Союз как часть речи. Подчинительные и сочинительные союзы.
Пример 1. Укажите предложение с сочинительным союзом:
1) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.
2)У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение.
3)Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было.
4)Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы.
Ответ: 3.
Пример 2. Укажите предложение с подчинительным союзом:
1)Большая пустоватая комната показалась неуютной, хотя все стояло на прежних местах.
2)Низенькую баню с треском и шипением наполнил горячий пар.
3)Единственный, кто мог помочь Мише достать у художника лодку, был Жердяй.
4)Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву.
Ответ:1, 3.
Решение:
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. По строению союзы делятся на простые (однословные): а, и, чтобы, если и т. п.; на составные (неоднословные): потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные. |
Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного: Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд, или в рощу, или на сенокос. Наступила ночь, и пошёл снег. По значению сочинительные союзы делятся на три группы: cоединительные: и, да в значении и, ни…ни, тоже, также, не только…но и, как…так и; противительные: а, но, да в значении но, однако, однако же, зато; разделительные: или, либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли. Соединительные союзы используются для выражения одновременно или последовательно происходящих событий, явлений действительности: На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса. Но ветер пронесся и тучи унёс, и на небе стало чисто. Противительные союзы выражают отношения противопоставления или разграничения: Спеть бы песню грустную, но некогда грустить. Надежда — мой компас земной, а удача — награда за смелость. Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения, неразличения: За рекой гармонь играет, то зальется, то замрёт. Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда. Запятая ставится между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разделительными союзами (и...и, ни…ни, то…то, то ли…то ли, не то…не то, или…или, либо…либо): То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловей. И берег, и море молчали. Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении и, или, либо). Лодка качнулась, поднялась и исчезла. Части некоторых составных союзов (как …так и, не только ….но и, не то…не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед второй частью таких союзов: Среди садовых цветов есть как нарядные, так и скромные виды. Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом. |
Подчинительные союзы – это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос. Книжки густо измазаны карандашами, (почему?) потому что Серёжа любит раскрашивать картинки. По значению подчинительные союзы бывают: изъяснительные: чтобы, что, как, будто, как будто, ли (союз-частица) и др.; временные: когда, пока, как только, прежде чем, едва, перед тем как и др.; причинные: потому что, ибо, так как, оттого что, вследствие, в связи с тем что и др.; условные: если, если бы, раз, ли и др.; целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.; уступительные: хотя, несмотря на то что, пускай и др.; сравнительные: как, словно, будто, как будто, точно, подобно тому как и др.; следственные: так что . |
Задания для самостоятельной работы:
Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения.
1. Каждый день родители ожидали, ... .
2. В сказке говорится о том, ....
3. Илья подошёл к окну и увидел, .....
4. Я так ничего и непонял, ... .
5. Друзья часто спрашивают о том, ... .
6. Укажите пример с союзом.
а) Уйти, чтобы вернуться;
б) бродить по парку;
в) вследствие быстрого течения.
7. Укажите примеры с союзами.
а) Дождь закончился, и на улице стало солнечно.
б) Выполнил, потому что было необходимо.
в) Внушил бы ему надежду.
г) Идти впереди колонны.
8. Укажите пример с сочинительным союзом.
а) Вода играет и дышит.
б) Сад полыхает, как в мае заря.
в) Лица не было видно, потому что было темно.
9. Укажите примеры с подчинительными союзами.
а) Шли дни, а погода не улучшалась.
б) Он сказал, что болен.
в) То тут, то там вспыхивал огонек.
г) На него все обращают внимание, потому что он высок, красив, умен.
10. Укажите пример с простым союзом.
а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес.
б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые.
в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
11. Укажите примеры с составными союзами.
а) Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
б) Все расходились, потому что было поздно.
в) Денег ни гроша, зато слава хороша.
г) Он молчал, так как признавал себя виновным.
12. Укажите пример, в котором союз связывает однородные члены.
а) За заводами кончался город и начиналось море.
б) То тут, то там что-то сыплется и шуршит.
в) Мы подождали, пока выгрузили наши вещи.
13. Укажите примеры, в которых союзы связывают части сложносочиненного предложения.
а) В лесу еще темно, но тропу уже видно.
б) Впереди виднелась белая поляна, будто река вышла из берегов.
в) При любых обстоятельствах нужно было, чтобы информация поступила.
г) Палатку только поставили, а в ней уже непрошенные жильцы.
14. Укажите предложения, где перед союзом и запятая не ставится (знаки не расставлены).
а) Слышалась тихая тягучая и заунывная песня.
б) Пели соловьи и из полей доносился крик перепелов.
в) Вечером зажглись фонари и осветили всю улицу холодным светом.
15. Укажите предложения, где перед союзом и ставится запятая.
а) Снег валил долго и беспорядочно и ложился белым непричесанным ковром.
б) В траве прыгали кузнечики и копошились муравьи.
в) И осины и ольха и березки пока еще голы.
г) Коля остановился и ему вдруг вспомнился один случай.
Выделите сочинительные союзы.
16. Это озеро небольшое, зато памятное Васютке.
17. Не думайте, что все озёра уже известны.
18. Теперь пароходы да моторки всю живность распугали.
19. Васютка всегда робел перед отцом, хотя тот никогда его не обижал.
20. Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку, но ничего не замечал.
21. Выделите сочинительные союзы.
а) Мать ворчит по привычке, потому что ей не на кого больше ворчать.
б) Тяжеловато будет, да ничего, донесу.
в) Месяца не было, однако звезды ярко светили в чёрном небе.
г) По мере того как я рассказывал, он приходил в себя.
д) Пока Васютка управился с делами, густая темнота начала редеть.
е) В знакомой сакле огонёк то трепетал, то снова гас.
Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
22. В доме в саду и в кухн.. люди х..дили из угла в угол и искали фамилию. (А.П. Чехов)
23. При повороте в одну из улиц бричка должна была остановит..ся потому что во всю дл..ну её прох..дила бе..конечная погребальная процессия. (Н.В. Гоголь)
24. Умная птица вытяг..вала шею и шипела на собаку как это делают гуси. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
25. Чичиков з..метил что многие дамы перемигнулись между собою с какою (то) злобною, едкою усмешкою. (Н.В. Гоголь)
26. Так как В.Д. Поленов окончил Академию художеств с з..л..той медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку за счёт Академии для знакомства с лучшими образцами западноевропейского искусства.
27. Ему хотелось что(бы) луна поскорее зал..ла её чудным серебря..ым светом.
28. Детские годы с сестрицей начали терять для меня свою зан..мательность за (то) чтение письмо и арифметика очень туго подв..гались вперёд. (С.Т. Аксаков)
29. Месяца два тому назад они было встретились на улице но Раскольников отв..рнулся и даже перешёл на другую сторону, что(бы) тот его (не) заметил. (Ф.М. Достоевский)
30. Укажите предложение с СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ
а) С теплым ветром и ярким солнцем пришла весна в лес.
б) Когда снег вокруг норы осел, еж вылез наружу.
в) Идти ежу пока еще некуда, потому что охотиться не за кем.
г) Заметила куница ежа, прикидывает, как ухватить беззащитного.
д) Сполз он назад, зарылся поглубже, потому что безопасно внутри норы.