Управление нововведениями и развитием теории управления
Основные термины
Жизненный цикл инновации. Инновационный проект. Инвестиционный проект. Показатели эффективности инвестиционных проектов. Виды неопределенности и рисков.
Нововведение как объект инновационного менеджмента.
Буквальный перевод понятия «инновация» означает “введение новшеств”. Под “новшеством” понимается новый порядок ,новый обычай, метод, изобретение. С момента принятия к распространению новшество становится инновацией. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период между появлением новшества и преобразованием его в инновацию называют инновационным лагом.
Процесс коммерциализации требует затрат ресурсов , основными из которых являются инвестиции и время.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, новых видов продукции, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ, жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
Сфера инновационной деятельности.
Три основных компонента составляют сферу инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок инноваций и рынок инвестиций (рис. 13.1).
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, отечественные и зарубежные новаторы. Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат– продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права.
Рынок инноваций выступает в процессе коммерциализации с двойственных позиций. С одной стороны, коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства, улучшать качество продукции. С другой стороны, рынок отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций.
Рис. 13.1 Сфера инновационной деятельности
Конкуренция заставляет организации участвовать в формировании рынка инноваций, которое может осуществляться в следующих основных формах:
развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы;
проведения исследований совместно с другими организациями;
оформление заказов на проведение исследований другим организациям;
приобретение лицензий на право производить товары и услуги;
покупка готового изделия, технологии и другой интеллектуальной собственности.
Рынок инвестиций. Инвестиции – это вложение средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более.
По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования ценных бумаг различных эмитентов.
Приобретая ценные бумаги, инвестор преследует три главные цели:
1) безопасность вложений– отсутствие риска потерь капитала;
2) доходность вложений – получение дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или процента;
3) рост вложений – увеличение капитала (рост рыночной цены бумаг).
Так как государственные источники инвестирования ограничены, а кредитные ресурсы дороги, то основными источниками инвестирования являются собственные средства и финансовые инвестиции через рынок ценных бумаг.