли повреждений обшивки, закрыты ли
лючки;

· левую половину крыла - нет ли повреждений обшивки крыла, зализов, - предкрылков, элеронов и закрылков; сняты ли струбцины с элеронов.

Подготовка к запуску двигателя

Запуск двигателя можно производить как от бортового аккумулятора, так и от аэродромного источника питания.

Перед запуском двигателя необходимо:

· убедиться, что впереди самолета нет людей, транспорта и предметов, которые могут попасть под винт;

· убедиться, что рычаг управления шагом винта находится в положении «Малый шаг»;

· закрыть створку маслорадиатора, а зимой - и жалюзи капота двигателя;

· установить топливный кран в положение «Л+П»;

· убедиться, что рукоятка управления подогревом воздуха на входе в карбюратор находится в положении «Выключено»;

· убедиться, что рукоятка управления высотным корректором находится в крайнем переднем положении;

· убедившись, что АЗС аккумулятора, генератора и запуска выключены, а переключатель магнето - в положении «О», дать команду провернуть винт;

· расстопорить рукоятку заливочного шприца и в процессе проворачивания винта произвести заливку бензина в двигатель: летом 2-3 подачи, зимой 3-5 подач.

Предупреждение.Проворачивать винт при горячем двигателе, а также заливать бензин более указанного количества запрещается.

Запуск двигателя

Для запуска двигателя необходимо:

1) дать команду «От винта» и, получив ответ «Есть, от винта», включить АЗС аккумулятора, генератора, запуска и приборов;

2) установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 900-1200 об/мин;

3) установить ручку управления самолетом в положение на себя;

4) установить переключатель магнето в положение «1+2»;

5) открыть предохранительный колпачок кнопки запуска и нажать на кнопку в течение 2-3 с.

Как только двигатель заработает устойчиво, довести рычагом управления двигателем частоту вращения коленчатого вала до 900-1000 об/мин.

Если двигатель не дает вспышек в течение 30 с, следует выключить зажигание и автоматы защиты сети аккумулятора и генератора. При полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора провернуть воздушный винт от руки на 8-10 оборотов по ходу, не заливая топлива в двигатель, и повторить запуск.

В случае если двигатель не запустился с 3-4 попыток, запуск следует прекратить, найти и устранить неисправность.

Если в течение 15-20 с после запуска давление масла не достигает 1,5 кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить причину.

После запуска застопорить рукоятку заливочного шприца и закрыть предохранительный колпачок кнопки запуска.

Предупреждение. В случае появления пламени в карбюраторе следует немедленно выключить магнето, не трогая рычага управления двигателем. Если пламя не погасло, необходимо потушить его при помощи ручного огнетушителя.

Прогрев двигателя

Прогрев двигателя вести на частоте вращения коленчатого вала 900-1000 об/мин до тех пор, пока температура масла на входе в двигатель не начнет повышаться. С началом роста температуры масла увеличить частоту вращения до 1200-1300 об/мин (зимой - до 1400 об/мин) и продолжать прогрев двигателя до-температуры головок цилиндров не ниже 100° С летом и 120° С зимой и температуры масла не ниже 30° С. Дальнейший прогрев двигателя вести на частоте вращения коленчатого вала 1600, 1800, 2000 об/мин. Время работы на каждом из режимов - 1 мин.

Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров будет не ниже 120° С, а температура масла на входе в. двигатель - не менее 30° С.

После прогрева двигателя прогреть втулку воздушного винта двукратным переводом винта с малого шага на большой, и с большого шага на малый.

Опробование двигателя

Опробование двигателя производить при полностью открытых жалюзи капота и створки маслорадиатора.

Проверить работу двигателя на номинальном режима (рис. 5), для чего плавно передвинуть рычаг управления двигателем вперед до упора и затяжелить винт до частоты вращения 2050 об/мин. При этом показания приборов должны соответствовать параметрам:

частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин............. 2050

давление наддува, мм.рт.ст............................................................... 30±10

давление топлива, кгс/см2 ................................................................ 0,2-0,5

давление масла, кгс/см2..................................................................... 4-6

температура головок цилиндров, °С............................................... 120-230

температура масла на входе в двигатель, °С................................. 30-75

Двигатель должен работать устойчиво и без тряски.

Во избежание перегрева двигателя вследствие недостаточного обдува не допускать длительной работы двигателя на номинальном режиме.

