Обнаружив наличие конфликта, задайтесь вопросом: есть ли КС?

Если есть, то ищите следующую КС2.

Если КС всего одна, то ищите инцидент (И).

Если есть КС 2 , то ищите КС 3 , КС 4 и т. д.

Так вы последовательно выделите и опишете все составляющие элементы конфликта. Приведенный алгоритм можно изобразить в виде схемы (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Алгоритм выявления элементов конфликта

Глава 8

Как уверенно выступать перед людьми

Совершенство складывается из мелочей.

Микеланджело

Поэтами рождаются. Ораторами становятся.

Цицерон

Если вам предстоит ответственное выступление…

Сколько времени нужно и как готовиться

О времени. Чем выше профессионализм и культура выступающего, тем меньше времени ему необходимо для подготовки. Неопытным ораторам, конечно же, потребуется намного больше времени. Многие грешат тем, что уделяют мало времени подготовке своей речи. Неподготовленное выступление = неудачное выступление.

Есть важная закономерность: чем короче выступление, тем больше времени оно требует для подготовки (речь в выступлении, когда за 3–7 минут необходимо в чем-либо убедить аудиторию). Чтобы найти слова, аргументы, которые помогут достичь этого, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в нужную цепочку, продумать психологические моменты.

Опытные ораторы хорошо знают о сложности выступления, когда на него отпущено мало времени. Одного из них спросили, сколько он готовится к выступлению, тот ответил: «Это зависит от регламента: если десять минут – неделю, если двадцать – два дня, а если два часа – готов выступить хоть сейчас».

Знание предмета и план выступления. В военном деле для успеха наступления одним из необходимых условий является трехкратное превосходство противника в силе. Аналогично при публичном выступлении: оратор чувствует себя уверенно, когда знает о предмете своей речи гораздо больше, чем слушатели. Глубокое изучение предмета выступления обязательно для оратора, уважающего и себя, и слушателей.

Рассказывают, что, когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи. Интересная, захватывающая речь – это прежде всего результат ее тщательной подготовки.

Писать ли текст речи до выступления? Античные теоретики риторики считали предварительное написание речи единственно верным способом ее подготовки. Великий оратор Древнего Рима Цицерон считал это обязательным. «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи», – утверждал римский оратор Квинтилиан.

Написание речи – прекрасный опыт. Прежде всего – логических рассуждений. На бумаге легче выстроить более логичную цепочку убедительных доводов, отбросить все лишнее, увидеть, чего недостает. Думать, что с первого раза точно выразишь свою мысль, – излишняя самонадеянность.

Великие писатели это понимали и подолгу работали над каждой фразой. Например, Лев Толстой по десять раз и более переделывал свои произведения.

Точно и образно выражать свои мысли не каждому дано. Но без большого труда нет успеха ни в какой сфере деятельности. «Слава – в руках труда». Это мнение человека, которому можно верить, ибо слова эти принадлежат гениальному живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру Леонардо да Винчи.

Слабые стороны написанного видны уже на следующий день. И еще есть время все исправить.

Тезисы. Альтернативой написанию полного текста речи является подготовка тезисов в соответствии с ее планом. При известном навыке и хорошем знании темы этого может быть вполне достаточно. Обязательное условие – фиксирование ключевых слов. Я говорю это исходя из своего большого опыта выступлений и тренингов. Чтобы не подвергать сомнению важные доводы, необходимые цифры, цитаты надо записывать.

Содержание речи

Что говорить – «изобретение мыслей». Прародители этого замечательного словосочетания – античные риторы. Именно с «изобретения мыслей» начинается подготовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательной будет речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи».

Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня. Цель оратора – воздействовать на сознание слушателей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения – учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует о том, что интересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слушателей.

Стержневая идея. В любой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит. Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных блоков речи, почему она и называется стержневой. А вот основных идей в речи может быть несколько.

Объем речи. Не пытайтесь втиснуть слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. «Где мало слов, там вес они имеют». Несоблюдение времени выступления, перескакивание с одной мысли на другую может непоправимо испортить впечатление. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому его следует тщательно отобрать. О некоторых моментах можно упомянуть вскользь или предложить желающим ознакомиться с ними после доклада. Уместно руководствоваться советом Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше». Можно предварительно определить объем речи. Скажем, чтение одной страницы текста занимает две минуты, если не делаются отступления.

