ТАЙНЫ УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (О ПОЛНОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ – ПФУ)

«Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру»

(Козьма Прутков)

Почему один руководитель, если ему поручают какое-то дело, даже очень масштабное и сложное, выполняет его успешно, а другой руководитель даже не очень сложное дело заваливает?

Конечно, можно объяснить это привычными для всех «способно­стями», «опытом работы» и другими подобными штампами. Но эти доводы разрушают примеры, когда и опытное руководители «завали­вают» дело. Взять Ельцина. Он что, был совсем неопытный руково­дитель? Хуже болтуна Горбачёва? Нет. Но под его управлением раз­рушена была страна.

С какой мерой подойти к оценке любого текущего процесса уп­равления? Такой мерой служит Полная Функция Управления (ПФУ). Давайте разберёмся, что это такое. Сначала на примерах, а потом сформулируем «по-научному».

Первый пример. Вы хотите поехать на автомобиле на рынок за продуктами для семьи. Чтобы решить эту задачу, вы, сами того не подозревая, должны будете принять определённые решения и долж­ны будете выполнить определённый набор действий:

1.Вы оцениваете состояние автомобиля (объекта управления). В простейшем случае мысленно вы рассуждаете: «Двигатель у меня в порядке, запасное колесо есть … и т. п.». Если поездка предстоит сложная, вы осмотрите свой автомобиль, загляните под капот и т.д. Если вы этого не сделаете, то очень даже возможно, что вы не доеде­те до рынка. Всё это называется: оценка объекта управления.

2.Вы оцениваете своё собственное состояние. Своё самочув­ствие. Если вы час назад выпили стакан водки, очевидно, что ехать не надо. Если у вас постоянно шалит сердце, вы чувствуете прибли­жение приступа, то поездку лучше отложить. И т.п. Если вы всем этим пренебрежёте, то тоже можете не доехать.

Всё выше изложенное называется оценка состояния субъек­та управления.

3.Вы оцениваете погоду. Если сильный гололёд, вы, скорее все­го, поездку отложите. Если погода хорошая, можно ехать!

Это называется оценка состояния окружающей среды.

4.Вы задумались над тем, хватит ли вам бензина, на какой бен­зозаправке вы сможете заправится. Если ваша машина грязная, а вам надо ехать в центр крупного города, то её надо помыть. И вы оцениваете, на какой мойке это можно будет сделать. Во время езды вы постоянно оцениваете поведение других автомобилей, которые едут рядом или встречаются на пути. То есть вы оцениваете состояние систем, которые участвуют в обслуживании вашего автомобиля и соседних авто. Если вы этого не предусмотрите, и не будете делать, то тоже можете не доехать. Это называется оценка соседних и взаимодействующих объектов.

5.Во время поездки вы постоянно руководствуетесь правилами дорожного движения, знаками, светофорами, указаниями работников ГАИ. Если вы пренебрегли чем-то, то очень вероятно, что поездка может закончиться плачевно.

Это называется оценка состояния управляющей структуры.

6.Может так случиться, что по каким-то причинам (праздник, стихийное бедствие) по радио городская власть объявит о запрете проезда в центре города или по какому-то маршруту. Если вы это не учтёте, то на рынок не попадёте.

Может быть так, что доктор вам настоятельно порекомендует ез­дить только в очках. И если вы не выполняете его рекомендаций …

Это всё называется указания или ограничения более выс­ших структур управления.

7.И последнее, но самое важное. Один водитель, увидев на до­роге зазевавшегося щенка, притормозит и даст ему возможность перебежать улицу. А другой, как говорят «мать родную переедет» и не задумается. Один водитель машину на стоянке так поставит, что­бы и остальным было удобно, а другой оставит так, что в соседнюю, стоящую рядом машину, дверцу будет невозможно открыть; или по­ставят так, что выехать невозможно.

Один водитель на перекрестке ведёт себя осмотрительно, он ви­дит и «схватывает» всю обстановку сразу, он видит и предусматри­вает возможную опасность, и действует исходя из этого.

А другой идёт напрямки, не учитывая даже того очевидного для других факта, что соседний автомобиль ведёт вдрызг пьяный водитель.

Последствия этих вариантов очевидны.

Всё описанное выше называется РАЗЛИЧЕНИЕМ (т.е. умением отличать хорошее от плохого, правду от лжи, опасность от безопасности и т.д.). Такое различение называют по научному «владением методоло­гией». Отсюда следует, что каждый человек (в том числе и водитель):

– либо обладает различением,

– либо не обладает различением.

Заметим сразу, что если человек употребляет спиртное, то раз­личением он не обладает. Как крайность этого, вместо одного пред­мета пьяный видит два (двоится в глазах).

Итак, для того чтобы управлять объектом, необходимо уметь оценивать:

Наши рекомендации