Проверить работу магнето и свечей, для чего:

· установить винт на малый шаг (рычаг управления винтом полностью от себя);

· рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 1860 об/мин;

· выключить на 15-20 с одно магнето и оценить падение частоты вращения (падение оборотов не должно превышать 60 об/мин);

· включить на 20-30 с оба магнето, частота вращения должна восстановиться до первоначальной;

· произвести аналогичную проверку при выключении второго магнето.

основные сведения о самолете - student2.ru

Рис. 5. График опробования двигателя

Проверить работу генератора, для чего:

· рычагом управления двигателем установить частоту вращения 1650 об/мин;

· нажать кнопку вольтамперметра, напряжение должно быть 26,5-28,5 В.

Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя (регулятора оборотов), для чего:

· рычагом управления двигателем установить частоту вращения 2000 об/мин;

· рычагом управления воздушным винтом перевести винт на большой шаг, частота вращения коленчатого вала двигателя снизится до 1300-1400 об/мин;

· перевести винт на малый шаг, частота вращения коленчатого вала двигателя должна восстановиться до первоначальной (2000 об/мин).

Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения, для чего:

· при положении рычага управления воздушным винтом на малом шаге, рычагом управления двигателем установить частоту вращения 2000-2050 об/мин;

· рычагом управления воздушным винтом затяжелить винт до частоты вращения (равновесной) 1860 об/мин;

· плавным перемещением рычага управления двигателем вперед и назад, но не до отказа, изменять давление наддува, частота вращения коленчатого вала двигателя должна оставаться неизменной.

При резком перемещении рычага управления двигателем вперед и назад частота вращения может соответственно увеличиваться или уменьшаться на 50-100 об/мин, но через 2-3 с должна восстановиться до равновесной (1860 об/мин).

Проверить работу подогревателя воздуха на входе в карбюратор, для чего:

· рычагом управления двигателем установить частоту вращения 1860 об/мин;

· рычагом управления подогревателем включить на 10-15 с подогрев воздуха, поступающего в карбюратор. Убедившись в росте температуры воздуха, выключить подогрев.

Проверить работу двигателя на взлетном режиме в течение 20-30 с (винт на малом шаге).

Показания приборов при этом должны соответствовать параметрам:

частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин............. 2350 ±1%

давление наддува (избыт.), мм.рт.ст................................................ 35±10

давление топлива, кгс/см2 ................................................................ 0,2-0,5

давление масла, кгс/см2 .................................................................... 4-6

температура головок цилиндров, °С............................................... 120-230

температура масла, °С....................................................................... . 30-75

Проверить работу двигателя на малом газе (винт на малом шаге, рычаг управления двигателем переведен полностью на себя).

Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов должны соответствовать параметрам:

частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин ............ не более 500

давление топлива, кгс/см2 ................................................................ не менее 0,15

давление масла, кгс/см2 .................................................................... не менее 1,5

Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на малом газе не должна превышать 5 мин.

Перевести рычаг управления двигателем из положения малого газа за 2-3 с в положение взлетного режима. При этом двигатель должен выходить на взлетный режим плавно, без перебоев, за время не более 3с.

Останов двигателя

Перед остановом двигателя необходимо его охладить, для чего:

· открыть полностью жалюзи капота двигателя и створку маслорадиатора;

· уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 700-800 об/мин (винт на малом шаге) и проработать на этом режиме до тех пор, пока температура головок цилиндров не снизится до 140-150° С.

Для останова двигателя надо:

1) прожечь свечи, увеличив частоту вращения до 1900 - 2000 об/мин на 20-30 сек;

2) рычагом управления двигателем уменьшить частоту вращения до 600-700 об/мин;

3) выключить магнето, установив переключатель магнето в положение «О»;

4) плавно переместить рычаг управления двигателем вперед (открыть дроссельную заслонку карбюратора).

После останова двигателя поставить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее малому газу (на себя), и закрыть топливный кран.

Выключить все автоматы защиты сети, переключатели и выключатели.

Предупреждение.Запрещается останавливать двигатель:

W непосредственно с крейсерских и более высоких режимов работы;

W закрытием топливного крана с выработкой топлива из карбюратора (во избежание обратной вспышки и пожара).

