Консультации для учителя к прописям по математике
Консультации для учителя к прописям по математике
«Каллиграфия цифр»
Часть 1. Готовимся к письму цифр
Первые шестнадцать тем прописей по математике «Каллиграфия цифр» соответствуют первым 16 урокам дочислового периода курса математики по программе «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон[1] и позволяют подготовить первоклассников к правильному и красивому написанию цифр.
Данные занятия носят пропедевтический характер и не должны занимать много времени на уроке. Каждый учитель определяет сам время для занятия каллиграфией на уроке математики. В среднем на одно занятие достаточно не более 5 – 7 минут.
Вместе с этим достаточный объем содержания курса «Каллиграфия цифр» позволяет учителю использовать прописи как отдельный самостоятельный курс во внеурочной деятельности во всех классах начальной школы, а также для индивидуальных и дополнительных занятий.
На первом занятии важно выделить время для знакомства учеников с пособием и, самое главное, с условными обозначениями на стр. 4 учебного пособия. Для этого важно рассмотреть с первоклассниками каждое условное обозначение, обсудить, что может обозначать рисунок «лупа», «человечек с открытым ртом»; пусть кто-то из детей прочтет название знака: «рассмотри и исследуй», «проговаривай вслух» и др. Обратите внимание на знаки «работай в паре» и «проговаривай вслух, а потом про себя». Помогите своим ученикам сделать вывод, что условные обозначения подскажут, как надо выполнять то или иное задание, какие действия надо выполнить.
ТЕМА 1. БУДЕМ УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО!
Основная цель:
1) Познакомить с основными структурными элементами, помогающими писать цифры в клетках правильно и красиво – помощниками Каллиграфии.
2) Сформировать положительное отношение к занятиям каллиграфии.
Печатный материал:
П – 1.1 Образец написания цифр.
П – 1.2 Госпожа Каллиграфия.
П – 1.3 Плакат с высказыванием «Красиво писать – красоту творить».
П – 1.4 Эталон № 1 «Помощники Госпожи Каллиграфии».
КОНСУЛЬТАЦИЯ 1.
Первое занятие носит вводный характер, это занятие-знакомство с предметом «Каллиграфия цифр» в целом и со вспомогательными средствами обучения.
Мы предлагаем два варианта проведения данного занятия.
Первый вариант – как отдельный урок-праздник письма, который желательно провести после первого урока математики по теме «Что изучает математика».
Тогда данный урок будет логическим продолжением первого урока по теме «Что изучает математика», и дети продолжат знакомство с предметом математика.
Второй вариант – как составная часть первого урока на этапе «Включение в систему знаний и повторение». Тогда первый урок математики учителю необходимо спланировать так, чтобы на занятие каллиграфией осталось не менее 15 минут.
Предлагаемый материал можно использовать как для первого, так и для второго варианта проведения занятия. На данном занятии важно подвести детей к выводу о необходимости уметь правильно и красиво писать цифры.
Сначала учитель вывешивает на доске образец правильного написания цифр
(П – 1.1 ), а затемучащиеся рассматривают в задании № 1, стр.6 образец написания цифр в тетради в клетку.
Для пробного действия учащимся предлагается задание № 2 , стр. 6 – написать цифры по образцу, а затем сравнить свой результат с образцом.
У данного пробного действия есть свои дидактические особенности – предметный (содержательный) объем задания соответствует содержанию не одного урока, что привычно, а предметному объему всего курса каллиграфии. Тем самым выполнение данного задания позволит учащимся увидеть конечный результат своего обучения, что создает основу для осмысленного внутренне мотивированного включения ребенка в достаточно длительный процесс обучения правильному и красивому письму цифр.
Обращаем внимание, что к данному пробному действию (задание № 2, стр.6) учащиеся вернутся на последнем итоговом уроке по обучению каллиграфии и, уже научившись писать цифры правильно и красиво, напишут цифры в строке 2), как в образце. А сравнение своих результатов в начале и в конце процесса обучения написанию цифр позволит каждому ученику сделать личностно-содержательные выводы: «Чему же я научился на занятиях по каллиграфии?»
А пока на первом занятии в результате пробного действия большинство первоклассников увидят, что написанные цифры не совсем похожи на образец.
