Уровни управления. Менеджер и предприниматель
Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Большой объем управленческой работы требует разделения труда. Одна из форм разделения труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности.
Традиционно различают три уровня управления по вертикали (рис.1.2):
-управление высшего звена (институциональный уровень);
-управление среднего звена (управленческий уровень);
-управление низового звена (технический уровень).
Рис. 1.2. Иерархия уровней управления
Руководители первого (низового) звена или операционные руководители - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий.
Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование.
Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной, наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Планирование на этом уровне носит краткосрочный характер. Временной промежуток для реализации решений, принимаемых мастером, почти всегда не превышает двух недель.
Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Работа руководителя среднего звена, как правило, имеет больше общего с работой руководителя аналогичного подразделения в другой фирме, чем с работой руководителя другого подразделения в этой же организации. Например, обязанности начальника службы маркетинга фирмы, выпускающей пылесосы, имеют больше сходства с работой начальника такой же службы торговой фирмы, чем с тем, чем занимается руководитель производственного отдела той же фирмы.
В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Планирование на управленческом уровне носит среднесрочный или тактический характер.
Высший организационный уровень - руководители высшего звена - гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена всего несколько человек. Они отвечают за принятие стратегических решений для организации в целом, или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Однако, велики и тяготы такой работы. Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является то, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи, поэтому руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно сделать что-то еще, больше, дальше.
Необходимо разграничить понятия «менеджер» и «предприниматель».
Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII века. С тех пор это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия, с разработкой новой идеи, продукции или вида услуг, предлагаемых обществу.
Поскольку все предприниматели активно участвуют в формировании целей предприятия или организации, и управляют этой организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности не только в самом начале развития предприятия, но и в течение долгого периода работы предприятия.
Зачастую, однако, такие характеристики как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции.
Выделяют три основных отличия менеджера от предпринимателя.
Во-первых, руководитель может внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации, в отличие от предпринимателя.
Во-вторых, предприниматели неспособны работать под руководством и всячески стремятся избежать подобной ситуации.
В-третьих, успех менеджера определяется достижением целей организации, а успех предпринимателя – достижением личных целей.
Организации, действующие в условиях неустойчивой среды, просто не могут дожидаться изменений, а затем реагировать на них. Поэтому менеджеры должны обладать предприимчивостью.
Вопросы и задания
1. В чем основное отличие понятий “менеджмент” и “управление”? В чем их сходство?
2. Дайте сравнительную характеристику классификаций функций менеджмента, предлагаемых разными авторами (М.Х. Месконом, О.С Виханским, И.Н. Герчиковой, З.П. Румянцевой, Э.А. Смирновыми, А.А. Радугиным и др.).
3. Выявите показатели и характеристики деятельности организаций, по которым можно судить об эффективности реализации отдельных функций менеджмента.
Тестовое задание
1. Управление – это:
а) сложное социально-экономическое и технико-организационное явление, связанное с организационной деятельностью людей по достижению совместных целей;
б) управление такими социальными объектами, как отдельные индивиды и группы людей;
в) направленная организация и координация какого-либо объекта.
2. Понятие «управление» включает следующее:
а) процесс или последовательность действий;
б) аппарат управления;
в) наука управления;
г) искусство управления;
д) всё вышеперечисленное.
3. Функции управления – это:
а) планирование, распорядительство, организация, координация, контроль;
б) планирование, организация, мотивация, контроль, координация;
в) планирование, организация, мотивация, контроль, а также принятие решений и коммуникация.
4. Какое утверждение наиболее верно?
а) менеджер – это человек, деятельность которого направлена на достижение конкретных целей;
б) менеджер – это человек, берущий на себя риск, связанный с организацией нового производства;
в) менеджер – это человек, выполняющий работу посредством других людей.
5. Принятие решений – это:
а) социально-психологический акт, принимаемый руководителем;
б) заключение, вывод из чего-нибудь;
в) выбор одной из альтернатив.
6. Классификация ролей менеджера, предложенная Г. Минцбергом, характеризует:
а) содержание и объем работы менеджера;
б) разделение труда руководителей;
в) руководящие должности в организации.
7. Роль «связующее звено» относится к группе:
а) межличностных ролей;
б) информационных ролей;
в) ролей, связанных с принятием решений.
8. Понятие «организация» в менеджменте определяется как:
а) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей;
б) процесс построения структуры предприятия, которая позволяет его работникам эффективно работать вместе;
в) всё перечисленное выше.