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА

Подготовка к выруливанию и руление

Убедившись в нормальной работе двигателя приборного и радиооборудования самолета, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1300 об/мин и запросить разрешение на выруливание.

Получив разрешение на выруливание, уменьшить частоту вращения до оборотов малого газа и дать команду: «Убрать колодки».

Проверить работу тормозов. Самолет должен удерживаться на месте с заторможенными колесами при работе двигателя на максимальном режиме, ручка управления при этом должна быть взята полностью на себя.

Убедиться в отсутствии препятствий в направлении руления и запросить разрешение на выруливание у техника самолета. Получив разрешение, отпустить тормоза и плавно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя настолько, чтобы самолет сдвинулся с места (1300 об/мин).

На рулении проверить синхронность работы иэффективностьтормозов.

Во избежание капотирования торможение производить плавно, короткими импульсами, не допуская юза самолета и поднятия хвоста, ручку управления самолетом держать полностьювзятойна себя.

Руление производить со скоростью быстро идущего человека (7-10 км/ч). Руление при боковом ветре свыше 2м/с производить на пониженной скорости, учитывая, что самолет имеет тенденцию разворачиваться навстречу ветру.

Развороты выполнять на уменьшенной скорости с применением тормозов и управляемого хвостового колеса.

На предварительном старте осмотреться и убедиться:

1) нет ли препятствий на взлетной полосе;

2) нет ли самолетов, планирующих на посадку после четвертого разворота или уходящих на второй круг;

3) выпустить закрылки во взлетное положение (21°);

4) включить обогрев ПВД;

5) запросить по радио разрешение вырулить на линию исполнительного старта.

Получив разрешение, вырулить на ВПП, прорулить 10-15 м для установки самолета по линии взлета.

На исполнительном старте необходимо:

1) убедиться, что триммер находится в нейтральном положении;

2) проверить, что рычаг управления шагом винта находится в положении «Малый шаг»;

3) открыть жалюзи капота двигателя и створку маслорадиатора;

4) установить рычаг управления подогревом воздуха перед карбюратором в положение «Обогрев».

Примечания:Разрешается производить взлет и выполнять полет с выключенным подогревом воздуха на входе в карбюратор, если температура воздуха на входе в карбюратор не ниже +10°С.

Положение жалюзи капота двигателя и створки маслорадиатора на взлете зависит от прогрева двигателя и температуры наружного воздуха.

5) убедиться, что рычаг высотного корректора установлен в крайнее переднее положение;

6) проверить соответствие показаний гирокомпаса магнитному курсу взлета;

7) затормозить колеса и прожечь свечи увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя до 1900-2000 об/мин.

Взлет

Получив разрешение на взлет и убедившись, что двигатель работает устойчиво, а его параметры находятся в норме, взять ручку управления полностью на себя, плавно увеличить частоту вращения до максимальной (2350 об/мин) и растормозить колеса.

На скорости 65-80 км/ч, в зависимости от взлетной массы самолета, начать плавно поднимать хвост самолета до взлетного положения.

На скорости 90 км/ч самолет плавно отделяется от земли.

После отрыва перевести взгляд на землю (влево от продольной оси самолета под углом 20-25° и вперед на 25-30 м), нажать на тормозные гашетки. Выдерживание самолета выполнять с постоянным отходом от земли с таким расчетом, чтобы на высоте 10 м скорость полета достигла 115 км/ч.

На высоте не менее 50 м над рельефом местности убрать закрылки.

После достижения скорости 120 км/ч, продолжая набор высоты, установить сначала номинальный (п=2050 об/мин), а на Н=100 м I крейсерский (п =1860 об/мин) режим работы двигателя.

Полет по кругу

На высоте 150 м с креном 30° на скорости 120 км/ч выполнить первый разворот с набором высоты.

Линия пути самолета после первого разворота должна быть перпендикулярна курсу взлета.

После выхода из разворота дальнейший набор высоты производить на скорости 120 км/ч.

Выйдя на высоту круга (300 м), перевести самолет в горизонтальный полет и, уменьшая наддув двигателя, установить скорость полета 140 км/ч.

Когда линия визирования на посадочные знаки будет проходить под углом 45° к продольной оси самолета, выполнить второй разворот.

Вывод из второго разворота производить в направлении, параллельном линии посадочных знаков.

Полет от второго к третьему развороту производить на высоте круга (300 м) на скорости 140 км/ч.