Репетиция

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная или видеозапись выступления во время репетиции. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней. Известные ораторы посвящали много времени подготовке своих речей. Блестящие экспромты на деле нередко оказываются удачными домашними заготовками.

Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Слушатели негативно воспринимают зачитывание текста с бумаги, ведь нет живого контакта между ними и оратором. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием выступающим рассматриваемого вопроса или с его неумением излагать свои мысли.

В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».

Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать, прежде всего – цитаты и цифровой материал. Цитаты и цифры являются сильнейшими аргументами, и малейшая неточность может повлиять на смысл излагаемого. Например, ошибка в цифрах, или перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова могут привести к существенному искажению информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называют передергиванием фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на плохую память или оговорку.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифры, цитаты. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно. Также удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.

Презентация доклада не должна содержать много текста – лишь ключевые положения. «Раздвоение» слушающих, слышащих и видящих текст ухудшает качество восприятия.

Техника выступления

Прежде чем начать…

Многие выступающие обнаруживают свое волнение тем, что, получив слово, сразу же начинают говорить, хотя аудитория еще не настроилась на восприятие речи. Поэтому вначале необходима некоторая пауза, достаточная по крайней мере для установления полной тишины. Для большей выразительности паузы можно пристально посмотреть на людей, которые еще не успокоились.

Не следует делать замечания или просить тишины, ибо нравоучения не нравятся слушателям. Иногда полезно пошутить, например: «Пожалуйста, проходите вперед. Здесь есть свободные места, где вы можете вздремнуть так же хорошо, как и сзади».

Вступление

Основная задача. «Почти во всех делах самое трудное – начало» (Ж.-Ж. Руссо).

От того, как оратор начнет свою речь, насколько ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит его успех. Во вступлении подчеркиваются актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед оратором стоит важная психологическая задача – настроить слушателей на восприятие того, что они услышат. Однако не затягивайте вступление, оно должно быть кратким.

Оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории. Это, бесспорно, трудное дело. Поэтому особое внимание следует уделить началу речи, первым фразам.

Первые слова. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, хлесткой цитаты. Пробуждает интерес к выступлению и рассказ о каких-либо событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Основная часть речи

Логика изложения и средства ее достижения. Все излагаемое должно вращаться вокруг стержневой идеи. Рассматриваются различные аспекты, способствующие ее лучшему осмыслению слушателями. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения, выводов. В связи с этим рекомендуется иметь в запасе сокращенный вариант основной части речи и воспользоваться им, если вы не укладываетесь в отведенное время. Торопясь изложить как можно больше фактического материала, вы в итоге скомкаете заключительную часть своего доклада или вообще не сможете сформулировать и довести до слушателей свои выводы.

Цифровые данные, поясняющие стержневую идею, для облегчения восприятия можно демонстрировать с помощью диаграмм, таблиц и графиков. Но в устном выступлении объем цифрового материала должен быть ограниченным: цифры утомляют слушателей, как правило. Однако выводы из цифровых данных являются наиболее аргументированной частью выступления, поэтому желательно, чтобы они имели прямое отношение к стержневой идее. Чтобы слушатели не сомневались в точности приводимых цифр, рекомендуется подглядывать в текст, даже если вы помните их наизусть.

Важным средством донесения до слушателей основной мысли и ее запоминания являются повторения . В отличие от письменного текста, где повторения считают признаком бедности словарного запаса, в выступлении они психологически оправданны. Недаром говорят: «Повторение – мать учения». Не стоит заблуждаться, что важная мысль, произнесенная однажды, сразу дойдет до сознания слушателей. Еще Чингисхан говорил: «Если хочешь, чтобы твою мысль запомнили, не уставай ее повторять». У Платона есть интересное суждение: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить весь предмет». Мысль, запечатлевшаяся в памяти, ценнее пятидесяти, которые пронеслись в голове, не оставив следа. Лучше крепко вбить один хороший гвоздь, чем воткнуть дюжину канцелярских кнопок, которые отвалятся через час.

