Решить систему методом Гаусса и найти какое-нибудь базисное решение системы.
Решение:
Расширенная матрица данной системы имеет вид
Выполним прямой ход метода Гаусса.
Умножим первую строку на (-1) и прибавим ко второй и третьей строке. Получим
Меняем местами вторую и третью строки матрицы. Получаем
Вторую строку умножаем на (-2) и прибавляем к третьей. Получаем
Разделим третью строку на 2. Получим
Итак, прямой ход осуществлен, в результате преобразования матрицы получим систему уравнений, эквивалентную заданной
Обратный ход позволяет последовательно определить все неизвестные системы. Так как система содержит 5 неизвестных и всего 3 уравнения, то выберем x4, x5 - свободными переменными, а x1, x2 x3 – базисными переменными.
Из последнего уравнения находим x3=3-x4-x5 и подставляем во второе уравнение для определения x2. Получаем
Подставляем найденные x2 и x3 в первое уравнение и находим x1=6+x2-x3+x4-x5=6+ -3+x4 +x5 +x4-x5;
x1=3,5+2,5x4-0,5x5.
В результате получаем общее решение системы
.
Одно базисное решение получаем при x4=x5=0, т.е. x1=3,5; x2=0,5; x3=3 или X1=(3,5; 0,5; 3; 0; 0).
Задание 3.
Даны координаты вершин пирамиды ABCD: A(10;6;6),B(-2;8;2), C(6;8;9), D(7;10;3).
Найти:
1) Длину ребра АВ;
2) Угол между ребрами АВ и АD;
3) Уравнение прямой АВ;
4) Уравнение плоскости АВС;
5) Угол между ребром АD и гранью АВС;
6) Площадь грани АВС;
7) Объем пирамиды;
8) Уравнение высоты, опущенной из вершины D на грань АВС.
Решение:
1) Если ребро АВ обозначить за вектор , то длина ребра - это длина вектора. Находим координаты вектора :
=(-2-10;8-6;2-6)=(-12;2;-4).
Если =(х;у:z), то его длина .
Следовательно,
.
2) Угол между ребрами АВ и АD – это угол между векторами и . Находим координаты вектора .
=(7-10;10-6;3-6)=(-3;4;-3).
Из пункта 1) нам известны координаты вектора =(-12;2;-4). Угол между двумя векторами находится по формуле:
.
Если векторы и имеют координаты =(х1;у1:z1), (х2;у2:z2) соответственно, то эта формула перепишется в виде:
.
Следовательно, получаем
Итак, .
3) Уравнение прямой, проходящей через две точки М1(х1;у1;z1) и М2(х2;у2;z2) имеет вид:
или равносильное ему уравнение:
,
где =(l,m,n) – координаты направляющего вектора прямой М1М2.
Направляющий вектор прямой – это вектор, параллельный прямой. В нашем случае прямая проходит через точки А(10;6;6) и В(-2;8;2).Следовательно, уравнение прямой АВ:
.
Итак, каноническое уравнение прямой АВ:
где направляющий вектор
4) Уравнение плоскости по трем точкам находится по формуле:
, (*)
где А(х1;у1;z1); В (х2;у2;z2); С(х3;у3;z3) – точки, через которые проходит плоскость. Подставляя координаты точек А, В, С в формулу (*), получим:
.
Считаем определитель, разложив его по первой строке.
D=а11А11+а12А12+а13А13,
где - алгебраические дополнения элементов , а Мi j – минор элемента . Минором элемента матрицы называется определитель, получаемый (вычеркиванием строки и столбца, на пересечении которых он расположен) из данного. Следовательно,
.
Итак, уравнение плоскости АВС:
.
5) Требуется найти угол между ребром АD и гранью АВС. Это равносильно нахождению угла между прямой АD и плоскостью АВС. Угол между прямой и плоскостью Ах+Ву+Сz+D=0 определяется по формуле:
,
где - координаты нормального вектора плоскости АВС.
- координаты направляющего вектора прямой АD.
Находим уравнение прямой АD по двум точкам:
.
Следовательно,
АD : , .
Т.к. уравнение плоскости АВС: , то ее нормальный вектор .
Значит,
.
.
6) Площадь грани АВС – это площадь треугольника АВС. Если треугольник построен на векторах и , то его площадь считается по формуле:
.
Из пункта 1) имеем =(-12;2;-4).Находим координаты вектора .
=(6-10;8-6;9-6)=(-4;2;3).
Далее необходимо найти векторное произведение .Составляем определитель и вычисляем его, раскладывая по первой строке.
находим длину полученного вектора:
.
Следовательно,
.
7) Объем пирамиды равен объема параллелепипеда, построенного на векторах , , . Координаты этих векторов найдены ранее: , , .
Следовательно, .