В данном случае учителю важно отметить, что он верит в своих учеников, что они обязательно научатся писать цифры правильно и красиво. А поможет им гостья из Древней Греции, хранительница секретов красивого и правильного письма – госпожа Каллиграфия. Учитель демонстрирует рисунок госпожи Каллиграфии (П – 1.2) или учащиеся рассматривают госпожу Каллиграфию в прописях на странице 5.
Можно предложить хорошо читающим ученикам прочитать высказывание, которое принесла к ним на урок Каллиграфия: «Красиво писать – красоту творить»(П – 1.3).
«КРАСИВО ПИСАТЬ – КРАСОТУ ТВОРИТЬ» |
Учащиеся объясняют, как они понимают смысл данного высказывания. Высказывание можно оформить в виде плаката и повесить в классном уголке и при необходимости обращаться к нему с целью мотивации учащихся к правильному и красивому письму.
Учитель может рассказать о том, что правильное и красивое письмо всегда ценилось народом, есть специальная профессия каллиграф, люди которой владеют каллиграфическим письмом.
С данного занятия образец написания цифр рекомендуется повесить в классе и выдать каждому ученику, чтобы учащиеся при необходимости могли обращаться к данному образцу написания цифр и в школе, и дома.
Так как у учащихся уже есть первичное представление о том, что значит учиться, то педагог напоминает детям, что они только попробовали написать, а когда пробуешь, не всегда все получается. Поэтому и результаты у них получились разные. Дети действовали, как настоящие ученики. Данное задание помогло им определить, что они не знают, как писать цифры правильно и красиво.
Необходимо обязательно подчеркнуть, что на следующих занятиях по каллиграфии учащиеся откроют секреты (способы) написания цифр, научатся правильно и красиво писать цифры.
Далее следует обсудить с учащимся, что значит писать «правильно» и «красиво». (Цифры как в образце, не вылезают за границы клетки, пишутся с наклоном, линии ровные, плавные и прямые и т.д.)
Важно, чтобы учитель еще раз выразил и подчеркнул и свою уверенность в том, что каждый из учеников обязательно научится писать правильно и красиво.
Учительобращает внимание на рисунок лупы рядом с заданием № 3 стр. 6, который указывает на то, что ученики сейчас будут внимательно рассматривать и исследовать увеличенные тетрадные клетки.
Затем сообщает, что у Каллиграфии есть маленькие помощники и предлагает найти этих помощников в увеличенных клетках и высказать свои предположения, в чем будет заключаться при письме помощь каждого из них.
В ходе фронтальной работы учащиеся вместе с учителем выделяют следующих помощников: большие клетки; пунктирные линии; маленькие клетки; красные точки; черные точки; красные стрелки.
Это новое знание для первоклассников фиксируется в эталоне № 1 «Помощники Госпожи Каллиграфии», который учитель вывешивает на доске (П – 1.4).
Данный эталон учащиеся вклеивают в прописи в задание № 4, стр. 7, затем повторяют хором название каждого помощника Каллиграфии и одновременно показывают пальчиком в своем эталоне.
ПРАВЫЕ – ЛЕВЫЕ.
Основная цель:
1) Познакомить с местоположением клетки в квадрате, научить находить, показывать и называть места расположения 4-х маленьких клеток в большой клетке: верхняя правая клетка, нижняя правая клетка, верхняя левая клетка, нижняя левая клетка.
2) Тренировать речь, мелкую моторику мышц.
Печатный материал:
П – 2.1 Эталон № 2 «Маленькие клетки в большой клетке».
Раздаточный материал: тетради в клетку (по одной на каждую пару учеников).
КОНСУЛЬТАЦИЯ 2.
На данном занятии учащиеся начинают знакомиться с клеткой.
Чтобы мотивировать учащихся к занятию, учитель говорит, что сегодня госпожа Каллиграфия пригласила на занятие своих главных помощников, с которыми она хочет их сегодня познакомить.
Затем учитель показывает заранее подготовленную модель квадрата со стороной 10 см, обратная сторона которого разделена тонкой пунктирной линией на 4 маленьких квадрата и сообщает, что это и есть один из помощников госпожи Каллиграфии.