Повторения постепенно внедряют преподносимую мысль в сознание слушателя. Происходит это в соответствии с притчей, приписываемой выдающемуся немецкому ученому Александру Гумбольдту. В ней говорится, как мы воспринимаем новые идеи: сначала: «Какая чушь!», затем: «В этом что-то есть», наконец: «Кто же этого не знал?!».

Заключительная часть

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом, а главное – достижению его цели.

В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь вернуться к краткому изложению моментов, вызвавших наибольший интерес слушателей.

В процессе восприятия речи действует «закон края»: лучше запоминаются начало и конец сообщения. Поэтому рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные ее положения. В заключении подводится итог сказанному, делаются выводы, формулируются конкретные задачи.

Очень важны последние слова. Продумывая заключительную часть речи, особенно тщательно поработайте над ними.

Это окупится сторицей. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект, результативность выступления.

Неплохо (если это уместно) закончить выступление на юмористической ноте, поскольку это оставляет аудиторию в хорошем настроении и создает благоприятное впечатление от выступления в целом. Найти наиболее подходящую шутку или байку легче, если имеется их изрядный запас. Профессиональные ораторы постоянно его пополняют.

Антураж

Одежда. Для выступающего это один из факторов, определяющих его успех. Одежда не должна сковывать движения докладчика, мешать непринужденности изложения.

Не следует одеваться чересчур изысканно. Надеть лучше тот костюм, к которому вы уже привыкли. Нередко, несмотря на обычную комнатную температуру, докладчику бывает жарковато. Не одевайтесь слишком тепло, чтобы не потеть не только в переносном, но и в прямом смысле.

Во время выступления не поправляйте и не одергивайте одежду: этим вы лишь привлечете внимание к ней слушателей, отвлекая их от восприятия излагаемого вами материала.

Невербальная связь с аудиторией. Пару слов о руках. Можно положить руки на кафедру, однако не должно создаваться впечатление, что вы на нее опираетесь, как бы готовясь к прыжку.

Определите с помощью зеркала, как вам лучше держать руки, чтобы выглядеть естественно. Неопытным ораторам советую просто опустить их вдоль тела.

Не держите руки в карманах. Не стоит также скрещивать руки на груди. Негативный смысл этих жестов описан ранее.

Выберите подходящую позу. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, что обеспечивает свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это вовсе не означает, что нужно стоять неподвижно.

Публичное выступление, говорил Цицерон, требует постоянного контроля за своими телодвижениями. Начинающему оратору рекомендуется умеренно жестикулировать и развивать навыки постепенно.

Немаловажен визуальный контакт с аудиторией. Обычно выступающие периодически смотрят на левую часть аудитории, меньше обращают внимания на сидящих справа и уделяют основное внимание центру. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории, при этом нетрудно выявить слушателя или их группу, которые чем-то обеспокоены либо скучают или сонливы. Обращаясь непосредственно к ним, обычно удается восстановить полный контроль над аудиторией. Для этого достаточно внезапно заговорить громче.

Прочный визуальный контакт достигается, если смотреть на группу слушателей примерно в течение времени прочтения абзаца средней величины. Это помогает в оценке как слушателей, так и блоков своего сообщения по степени вызываемого интереса. Но слишком продолжительный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у него неприятное ощущение.

Опытный оратор как бы показывает каждому слушателю, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: оратор, глядя на одного из слушателей, видит и еще нескольких (обычно 3–5), находящихся перед ним на «луче», соединяющем оратора с означенным слушателем. Им кажется, что говорящий смотрит именно на них.

Отсутствие визуального контакта воспринимается слушателями как равнодушие оратора: «Говорит для себя, мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи.

В больших аудиториях наибольшее удаление оратора от ближайших слушателей составляет 3–4 метра. При большем расстоянии затрудняется контакт со слушателями. Меньшее расстояние свидетельствует о желании устойчивого контакта, но некоторыми слушателями это воспринимается как некое давление оратора с целью навязать свое мнение. Все это необходимо учитывать выступающему.

Наши рекомендации