Третий разворот начинать, когда угол между продольной осью самолета и линией визирования на посадочные знаки будет равен 45°. Разворот выполнять на скорости 140 км/ч на угол 100-110°.

Линия пути до четвертого разворота должна проходить под углом 70-80° к линии посадочных знаков.

Перед снижением перевести винт на малый шаг и по показанию регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя убедиться, что винт полностью облегчен, проверить температуру головок цилиндров (не менее 140° С) и масла (не менее30° С),при необходимости прикрыть створку маслорадиатора и жалюзи капота.

Установить скорость 130 км/ч и начать снижение. Снижение производить с таким расчетом, чтобы высота полета перед вводом •в четвертый разворот была не ниже 200 м.

Ввод в четвертый разворот начинать в момент, когда угол между линией визирования на посадочные знаки и осью ВППбудет составлять 15-20°.

Разворот выполнять на скорости 130 км/ч. Точность выхода на посадочную прямую в процессе разворота корректировать изменением крена.

После выхода самолета из четвертого разворота установить скорость 120 км/ч, выпустить закрылки на угол 44° и перевести самолет на снижение в точку начала выравнивания. Снижение выполнять на скорости 120 км/ч. (Посадку на аэродром разрешается выполнять с закрылками, выпущенными на 21°.)

Посадка

На высоте 30 м, убедившись в точности расчета и захода, проконтролировать скорость планирования, перевести взгляд на землю влево вперед в направлении снижения и под углом 10 - 150. С высоты 30 м следить за расстоянием до земли, постоянством угла планирования, сохранением направления, отсутствием крена и сноса.

На высоте 5 – 6 м начать выравнивание самолета, одновременно с началом выравнивания плавно уменьшать режим работы двигателя с таким расчетом, чтобы к концу выравнивания рычаг управления двигателем был убран полностью на себя. Если на выравнивании замечено увеличение вертикальной скорости, уборку РУД задержать и далее убирать плавнее.

Выравнивание закончить на высоте 0,75 – 1м. В процессе выравнивания взгляд должен скользить по земле и быть направлен вперед на 25 – 30 м под углом 20 – 250 влево от продольной оси самолета.

Выдерживание производить с постепенным снижением, одновременно создавая самолету трехточечное положение.

Самолет приземляется на скорости 90 – 100 км/ч. После приземления ручки управления плавно полностью подобрать на себя.

Предупреждение. При посадке на БВПП летчику в момент приземления быть готовому к парированию разворачивающего момента влево.

Торможение выполнять плавно во второй половине пробега, на допуская подъема хвоста.

После окончания пробега освободить посадочную полосу. Зарулить на стоянку, охладить и выключить двигатель.

При невыпуске закрылков планирование выполнять на скорости 130 км/ч. В этом случае посадка самолета особенностей не имеет.

Уход на второй круг

Уход на второй круг возможен с любой высоты, вплоть до высоты выравнивания.

При уходе на второй круг с высоты более 30 м летчик должен:

1) увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до максимальной за 2-3 с;

2) не допуская потери скорости менее 115 км/ч, перевести самолет в набор высоты.

При уходе на второй круг с высоты выравнивания летчик должен:

1) не отрывая взгляда от земли и продолжая выполнять посадку, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до максимальной за 2-3 с;

2) не допуская уменьшения скорости менее 115 км/ч, перевести самолет в набор высоты.

Набор высоты

Набор высоты производить на номинальном режиме работы двигателя (n=2050 об/мин, Рк =Ратм+30 мм.рт.ст.) на скорости 120 км/ч. Показания приборов должны быть:

температура головок цилиндров.............................................. не более 240° С;

температура масла на входе в двигатель................................. не более 85° С в течение 15 мин.

......................................................................................................... (рекомендуемая 50-60° С);

давление масла............................................................................. 4-6 кгс/см2;

давление бензина......................................................................... 0,2-0,5 кгс/см2.

Если в наборе высоты температурный режим двигателя превышает допустимые пределы при полностью открытых жалюзи капота двигателя и створке маслорадиатора, надо перевести самолет в горизонтальный полет, увеличить скорость полета и снизить режим работы двигателя.

Если принятые меры не приводят к понижению температуры, необходимо прекратить выполнение задания, доложить руководителю полетов и произвести посадку.