Обратная сторона квадрата должна выглядеть так.
Учащиеся называют фигуру. (Квадрат, четырехугольник.)
Следует похвалить детей: «Вы молодцы, правильно определили форму главного помощника госпожи Каллиграфии – это квадрат. А чтобы вы смогли узнать, как его называет госпожа Каллиграфия, я предлагаю вам в парах рассмотреть чистую тетрадь, которая лежит у вас на каждой парте. В таких тетрадях работают все ученики на уроках математики».
Учащиеся сравнивают квадрат на доске и клеточки в тетради и приходят к выводу, что клеточки в тетради – это квадраты. Значит, помощники госпожи Каллиграфии – клетки, именно в клетках пишутся все цифры в тетради.
Затем учитель переворачивает квадрат обратной стороной, которая разделена пунктирными линиями на 4 маленькие квадрата и организует фронтальную работу с маленькими клетками.
Примерный вариант диалога.
- Что сделали с клеткой? (Ее разделили на 4 маленькие клетки.)
- Покажите на пальчиках, сколько всего клеток вы видите на доске и назовите их. (Пять клеток – 1 большая клетка и 4 маленькие клетки.)
- Сколько клеток расположено в верхней части большой клетки? Назовите их. (Две верхние клетки.)
- Назовите клетки, которые расположены в нижней части большой клетки. Сколько их? (Две нижних клетки.)
- Сколько клеток расположено с левой стороны большой клетки, с правой стороны большой клетки? (Две левые клетки, две правые клетки.)
Далее учитель, исходя из особенностей своего класса, может организовать индивидуальную или групповую работу учащихся с заданиями № 1 – 8, стр. 8 – 9.
Задание № 2, стр. 8 можно предложить учащимся для пробного действия. Ученикам предлагается обвести в каждом квадрате желтые клетки и попробовать назвать каждую клетку по месту ее нахождения в большой клетке.
При этом учитель сначала дает ученикам возможность высказать разные варианты названия клеток, а затем в ходе согласования подводит к названию клеток, зафиксированному в эталоне № 2 «Маленькие и большие клетки» (П – 2.2).
Данный эталон учащиеся вклеивают в прописи, задание № 3, стр. 8 и повторяют вслух название каждой клетки: «Верхняя правая клетка; нижняя правая клетка; верхняя левая клетка; нижняя левая клетка». Алгоритм работы с эталоном представлен в данных методических рекомендациях выше, в теме 1.
Задания № 4 – 8, стр. 9 направлены на формирование у учащихся умения находить и называть место нахождения маленьких клеток в большом квадрате.
Задания № 4 – 5 предлагаем выполнить фронтально, тогда учащиеся по очереди комментируют расположение клетки, а весь класс закрашивает названную клетку в тетради.
Перед выполнением задания № 6, стр. 9 необходимо сначала рассмотреть с учащимися условный знак «работаем в парах» и уточнить, как ученики будут работать: «Сначала говорит один ученик и закрашивает названный квадратик, а другой ученик слушает и тоже закрашивает, а затем меняются ролями». При этом, в целях экономии времени, учитель может ограничить количество квадратиков. Например, предложить назвать и раскрасить только по одному квадрату или по два и т.д.
Задание № 7, стр. 9 можно предложить учащимся для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Например, предложить закрасить три нижние левые клетки в трех больших клетках проговаривая «про себя».
Затем учитель открывает подготовленный заранее образец для самопроверки, учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки, ставя рядом знак «+» или «?». При необходимости, проговаривая свои затруднения.
В итоге занятия учащиеся под руководством учителя отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр, сегодня они познакомились с помощниками госпожи Каллиграфии – с маленькими клетками и узнали, как их называть по месту расположения. На данном этапе педагог может задавать наводящие вопросы: «Что сегодня для себя открыли нового?», «Чему научились?» и т. д.
Важно, чтобы педагог соотносил цели, которые он определял для работы над данной темой с результатами, которые получены в итоге занятия, и учил этому своих учеников.
КОНСУЛЬТАЦИЯ 3.
На данном занятии учащихся знакомятся с понятием «рабочие» клетки.