9. Целеполагание является составляющей функции
а) планирование;
б) организация;
в) мотивация;
г) контроль.
10. Стратегический характер решений отличает работу руководителей
а) высшего организационного уровня;
б) среднего организационного уровня;
в) низового организационного уровня.
Ситуация для анализа
Генри Форд и Альфред Слоун-младший противостояли друг другу в 20-х годах ХХ века, когда впервые возникла концепция управления как профессия и научная дисциплина.
Генри Форд представлял собой архитип авторитарного предпринимателя прошлого. Склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на собственном пути, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг, Форд считал своих служащих «помощниками». Если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать решение, он обычно лишался работы. На фирме «Форд мотор» только один человек принимал решения с любыми последствиями. Форд расценил предложение Альфреда Слоуна о реорганизации «Дженерал моторс» следующим образом: «…картинка с развесистой клюквой посредине… Человек вынужден слоняться взад и вперед, и от ответственности каждый увиливает, следуя мудрости лентяев, что две головы лучше одной». Общие принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным». Форд был несгибаемо жестким, своевольным и интуитивным человеком. У него были основания полагаться на собственный опыт и здравый смысл.
Благодаря использованию конвейера при сборке автомобилей, стандартизации Форд сделал свою модель «Т» настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек.
Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 дол., и платя своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени – 5 дол. в неделю. Так много людей купили модель «Т», что в 1921 г. «Форд мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей и заодно почти весь мировой рынок.
Фирма «Дженерал моторс», которая в то время была конгломератом из нескольких небольших полунезависимых компаний, хаотично перемешанных за проволочной оградой, располагала всего 13% рынка и быстро дрейфовала к банкротству.
К счастью, семья Дюпонов ради спасения огромных капиталовложений в акции «Дженерал моторс» взяла на себя ведение дел, пока крах еще не разразился. Пьер Дюпон, сам крупный сторонник современного управления, назначил президентом фирмы Альфреда П. Слоуна. Последний быстро превратил в реальность планы, над которыми насмехался Форд, тем самым введя в практику то, что остается до сих пор главным принципом управления крупными компаниями. Реорганизованная «Дженерал моторс» располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получили право самостоятельно принимать важные решения.
На каждого руководителя были возложены определенные обязанности и дана свобода делать все, что необходимо для их выполнения. Слоун разработал систему контроля, позволявшую ему и другим руководителям высшего уровня всегда быть в курсе того, что происходит в компании.
В то время как «Форд мотор» сохраняла верность черной модели «Т» и традиции, согласно которой босс командует, а остальные выполняют, фирма «Дженерал моторс» ввела в практику частые смены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит. Доля «Форд мотор» на рынке резко снизилась, а также рейтинг ее руководителей. В 1927 г. фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма запоздалой модели «А». Это позволило «Дженерал моторс» захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив «Форду» менее 10%.
Несмотря на жестокий урок, Форд так и не смог прозреть. Вместо того чтобы учиться на опыте «Дженерал моторс», он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла деньги. От банкротства ее спасало только обращение к резерву наличных в 1 млрд дол., который Форд скопил в удачные времена.
Ответьте на вопросы:
1. Кто был лучшим менеджером – Форд или Слоун? Почему?
2. Какие внешние и внутренние факторы повлияли на деятельность «Форд мотор» как положительно, так и отрицательно?
3. Какие факторы повлияли на успех «Дженерал моторс»?
4. Можно ли считать деятельность Г. Форда успешной? Почему?
Практические задания
1. Приведите пример ситуаций, в которых руководитель высшего (среднего, низового) уровня выполняет все основные роли, присущие данному уровню.
2. Подготовьте сообщения об известных управленцах и предпринимателях разных эпох. В чем их основные заслуги?
3. Подготовьте сообщения об известных менеджерах и предпринимателях современного российского бизнеса.
4. Является ли организацией туристическая группа, выезжающая отдыхать за рубеж? Почему?
5. Выделите межличностные роли руководителя, назовите их:
1) присутствие ректора на открытии нового спорткомплекса;
2) утверждение сметы расходов на содержание летнего детского лагеря;
3) новогоднее поздравление Президента РФ;
4) участие в переговорах коммерческого директора ЗАО «Сейм» о создании фирменного магазина «Курский трикотаж» в г. Москва;
5) проведение еженедельной планерки врачей поликлиники с участием главного врача;
6) собеседование начальника кадровой службы с кандидатом на вакантную должность.
