Схема программно-адаптивного управления
Посмотрите на саму схему и на рисунок 12-56.
На схеме известные нам элементы. А на рисунке изображена ракета, которая должна «сбить» вражеский разведывательный спутник, который вращается вокруг Земли и фотографирует все наши военные объекты.
Что мы видим в схеме программно-адаптивного управления:
1.Внешние обратные связи есть.
То есть система управления ракетой оценивает результат полёта ракеты и даёт сигнал на устранение возникающей ошибки полёта.
2.Учитывается воздействие среды на полёт ракеты.
3. Управляющий сигнал исходит непосредственно от «про-граммника».
То есть всё, как и в первой схеме. Но при этом на управляющий сигнал от программника «накладывается» и второй управляющий сигнал, который учитывает возмущения, действующие на ракету.
4.Учитывается текущее состояние полёта ракеты («настоящее» – «Н» в букве «Ж»).
Из этого следует, что управляющий сигнал зависит не только от программы, но и от реальных параметров полёта: т.е. и от «внешней среды», и от «внутренних» параметров ракеты. Информация о них поступает для обработки и исполнения по цепям внешних и внутренних обратных связей.
5.То есть из п. 4 следует, что реакция системы на возмущение до некоторой степени гибкая.
6.Поскольку учитывается не только текущее состояние поведения ракеты в полёте («настоящее» – «Н» в букве «Ж»), но учитывается и «П» – «прошлое» поведение всех параметров ракеты, то это существенно повышает устойчивость процесса полёта.
7.Таким образом, качество управления по такой схеме значительно выше, чем по схеме программного управления.
Но и оно может оказаться недостаточным. И вот почему.
8.Система управления ракетой («субъект»), «заметив» отклонение ракеты от намеченной траектории, немедленно «принимает меры» к тому, чтобы вернуть её на нужный курс. Ракета начинает возвращаться назад, на заданную траекторию. Но поскольку ракета очень тяжёлая и очень инерционная, то достигнув правильного положения на нужной траектории, она не может сразу остановиться и «застыть» на этой траектории, она движется по инерции чуть дальше того, где бы ей надо было остановиться. То есть её «заносит».
Система управления «замечает» это возникшее «отклонение» («занос») и вновь начинает возвращать ракету на нужный курс. И вновь за счёт инерции ракета «проскакивает» нужную точку на траектории.
Вот так, колеблясь около заданной траектории, ракета движется «зигзагами». То есть реально ракета летит не строго по траектории, а непрерывно «проскакивая» мимо неё то влево, то вправо, то верх, то вниз … То есть вся такая система ведёт себя как колебательная система.
9.Кроме этого, за счёт ещё многих «тонких» нюансов в системе управления происходит непрерывное накопление ошибки – рассогласование с расчетной траекторией. В результате, как говорил Яшка-артиллерист из кинофильма «Свадьба в Малиновке»: «Бац, бац … и мимо …». Летела наша ракета, летела, но спутник не сбила. Промахнулась.
Аналогом работы такой схемы в обществе опять же является работа наших горе-реформаторов, которые шарахаются из стороны в сторону, выходя за границы балансировочного режима. То пиво, водка, табак – везде и всюду! И круглые сутки! К этому глобализаторы добавили наркотики. Теперь «реформаторы-демократизаторы» озаботились «сбережением народа». Теперь реклама пива – только ночью! Пиво детям – теперь нельзя! А они уже привыкли.
То же и с реформами на селе. Сначала – «фермеры – это звучит гордо». Теперь, когда село уничтожено, его взялись возрождать путём «нац.проекта». А там мужиков уже нет – одни старухи.
То же и в армии … И везде.
В общем, как у В. С. Высоцкого:
«То в огороде недород,
То скот падёт …
То в неудобном месте чирий вылез …»
В таком положении дел виновата не только схема программно-адаптивного управления. Адаптация (лат. adaptation «приспособление») – приспособление, процесс приспособления.
Попытки реформаторов «приспособиться» под ситуацию без ясной долгосрочной стратегии управления страной в условиях одновременного воздействия «мирового закулисья», направленного на развал России, к успеху привести в принципе не могут.
Однако именно приспособление под ситуацию считается руководством России главнейшим направлением в работе. В феврале 2006 года была проведена презентация книги некого Алексея Чадаева из «окружения» Путина. Название книги «непростое»: «Путин. Его идеология». Значит, было дано «добро» на её издание. Но вот что в этой книге читаем: «Доктрина – это развёрнутый метод. В качестве метода она не может указывать цель, она является способом реагирования на ситуацию создания новых направлений движения».
Каково? Оказывается руководителю страны не обязательно иметь цели управления страной, достаточно лишь «реагировать на возникновение ситуации»! Такое откровение принадлежит конечно не Чадаеву, а Эдуарду Бернштейну (один из вождей немецкой социал-демократии 1850-1932): «Цель – ничто, движение всё».