Начать занятие учитель может словами: «Сегодня госпожа Каллиграфия поможет вам узнать один из главных секретов своих главных помощников – клеток».
- Что вы уже знаете о клетке? Что умеете с ними делать? (Мы умеем находить верхние и нижние клетки, правые и левые, умеем называть клетку по месту, где она находится.)
Для повторения изученного учитель может использовать в учебном пособии задание № 1, стр.10 или организовать игру «Назови клетку», которая повысит интерес учащихся к занятию каллиграфией и поможет за короткое время повторить название клеток в квадрате.
Для проведения игры «Назови клетку» нужен квадрат со стороной 10 см, обратная сторона которого разделена тонкой пунктирной линией на 4 маленьких квадрата, один из которых закрашен.
Учитель показывает квадрат так, чтобы закрашенная клетка была в верхнем правом углу и произносит слова: «Назови клетку». Тот, кто первый поднимет руку, называет: «Верхняя правая клетка». Если ответ верный, ученик садится, если неверный, остается стоять. Затем учитель поворачивает квадрат, чтобы клетка поменяла положение. Игру можно провести в парах или группах в виде блиц-турнира. Тогда надо дать детям время на обсуждение в паре или группе (не более 3 – 5 секунд).
Выполнение задания № 2, стр.10 можно организовать в группах, как практическую работу.
Так как первоклассники еще только получают первый опыт учебной деятельности, мы рекомендуем использовать на занятиях по каллиграфии, прежде всего игровые приемы и ситуации – это может быть игра «Называй-ка» или драматизация ситуации с помощью «Секретов госпожи каллиграфии».
В данном случае, учитель может заранее подготовить большой конверт, в котором лежат листы А 4 с заданием для каждой группы и планом работы (П – 3.1).
Учитель показывает конверт учащимся и рассказывает историю о том, что госпожа Каллиграфия просит первоклассников провести важное исследование и узнать один из главных секретов ее помощницы Клетки.
При этом учитель, исходя из своего уровня освоения и реализации технологии деятельностного метода обучения, определяет сам, какую форму работы с заданием № 2 выбрать, фронтальную или групповую.
Если учащиеся будут проводить свое исследование самостоятельно в группах, или парах, то перед работой необходимо сначала обсудить план работы с учащимися и, разобрать, какие действия должны выполнять учащиеся на каждом шаге плана.
Примерный вариант плана.
- Закрась в большой клетке верхнюю и нижнюю правые маленькие клетки одним цветом.
- Объясни, в каких клетках написаны цифры.
- Дай свое название закрашенным клеткам.
После выполнения задания каждая группа вывешивает свою работу на доске. Учащиеся наглядно видят: все цифры написаны в верхних и нижних левых клетках. Каждая группа предлагает свое название этих клеток. Если среди ответов не будет варианта «рабочие» клетки, то учитель с помощью вопросов подводит к понятию «рабочая» клетка.
В случае, если кто-то из детей заметит, что некоторые цифры не полностью помещаются в клетках, учитель должен обязательно похвалить за такую исследовательскую внимательность и сказать, что об этих цифрах пойдет речь на следующем занятии.
Далее учитель вывешивает эталон № 3 «Рабочие клетки» (П – 3.3)на доске, учащиеся сверяют свои варианты с эталоном.
Затем учитель вывешивает правило «Все цифры пишутся в рабочих клетках»
(П – 3.2) идети хором его повторяют. Данное правило остается висеть в классе на всех занятиях по каллиграфии до тех пор, пока все учащиеся его не запомнят.
ВСЕ ЦИФРЫ ПИШУТСЯ В РАБОЧИХ КЛЕТКАХ. |
В задании № 3 стр. 10 учащиеся приклеивают эталон № 3 «Рабочие клетки» и выполняют все шаги работы с новым эталоном на основе алгоритма работы с алгоритмом после открытия нового знания, описанного в данных методических рекомендациях в теме 1. Отметим только, что для данного задания важно, чтобы показ клеток учащимися в эталоне и повторение их названия вслух происходили синхронно. При этом учитель может предложить одному из учащихся показывать клетки в эталоне на доске. Подобным образом следует действовать при работе с каждым новым эталоном.