Горизонтальный полет

Горизонтальный полет разрешается, выполнять в диапазоне скоростей 120-200 км/ч.

Максимальная скорость горизонтального полета с планером на буксире ограничена условиями эксплуатации данного планера.

Скорости полета и параметры работы двигателя, соответствующие максимальным дальностям полета, приведены в разделе 1 «Основные сведения о самолете» настоящего Руководства.

Контроль количества топлива в полете производить по показаниям поплавковых топливомеров (по внутренней шкале).

Примечание. В случае неравномерной выработки топлива из крыльевых баков следует выровнять количество топлива путем переключения топливного крана. Если в левом баке больше топлива, следует переключить кран в положение «Л», а если в правом баке - в положение «П». После выравнивания уровней топлива кран установить в положение «Л-П».

При выполнении длительного полета в условиях отрицательных температур наружного воздуха во избежание застывания масла в цилиндре винта необходимо периодически (через 25 - 30 мин,) переключать винт с малого шага на большой и обратно.

4.10. Вираж с креном до 45°

На самолете разрешается выполнять виражи и развороты с креном не более 45°.

Виражи и развороты с креном до 45° выполнять на скорости 150 км/ч на номинальном режиме работы двигателя.

Перед вводам самолета в вираж увеличить режим работы двигателя и установить скорость 150 км/ч.

После этого плавным координированным движением ручки управления и педалей ввести самолет в вираж. Как только крен и угловая скорость достигнут заданной величины, необходимо зафиксировать крен небольшим отклонением ручки управления в сторону, противоположную крену, и, сохраняя угловую скорость, продолжить вираж.

В процессе виража поддерживать постоянную скорость изменением режима работы двигателя.

За 15-20° до намеченного ориентира координированными движениями ручки управления и педалей в сторону, обратную развороту самолета, начать вывод из виража.

После вывода самолета в горизонтальный полет поставить рули в нейтральное положение.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ

Отказ двигателя

При отказе двигателя в наборе высоты до первого разворота:

1) перевести самолет на планирование;

2) закрыть топливный кран;

3) выключить магнето и аккумулятор;

4) подтянуть привязные ремни.

Посадку производить прямо перед собой. Если при посадке прямо перед собой самолету угрожает столкновение с препятствием, летчик должен изменить направление посадки.

При отказе двигателя в полете по кругу после первого разворота или при полете в зоне действовать согласно инструкции для данного аэродрома (см. пункт 5.9).

основные сведения о самолете - student2.ru

Рис. 6. Располагаемые перегрузки самолета в зависимости от скорости полета

Падение давления бензина

Признаки:

· перебои в работе двигателя, сопровождаемые падением частоты вращения, падением давления наддува и тряской двигателя;

· падение давления бензина по прибору ниже допустимого.

Действия:

1) убедиться в наличии топлива по указателям топливомеров;

2) проверить положение топливного (противопожарного) крана;

3) повернуть рукоятку заливочного шприца на 45° и начать подкачивать бензин в топливную систему, контролируя давление по манометру;

4) прекратить выполнение задания и произвести посадку на свой (запасной) аэродром или на выбранную площадку.

Тряска двигателя

При появлении тряски двигателя летчик должен:

1) убрать рычаг управления двигателем полностью на себя, перевести самолет в режим снижения;

2) если после этого тряска прекратится, плавно переместить рычаг управления двигателем вперед и установить необходимый для горизонтального полета режим работы двигателя;

3) если после изменения режима работы двигателя тряска не прекратится, необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1900-2000 об/мин для прожига свечей;

4) если и после этого тряска не прекратится, то рычагом управления двигателем и рычагом управления шагом винта подобрать режим, при котором тряска будет минимальной, и на этом режиме идти на посадку на свой или запасной аэродром.

Примечание. При полете на предельно малой высоте рычаг управления двигателем полностью не убирать и самолет на снижение не переводить до захода на посадку.

Раскрутка винта

Признаки:

· мелкая тряска двигателя;

· увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя выше допустимой;

· резкое изменение звука работающего двигателя.

Действия летчика при раскрутке винта на взлете:

1) продолжать взлет, не уменьшая наддува;

2) уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя затяжелением воздушного винта; если при полном затяжелении воздушного винта частота вращения превышает максимально допустимую, необходимо уменьшить наддув;

3) на

Наши рекомендации