Табличноеделение в пределах 100
Составлению таблиц деления в пределах 100 предшествует повторение таблиц деления в пределах 20, сопоставлению таблицы умножения и соответствующей таблицы деления. Учащиеся наблюдают взаимную связь этих арифметических действий. Учащиеся уже могут по примеру на умножение составить два примера на деление: 3 × 4=12; 12:3=4, 12:4=3 в пределах 20.
Последующие таблицы деления составляются уже с опорой на установленную взаимосвязь между действиями умножения и деления, Только для отдельных учащихся, наиболее отсталых в умственном развитии, приходится использовать прием деления предметных совокупностей на равные части и в дальнейшем.
На основании установления взаимосвязи между умножением и делением учитель знакомит учащихся с проверкой деления умножением. Учащиеся практически, без заучивания правил, должны понять, что деление можно проверить умножением так: деление выполнено правильно, если при умножении частного на делитель в ответе получится делимое.
Например: 15:3=5, 5 × 3=15.
Пониманию взаимосвязи между умножением и делением способствует решение и составление пар, а также четверок примеров такого вида:
6×3=18 6×3=18 18:3=6
18 : 3= 6 3×6=18 18:6=3
Задания могут быть такого типа: по примеру на умножение составить один пример на деление, по примеру на умножение составить один пример на умножение и два примера на деление:
6 × 3= 6×3= q : q_
q: 3= q×q= q:q=
В школе VIII вида, несмотря на проводимую работу по установлению взаимосвязи между действиями умножения и деления, некоторые умственно отсталые школьники таки не осмысливают эту связь глубоко, а поэтому решают и даже составляют пары и четверки примеров механически. Все это приводит к необходимости заучивать не только таблицу умножения, но и таблицу деления.
Установка на запоминание должна быть дана учащимся сразу. Для лучшего запоминания таблицы учащимся нужно постоянно показывать, как составляются примеры одной таблицы, какая тут закономерность: таблица умножения составляется по постоянному первому множителю, второй множитель увеличивается в каждой последующей строчке на 1, произведение увеличивается на число единиц первого множителя. Полезно предлагать учащимся задания на составление следующего или предыдущего примеров из таблицы: 5.4=20, составить следующий пример: 5.5=25; сравнить эти примеры. Вопросы могут быть следующими: на какое число отличаются произведения и почему? Какой ответ у предыдущего примера?
Аналогичные таблички учащиеся должны изготовить на уроке труда из плотной бумаги. Эти таблички с названием всех компонентов и результатов действий учащиеся хранят в тетрадях по математике и постоянно с ними работают.
Аналогичные таблички учащиеся должны изготовить на уроке труда из плотной бумаги. Эти таблички с названием всех компонентов и результатов действий учащиеся хранят в тетрадях по математике и постоянно с ними работают. Полезны упражнения:
1. Составить примеры по таблице и решить их.
2. В примере 40 : 5=8 назвать делимое, частное, делитель. В примере 3 х 6=18 назвать множители, произведение.
3. Делимое 32, делитель 4. Найти частное. Сомножители 3 и 9. Найти произведение.
4. Найти частное двух чисел: 12 и 6.
5. Что неизвестно в примерах на деление:
36 : □= 6 □:5=3 10:2=□ □:□=
6. Заполнить пустую клетку в примере q × 8=24 нужным числом.
Умножение 1 на 1 и деление на 1 выделяются особо в программе, так как эти случаи не вытекают из определения умножения. С этими случаями умножения и деления учащиеся знакомятся после изучения всей таблицы умножения и деления.
По возможности знакомство с этими особыми случаями умножения надо провести наглядно, не ограничиваясь просто заучиванием правил.
В работе с единицей рассматриваются два случая.
Умножение по 1.Этот вид умножения лучше начинать с умножения 1 на большие числа, например: 1 × 6 - это 1+1+1+1+1+1=6, 1+1+1+1+1=1 ×5, 1 ×2=2. Если 1 умножить на число, то получится это же число. Этот вывод можно сделать и на основе решения задачи жизненно-практического содержания. Например, учитель говорит и показывает: «По 1 карандашу взяли 4 ученика. Сколько карандашей они взяли?»
Умножение на 1.Это особый случай умножения. Учитель сообщает, что 5×1 нельзя рассматривать как сумму одинаковых слагаемых, так как тут нет слагаемых. Используем переместительное свойство умножения: если 1×5=5, то 5×1=5.
Учащиеся заучивают правило:
Если один из множителей единица, то произведение равно второму множителю.
Деление на 1рассматривается на основе знания взаимоотношения между умножением и делением: 1 × 3=3, следовательно 3:1=3.