Задание № 4, стр. 11 служит для осмысления нового знания. При его выполнении учащиеся хором по образцу проговаривают несколько развернутое содержание эталона. Акцент здесь делается уже на расположении обеих рабочих клеток в большой клетке (справа), количестве рабочих клеток (две), их отличительных особенностях (верхняя и нижняя). Образец проговаривания дается в задании № 4.
Задание № 5, стр. 11 рекомендуется выполнить в парах, чтобы каждый из учащихся получил возможность самостоятельно проговорить (объяснить) своему соседу по парте, что такое рабочие клетки, тем самым лучше осознать понятие «рабочие клетки».
Для самостоятельной работы с самопроверкой можно использовать задания № 6 или № 7 на стр. 11. Для этого учителю необходимо заранее подготовить образец для самопроверки – написать на доске, сделать слайд презентации или др.
В задании № 6, стр. 11 можно предложить учащимся выполнить задание в следующих трех после образца клетках (образец дан в первой клетке). Затем учащиеся сравнивают «свои» клетки с данным образцом, ставят знак «+» или «?». При необходимости проговаривают, что получилось, а что вызвало затруднения.
Аналогично можно выполнить задание № 7, стр. 11. Но в данном случае средством для самопроверки и самооценки будет служить образец, подготовленный учителем и эталон № 3 «Рабочие клетки».
В итоге занятия учащиеся под руководством учителя отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр: « Мы узнали один из главных секретов Клетки – помощницы госпожи Каллиграфии: «Все цифры пишутся в рабочих клетках, в верхней и нижней».
КОНСУЛЬТАЦИЯ 4.
На данном занятии учащиеся под руководством учителя актуализируют понятия «внутри – снаружи», вспоминают правило, что все цифры пишутся в рабочих клетках и выделяют цифры, у которых точки «нарушают» главное правило написания цифр – это цифры: 3, 5, 6, 8, 9, 0.
Так как все занятия по каллиграфии объединены одним героем – госпожой Каллиграфией, то на этапе актуализации учитель может попросить учащихся вспомнить один из главных секретов помощника Каллиграфии – Клетки, который они смогли открыть на прошлом уроке.
Ученики называют правила: «Все цифры пишутся в рабочих клетках», «Рабочие клетки расположены справа», «Рабочих клеток две – верхняя и нижняя».
Учитель вывешивает П – 3.3 эталон № 3 « Рабочие клетки» на доску и предлагает учащимся, опираясь на эталон, в парах выполнить в прописях задание № 1 стр. 12, – обвести границы рабочих клеток цветным карандашом и внутри каждой рабочей клетки нарисуйте по кружочку, а затем нарисовать цветочек снаружи рабочих клеток. Данное задание служит для актуализации понятий «внутри – снаружи».
Прежде, чем предложить учащимся индивидуальное задание для пробного действия, учитель сообщает «по секрету», что, оказывается, что не все цифры в королевстве Каллиграфии соблюдают это правило. И задача первоклассников, определить, какие цифры нарушает правило рабочих клеток.
Для этого в задании № 2, стр. 12 учащиеся выполняют первую часть задания – обводят одной линией рабочие клетки, затем находят точки, которые выходят за эту линию и обводят их кружком.
Исходя из особенностей своего класса, учитель на данном этапе может использовать любую форму организации работы учащихся (индивидуальную, фронтальную или групповую). Для работы в группах необходимо заранее подготовить карточку с образцом букв из печатного материала к теме 3 (П – 3.1).
Затем, после того, как учащиеся нашли и обвели кружком точки, которые выходят за границы рабочих клеток, учитель обращает внимание на то, что точки стоят в одном и том же месте в большой клетке, снаружи рабочих клеток.
Учащиеся под руководством учителя делают вывод, что это одна и та же точка и в группах обсуждают и придумывают свое название этой точке.
Еще раз напомним о необходимости давать возможность учащимся предлагать как можно больше своих вариантов. Все варианты выслушиваются, обсуждаются, согласовываются.
Учитель вывешивает П – 4.1 новый эталон № 4 «Точка снаружи рабочих клеток» на доску. Учащиеся сравнивают свои варианты, и если, среди предложенных вариантов был более понятный ученикам, могут сами уточнить эталон или дополнить. В данном случае, на следующих занятиях по каллиграфии учащиеся будут пользоваться своим вариантом названия точки снаружи и соответственно эталоном, что совсем не противоречит технологии обучения каллиграфии (ТОК).