8) Грань АВС имеет нормальный вектор . Для того, чтобы составить уравнение высоты, надо знать направляющий вектор той прямой, где лежит высота. Т.к. DH^ABC(DH-высота), то ( -параллелен прямой DH, а - перпендикулярен АВС). Следовательно, в качестве направляющего вектора прямой DHможно взять нормальный вектор плоскости АВС. Т.е. . Уравнение высоты имеет вид:
.
Итак, получили уравнение высоты DH:
.
Примерные задания к контрольной работе по разделу
«Математический анализ» (2 семестр)
Задание1.
Вывод: ;
Задание 2.
Найти y', если функция y задана уравнением:
x3 + y3 – xy = 0
Решение.
3x2 + 3y2×y’ – y – xy’ = 0
y’(3y2 – x) = y – 3x2
Ответ: .
Задание 3.
Вычислить пределы:
Решение:
Задание 4.
Найти асимптоты кривой .
Решение.
1) D(y) = (–¥;–1) È (–1;1) È (1;+ ¥).
2) Точки x = –1 и x = 1 являются точками разрыва второго рода, так как:
Поэтому прямые x = –1 и x = 1 являются вертикальными асимптотами.
3) Вычислим пределы:
, k = 1.
Отсюда следует, что при прямая y = 1×x +0, т.е. y = x – наклонная асимптота при .
Найдём наклонную асимптоту при .
Вычисляя те же пределы при , получим k = 1 и b = 0, т.е. прямая y = x является наклонной асимптотой при .
Ответ: x = ± 1 – вертикальные асимптоты
y = x – наклонная асимптота при x ® ±¥.
Примерные задания к контрольной работе по разделу
«Теория вероятностей и математической статистики» (3 семестр)
Задание1
В ящике имеется 15 деталей, среди которых 10 окрашенных. Сборщик наудачу извлекает три детали. Найти вероятность того, что извлеченные детали окажутся окрашенными.
Решение:
Событие А = {извлечены три окрашенных детали}. Общее число возможных элементарных исходов испытания равно числу способов, которыми можно извлечь 3 детали из 15, т.е.
Число исходов, благоприятствующих интересующему нас событию, равно числу способов, которыми можно извлечь 3 детали из 10 окрашенных, т. е.
Задание 2. В цехе работают шесть мужчин и четыре женщины. Наудачу отобраны семь человек. Найти вероятность того, что среди отобранных лиц окажутся три женщины и четыре мужчины.
Решение:
Событие А= {среди отобранных ровно три женщины}. Общее число возможных элементарных исходов испытания равно числу способов, которыми можно выбрать 7 человек из всех работников, цеха, т.е. из 10 человек.
Подсчитаем число исходов, благоприятствующих интересующему нас событию (среди 7 отобранных ровно 3 женщины): трёх женщин можно выбрать из четырёх способами; при этом остальные 4 человека должны быть мужчинами. Выбрать же четырех мужчин из шести мужчин можно способами.
Следовательно,
Задание 3 В ателье имеются 5 плейеров, выпущенных заводом B, 10 плейеров – заводом C, 15 плейеров – заводом D. Вероятность того, что плейеры, выпущенные заводами B, С, D, выдержат гарантийный срок службы, соответственно равны 0,8, 0,85 и 0,9. Найти вероятность того, что взятый наудачу плейер выдержит гарантийный срок службы.
Решение:
Событие А = {плейер выдержит гарантийный срок службы},
Гипотеза H1 = {плейер выпущен заводом В},
Гипотеза H2 = {плейер выпущен заводом С},
Гипотеза H3 = {плейер выпущен заводом D}.
=0,8; =0,85; =0,9.
По формуле полной вероятности
.
Задание 4.
В партии из 10 деталей имеется 8 стандартных. Наудачу отобраны две детали. Составить закон распределения случайной величины X – числа стандартных деталей среди отобранных. Найти М(X), D(X).
Решение: Случайная величина Х – число стандартных деталей среди отобранных деталей – имеет следующие возможные значения: х1=0; х2=1; х3=2. Найдем вероятности возможных значений Х по формуле (см. пример 2) , (N – число деталей в партии, n – число стандартных деталей в партии, m – число отобранных деталей, k – число стандартных деталей среди отобранных), находим:
Составим искомый закон распределения:
Х | |||
р |
Контроль: + + =1.
Задание 5.
В устройстве независимо друг от друга выходят из строя три элемента. Вероятность выхода из строя первого элемента – 0,3, второго – 0,2, третьего – 0,4. Составить закон распределения случайной величины Х – числа вышедших из строя элементов.
Решение: случайная величина Х имеет следующие возможные значения: х1=0, х2=1, х3=2, х4=3. р1=0,3,q1=1- р1=0,7, р2=0,2, q2=1- р2=0,8, р3=0,4, q3=1- р3=0,6.