Показ деления на конкретных примерах лучше усваивается ребятами, например: в 3 конфеты разделить на один (1), значит, дать их одному человеку. Сколько конфет получит этот человек?»
Необходимо сопоставлять решение примеров вида
1×4 4:1
4×1 4:4
Умножение нуля, умножение на нуль и деление нуля. На основе знания смысла умножения как сложения равных слагаемых можно записать: 0 ×5=0+0+0+0+0=0, значит, 0× 5=0.
При умножении числа на 0 следует сделать ту же оговорку, что и при умножении числа на единицу. Даем правило: при умножении любого числа на 0 произведение равно 0. Далее показываем, что переместительное свойство умножения здесь можно применить так: если 5 × 0=0, а 0 × 5=0, то 5 × 0=0 × 5. Учащимся предлагается заучить правило:
Если один из множителей нуль, то произведение равно нулю (0).
Деление нуля рассматривается на основе взаимосвязи умножения и деления: 0 × 3=0, отсюда 0: 3=0.
Однако понятнее для учащихся оказывается ссылка на определенную жизненную ситуацию: «У меня нет ни одной конфеты, Т. е. нуль конфет; я буду делить нуль на трех человек. Сколько конфет получит каждый?» Такие примеры сразу дают учащимся возможность осознать, что при делении нуля на любое число в частном получается нуль.
Невозможность деления на нуль дается на основе правила.
4:0 примерах, где компонентами действий является 0 или 1, учащиеся допускают много ошибок. Поэтому полезны упражнения, способствующие дифференциации этих понятии. Это примеры вида 0:4 | 5×0 | 0:4 | 7:7 | 7×7 |
4:1 | 5×1 | 0×4 | 7-7 | 7:7 |
4:4 | 5+0 | 0+4 | 7×1 | 7+7 |
4-4 | 5+1 | 4-0 | 7:1 | 7-7 |
Деление по содержанию в школе VIII вида рассматривается лишь при решении арифметических задач после изучения таблицы умножения и деления на равные части. Примеров на деление по содержанию не дается.
Деление с остатком вводится после изучения та6личного деления (4-й класс). На деление с остатком дети допускают много ошибок. Они либо не записывают остаток (8:3=2), либо прибавляют его к частному (8:3=4 - к частному прибавили остаток 2), либо получают остаток больше делителя (8 : 3=1) (ост. 5).
Перед решением примеров на деление с остатком полезно, как показывает опыт, выполнять подготовительные упражнения: 3 х 4 + 1. Понятие о делении с остатком необходимо дать путем создания определенной жизненной ситуации, в которой учащиеся убеждаются, что нередко при делении получается остаток. Например, учитель вызывает двух учеников, а третьего просит разделить между двумя учениками поровну сначала 2 тетради, потом 3, 4, 5 тетрадей. Деление конкретных предметов сопровождается записью примеров и комментированием: 2:2=1, 3 разделить на две равные части (каждый ученик получил по одной тетради, и одна тетрадь осталась). Учитель показывает, как записать примеры на деление с остатком: 3:2=1 (ост. 1); 4:2=2, 5:2=2 (ост. 1). Необходимо показать, как сделать подбор частного. Например, надо 7:3, а 7 на 3 не делится. Делим на 3 число, на 1 меньшее 7, Т. е. отнимаем 1 от 7 единиц, получаем 6; 6:3=2, остаток 1.
Учитель знакомит учащихся и с проверкой деления с остатком 5:2=2 (ост. 1).
Проверка. 2×2+1=4+1=5.
Обязательно нужно не только говорить, что остаток должен быть меньше делителя, но и каждый раз спрашивать, какой остаток получился, и сравнивать его с делителем.
При решении примеров на деление с остатком учитель подбирает примеры для решения в такой последовательности: сначала остаток должен быть равен 1, затем 2, 3, а. потом уже любому числу:
3 : 2=1 (ост. 1) 5:2=2 (ост. 1) 7:4=1 (ост. 3)
4: 3=1 (ост. 1) 7: З=2 (ост. 1) 11:4=2 (ост. 3)
Предлагаются упражнения: в ряду чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 подчеркнуть те, которые делятся на 3 без остатка. Под числами, которые не делятся на 3 (или любое другое данное число), записать остаток.
Цель таких упражнений заключается в том, чтобы учащиеся видели остаток, сравнивали его с делителем и убеждались в том, что остаток меньше делителя.
Изучение действий в пределах 100 заканчивается знакомством с правилом порядка действий. Учащиеся узнают, что если в примере есть действия сложение, вычитание, умножение и деление, то сначала выполняются умножение и деление (это действия первой ступени), а потом по порядку сложение и вычитание (это действия второй ступени).
Пример: 24-227:13+318
45:15+39×27