Отметим для учителя, что «точка снаружи» рабочих клеток – это единственная точка на контурах цифр за границами рабочих клеток, место расположения которой не удается точно локализовать словами, как, например, в остальных случаях (в центре клетки, в углу и т. д.)
А в этом случае всегда остается вероятность, что точка окажется на самой линии границы или в центре нижней левой маленькой клетки.
Поэтому учитель может предложить детям дополнительное средство самоконтроля – между нижней рабочей клеткой и «точкой снаружи» можно поставить еще одну и только одну точку.
Положение «точки снаружи» относительно середины левой границы нижней рабочей клетки можно будет обсудить с детьми позже, после введения понятия «граница» и «середина».
Пока же данная точка запоминается, прежде всего, визуально, с неполной схемой ориентировочной основы действий (ООД). Напомним, что полная схема ООД – это всегда точная и однозначно понимаемая инструкция к действию.
Для формирования умения отмечать «точку снаружи» рабочих клеток в учебном пособии предлагаются задания № 4 – 7, стр. 13.
Сначала учащиеся отмечают «точку снаружи» в больших графленых клетках с выделенными цветом рабочими клетками и проговаривают хором свои действия: «Ставлю точку снаружи» (задание № 4).
Затем сами закрашивают рабочие клетки и ставят «точку снаружи», проговаривая свои действия вслух (задание № 5) и «про себя» (задание№ 6).
Задание № 6 можно предложить для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
В заключение занятия учащиеся под руководством учителя отмечают, что они сделали новый шаг на пути к правильному и красивому письму цифр, открыли для себя место написания важной точки на контурах цифр – «точки снаружи» рабочих клеток.
ТЕМА 5. ИГРАЕМ В «ТЕЛЕФОН».
Основная цель:
1) Познакомить учащихся с правилами дидактической игры «Телефон», научить играть в данную игру для тренировки умений, полученных на предыдущих занятиях по каллиграфии.
2) С помощью игры «Телефон» потренироваться в умении определять, показывать и называть места расположения клеток в большой клетке, рабочих клеток, «точки снаружи» рабочих клеток.
Печатный материал:
П – 5.1 Описание игры «Испорченный телефон».
Эталоны № 1 – 4.
КОНСУЛЬТАЦИЯ 5.
Дидактическая игра «Телефон» рассматривается нами как форма организации работы в парах и является универсальной формой тренинга практического применения нового знания с само- и взаимоконтролем при опоре на полные схемы ориентировочных основ действий (эталоны) в технологии обучения каллиграфическому письму цифр (ТОК).
Данная игра может применяться с момента изучения учащимися любых учебных элементов (дидактических единиц) курса каллиграфии.
На этапе мотивации учитель сообщает, что сегодня учащиеся узнают, как играть в новую игру, которая тоже поможет им научиться писать цифры правильно и красиво. Игра называется «Телефон». Сначала можно вспомнить и обсудить правила традиционной игры «Испорченный телефон», которые первоклассникам известны (П – 5.1)
Если учитель знаком с содержанием курса «Мир деятельности»[2], то при обсуждении правил игры может познакомить первоклассников на доступном им уровне с ролями в коммуникации – с ролью автора и с ролью понимающего. Например, просто пояснить, что когда разговаривают два человека, один говорит, а другой слушает. Того, кто высказывает другому свою мысль мы можем назвать автором, а тот, кто слушает, старается понять, что ему говорит другой человек. Его можно назвать понимающим. Отдельно останавливаться на занятии на правилах автора и понимающего в коммуникации не следует. Это цель надпредметного курса «Мир деятельности».
И только потом перейти к новой игре «Телефон». Учащиеся под руководством учителя рассматривают картинки в задании № 1, стр. 14, и отвечают на вопросы к заданию.
На картинке изображены мальчик и девочка, это ученики, они сидят за партой. На крышке парты между детьми стоит «стена» (например, учебник по математике).