P(X=k) вычисляем по следующим формулам (см. пример 4) ;
;
;
.
Контроль: 0,336+0,452+0,118+0,024=1.
Х | ||||
р | 0,336 | 0,452 | 0,118 | 0,024 |
Искомый закон распределения:
Примерные задания к контрольной работе по разделу
«Методы оптимальных решений» (4 семестр)
Задание 1.Для производства двух видов изделий А и В предприятие использует три вида сырья. Нормы расхода сырья каждого вида на изготовление единицы продукции данного вида приведены в Таблице. В ней же указаны прибыль от реализации одного изделия каждого вида и общее количество сырья данного вида, которое может быть использовано предприятием.
Таблица
Прибыль от реализации одного изделия (руб.) |
В |
А |
Общее количество сырья (кг) |
Нормы расхода сырья (кг) на одно изделие |
Виды сырья |
Учитывая, что изделия А и В могут производиться в любых соотношениях (сбыт обеспечен), требуется составить такой план их выпуска, при котором прибыль предприятия от реализации всех изделий является максимальной. Найти решение графически.
Решение:
х1 – выпуск изделий вида А
х2 – выпуск изделий вида В
Тогда ограничения задачи:
Общая прибыль от реализации изделий вида
А и В составит:
Найдем решение задачи, используя ее геометрическую интерпретацию.
Для этого в неравенствах системы ограничений перейдем к равенствам и построим соответствующие прямые:
10 |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
0 |
х2 |
20 |
10 |
60 |
50 |
70 |
40 |
30 |
х1 |
В |
А |
С |
D |
Рис. 1 |
Найдем координаты точки В – пересечения прямых:
Решив эту систему уравнений, получим:
Следовательно, если предприятие изготовит 12 изделий вида А и 18 изделий вида В, то оно получит максимальную прибыль, равную
Задание 2. Решить транспортную задачу методом потенциалов.
Четыре предприятия данного экономического района для производства продукции использует три вида сырья. Потребности в сырье каждого из предприятий соответственно равны 120, 50, 190 и 110 ед. Сырье сосредоточено в трех местах его получения, а запасы соответственно равны 160, 140, 170 ед. На каждое из предприятий сырье может завозиться из любого пункта его получения. Тарифы перевозок являются известными величинами и задаются матрицей
Составить такой план перевозок, при котором общая себестоимость перевозок является минимальной.
Решение:
B1 | B2 | B3 | B4 | ||
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
задача закрытого типа.
Составим первый план транспортной задачи методом северо-западного угла. Заполнение клеток таблицы начнем с новой верхней клетки.
B1 | B2 | B3 | B4 | ||
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
S1=120·7+40·8+10·5+130·9+60·3+110·6=3120
Попробуем составить первый план методом минимальной стоимости. Будем стараться заполнить клетки с минимальными тарифами
B1 | B2 | B3 | B4 | ||||
A1 |
|
| |||||
A2 | |||||||
A3 |
|
| |||||
S2=160·1+120·4+20·8+50·2+30·3+90·6=1530
Стоимость при таком плане перевозок почти в два раза меньше. Начнем решение задачи с этого плана. Проверим его на оптимальность. Введем потенциалы αi – соответственно отправления, βj – соответственно назначения. По занятым клеткам составляем систему уравнений αi + βj=cij :
Для свободных клеток таблицы проверяем критерий оптимальности
αi + βj≤cij
Будем составлять разности
плохая клетка
План не оптимальный т. к. есть плохая клетка. Построим из неё цикл пересчета. Это ломаная линия звеньев которые расположены строго по вертикали или горизонтали, а вершины находятся в занятых клетках. В плохой клетке поставим знак (+). В остальных вершинах знаки чередуются. Из отрицательных вершин выбираем наименьшее число и сдвигаем его по циклу. Перешли к новому опорному плану.
B1 | B2 | B3 | B4 | ||||
A1 |
|
| |||||
A2 |
|
| |||||
A3 |
|
| |||||
S3=70·1+90·2+120·4+20·8+50·2+120·3=1350
Стоимость перевозок меньше, т.е план улучшили. Проверяем теперь новый план на оптимальность. По занятым клеткам:
По свободным клеткам:
плохая клетка
План не оптимальный т. к. есть плохая клетка. Строим цикл пересчета и переходим к новому плану.
B1 | B2 | B3 | B4 | ||
A1 | |||||
A2 | |||||
A3 | |||||
S4=50·1+110·2+120·4+20·5+30·2+1400·3=1330
Проверяем новый план на оптимальность.
По занятым клеткам:
По свободным клеткам:
Критерий оптимальности выполнен, т. е. последний план оптимальный.
Ответ:
Smin =1330.