6. Выделите роли руководителя, связанные с принятием решений, назовите их:
1) участие в круглом столе генеральных директоров предприятий автоэлектроники;
2) утверждение заведующим кафедрой графика дежурств преподавателей в общежитии;
3) распределение задания начальником смены на смену;
4) участие в совещании по поводу выхода на новый рынок;
5) проведение производственного заседания по вопросам выполнения производственной программы;
6) интервью с журналистами.
7.Выделите информационные роли руководителя, назовите их:
1) беседа заведующего отделом с региональным дилером о динамике продаж в регионе;
2) распределение студентов - практикантов по подразделением;
3) интервью с журналистами;
4) переписка с благотворительным фондом;
5) обзор итогов посещения международной выставки для сотрудников;
6) оповещение начальником отдела рекламы рекламных агентов о выпуске нового каталога продукции предприятия.
8. Определите количество уровней управления и их состав, назовите управленческие роли и реализуемые функции управления, используя следующие данные о распределении обязанностей в организации (табл.1.2).
Таблица 1.2
Распределение должностных обязанностей в организации
Должность | Обязанности |
1.Директор | Решает вопросы по руководству деятельности Общества, подписывает исходящие документы Общества, а также платежные документы. Заключает хозяйственные договора. Подборка кадров предприятия. Осуществляет иные полномочия, связанные с реализацией его компетенции |
2.Зам. директора | Осуществляет контроль за оборудованием для обеспечения бесперебойной работы производства |
3.Гл. бухгалтер | Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности общества, исходя из обязанностей, определяемых «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». |
4.Инспектор отдела кадров | Ведение личных дел сотрудников, составление и оформление договоров с физическими и юридическими лицами, а так же работа с исходящей и входящей документацией |
5.Зав. производством | Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью колбасного цеха |
6.Мастер | Осуществляет контроль за работой рабочих, занятых в технологическом процессе, контролирует движение сырья и вспомогательных материалов на своем участке |
7.Технолог | разрабатывает и внедряет технологические процессы и режимы производства на выпускаемую продукцию |
9. При реализации функций управления задействуются определенные виды ресурсов. Поставьте в соответствие функциям данные ресурсы: технологии, время, деньги, потребитель, данные, культура, идеи, бизнес, люди (табл.1.3).
Таблица 1.3
Функции и ресурсы современной организации
Функция Организации | Основной ресурс |
Планирование | |
Маркетинг | |
Предпринимательство | |
Финансы | |
Организация | |
Производство | |
Инновация | |
Информация | |
Социальное развитие |
ХАРАКТЕРИСТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Цель. Научить студентов обнаруживать связь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти изменения в работе руководителя в будущем.
Процедура
1.Студенты делятся на небольшие группы по 4-5 человек и получают материал «Характеристики руководителя» (приложение 1).
2.Каждая группа в течение 25 минут должна выполнить следующее задание. Сначала каждый член группы выбирает из перечня десять характеристик, которыми, по его мнению, должен обладать хороший менеджер, затем члены группы делятся своими результатами с остальными членами группы и после этого группа решает, каким способом она постарается достичь единого мнения о десяти основных характеристиках хорошего менеджера.
3.Затем в течение 15-20 мин. проводится обсуждение, в котором каждой группе предоставляется небольшое время для презентации своих результатов.
Дополнительные вопросы
1. Согласны ли Вы с предложенным перечнем качеств, которыми должен обладать руководителя?
2. Какими, на Ваш взгляд, дополнительными качествами должен обладать руководитель-управленец?
3. Имеются ли какие-либо специфические требования к руководителю, действующему в условиях Российской действительности?
2 ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ; НОВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА \
Основные термины
Управленческие революции; система научной организации труда Ф. Тейлора; план продвижения Лилиан и Френка Гилбрет. Принципы управления и функции управления по А. Файолю. Рациональная система управления организацией М. Вебера. Построение структуры организации и управления работниками. Централизация. Скалярная цепь. Поведенческий подход. Хоторнский эксперимент. Модель. Подпроцессы. Функции управления. Наука управления. Система. Закрытая система. Открытая система. Организация как открытая система. Ситуационный подход. Ситуационные переменные. Ситуационные различия.