Дети друг друга не видят но, естественно, слышат. В руках у них карандаши. Мальчик говорит и пишет, а девочка слушает его и тоже пишет. Дети «играют в «Телефон».
Затем, выполняя задание № 2, стр. 14, учащиеся знакомятся с условиями игры «Телефон» и тренируются их выполнять. В ходе обсуждения условий игры, они выделяют следующие правила игры:
- Сначала надо определить тему игры и вспомнить соответствующие эталоны (в этом поможет плашка с указанными номерами эталонов).
- В игре участвует двое. Каждый участник работает в своих прописях на поле для игры – в левой части («Я рисую и диктую») или правой («Мне диктуют, я рисую»).
- В игре нужно поочередно выполнять роли «автора» («Я рисую») и «понимающего» (Мне диктуют, я рисую).
- Каждый участник, в соответствии с согласованной темой игры, задумывает свой вариант диктовки.
- С помощью считалки или жребия, или просто договорившись, можно определить, кто будет первый начинать игру в роли «автора» – диктовать свой вариант второму участнику игры в роли «понимающего».
- Первый участник («автор») начинает работать в левой части игрового поля – рисует задуманное сам и проговаривает вслух свои действия («диктует»)другому.
- Второй участник («понимающий») в это время слушает, старается понять «автора» и под диктовку рисует в правой части игрового поля.
- Подсматривать нельзя![3]
- Можно ли пользоваться эталонами? Этот вопрос решается по договоренности в начале игры.
- Проверка результата. «Стена» убирается, картинки сравниваются. Если они одинаковые – участники ставят знак «+». Если «автор» продиктовал неверно или «понимающий» допустил ошибку, ставят знак «?», затем ошибку вместе исправляют, и ставят знак «+». Побеждает дружба! Участники пожимают друг другу руки.
- Роль «автора» переходит ко второму участнику, а роль «понимающего» к первому. Игра продолжается.
Для тренировки умения применять правила игры в «Телефон» учитель может сначала организовать фронтальную работу и на своем примере показать образец диктовки в роли «автора».
Для этого необходимо заранее продумать, где «автор» будет «рисовать». Например, на заранее подготовленной карточке, если створки доски закрываются – на обратной стороне доски, и др.
После окончания диктовки «автор» открывает свой вариант, а учащиеся соотносят со своим результатом. Те, у кого результат совпал, ставят себе «+», у кого не совпал – знак «?», и исправляют свою ошибку.
Затем роль «автора» могут выполнить несколько учеников по очереди, пока учитель не убедится, что правила игры и проверки результатов понятны каждому. В заключение игры можно предложить всем учащимся поаплодировать себе или пожать руки друг другу.
После такой подготовки учащимся будет понятно и интересно играть в парах, они смогут организовать игру в «Телефон» с родителями.
В заключение занятия учащиеся под руководством учителя делают вывод, что игра помогла им закрепить умение называть место расположения изученных клеточек и точек.
Эту игру можно организовывать на всех этапах обучения письму цифр, а также на других уроках, например, на уроке письма, если в этих курсах учебные элементы также представлены в виде эталонов-полных схем ООД. В противном случае, дети не смогут осуществить критериальный (с опорой на эталон) само- и взаимоконтроль, и игра потеряет дидактический смысл.
КОНСУЛЬТАЦИЯ 6.
В начале занятия необходимо вспомнить с учащимися понятия: «справа», «слева», «вверху», «внизу».
С этой целью можно организовать игру, например, «Выполняй – не зевай». Учитель озвучивает действие, а учащиеся выполняют: «Поднимите правую руку вверх, коснитесь правой рукой левого колена, топните левой ногой, опустите правую руку вниз, а левую поднимите вверх и т.д.» Для усложнения задания учитель вместе с заданием может показывать действия, не соответствующие названным; за ошибку можно назначать штрафные очки.
Затем учитель говорит, что сегодня госпожа Каллиграфия снова пригласила своего главного помощника, и просит назвать его имя. (Это Клетка.)
- В задании № 1, стр.16 рассмотрите клетку, обведите каждую границу клетки и покажите на пальчиках, сколько границ у клетки. (4)
- Покажите нижнюю границу клетки.
- Попробуйте назвать границу, на которой стоит точка. (Верхняя граница.)
- Назовите остальные границы клетки (Правая граница, левая граница).
Учитель открывает П – 6.1 эталон № 5 «Границы клетки».
А учащиеся вклеивают эталон в учебное пособие в задании № 2, стр.16.
При ограничении времени на уроке, учитель может предложить учащимся вклеить эталон № 5 «Границы клеток» в учебное пособие дома.
Выполнение задания № 3, стр.16 поможет учащимся закрепить умение определять и называть границы клеток.
На данном занятии начинается подготовка учащихся к введению понятия точки-опоры и формированию умения отмечать место точек в клетке. В частности, умение ставить точку на верхней границе клетки отрабатывается при выполнении задания № 4, стр. 17. Образец проговаривания дан в упражнении: «Ставлю точку на верхней границе клетки».
Данное задание учащиеся начинают выполнять фронтально – 3 – 4 ученика по очереди называют положение точки, а остальные ставят точку в указанное место в своих прописях, затем продолжают работать все вместе, хором проговаривая свои действия.
Аналогичным способом отрабатывается умение ставить точки на нижней, правой, левой границе клетки в задании № 5, стр. 17. Первую часть задания под цифрой 1) можно выполнить в парах.
Примерный вариант диалога перед выполнением упражнения № 5, стр. 17 1):
- Посмотрите на задание № 5 на стр.17. Сколько заданий вы будете выполнять? (Два.)
- Что вы будете делать под цифрой 1)? (Ставить точки на нижней границе клетки.)
- В каких клетках вы будете ставить точки на нижней границе клетки? (В больших и маленьких).
- Как вы будете работать в парах? (Мы будем проговаривать свои действия по очереди, а точки будем ставить каждый в своих прописях).
Форму выполнения задания в строке 2) учитель определяет сам, исходя из особенностей своего класса.
В целях экономии времени, можно ограничить количество клеток, в которых необходимо поставить точки. Например, поставить точки на правой и левой границе клетки в трех больших клетках и трех маленьких и т.д.
В задании № 6, стр. 17 учащиеся работают в маленьких (тетрадных) клетках. Сначала учитель может сам продиктовать место расположения точек на границах первых пяти клеток. А учащиеся ставят указанные точки, проговаривая «про себя» свои действия.
Примерный образец для диктанта.
- Ставлю точку на верхней границе клетки.
- Ставлю точку на левой границе клетки.
- Ставлю точку на нижней границе клетки.
- Ставлю точку на верхней границе клетки. Ставлю точку на правой границе клетки.
Затем учитель открывает образец для самопроверки, и ученики проверяют свою работу. Если место положения точки совпало с образцом, ученики ставят знак «+», не совпало – знак «?». Далее учащиеся называют свои затруднения и исправляют ошибки.
В оставшихся клетках первоклассники могут потренироваться ставить точки на разных границах рабочей клетки, проговаривая «про себя».
Игру в «Телефон» (задание № 7, стр. 17) на тему «Границы клеток» учитель может организовать в группе продленного дня.
В заключение занятия учащиеся делают вывод, что сегодня они сделали шаг к правильному и красивому письму цифр – научились называть границы клетки и ставить точки на указанных границах.
КОНСУЛЬТАЦИЯ 7.
На этапе актуализации учитель напоминает учащимся, что на прошлом занятии они научились определять и отмечать границы клетки – главного помощника госпожа Каллиграфии.
Для того, чтобы вспомнить название границ, можно предложить выполнить в прописях задание № 1, стр. 19. Учащиеся фронтально на доске и в учебном пособии обводят цветными карандашами выделенные границы клеток и называют их. Затем ставят точку на каждой границе и называют место расположения точки. (Например, ставлю точку на верхней границе клетки.)
- Вы молодцы, хорошо научились называть и отмечать границы клетки, ставить точки на указанных границах клетки. Сегодня вы продолжите работать с границами клетки и узнаете о них что-то новое и важное.
- Сегодня госпожа Каллиграфия приготовила для вас слово.
Учитель открывает на доске слово «середина», просит одного из читающих учеников прочитать.
- Как вы понимаете, что значит, «середина»? (Учащиеся высказывают свои версии.)
Для у