Работа маневренно - движительного комплека судна в переменном режиме).

Развороты судна на ограниченной акватории можно осуществлять и без отдачи якоря при работе движительно-рулевого устройства в переменном режиме. На судне с ВФШ пра­вого вращения можно произвести разворот вправо, а с ВРШ – то же, но с большей эффек­тивностью. Рассмотрим методологию проведения разворота на примере судна с ВФШ пра­вого вращения:

в начальный момент, когда судно остановлено относительно воды, руль перекладыва­ется право на борт и дается ход вперед. Возникающая за счет винтовой струи боковая сила руля забрасывает корму влево;

Как только судно начнет движение вперед машине дают задний ход. Возникающие при реверсе нескомпенсированные боковые силы от работы винта, направленные влево, будут способствовать развороту судна. Как только судно начнет движение назад повторяют действия по предыдущему пункту.

Эффективность разворота судна с ВРШ через правый борт обусловлена тем, что при винте левого вращения, коим обладают абсолютное большинство судов с ВРШ, на перед­нем ходу в работу включается сила реакции воды на вращение винта.

Такое маневрирование позволяет развернуть судно на ограниченной акватории.

Способы уменьшения тормозного пути судна на глубокой воде.

Транспортные суда, особенно крупнотоннажные, имеют большие тормозные пути обусловленные их значительной инерционностью и низкой энерговооруженностью (мощность двигателя на единицу водоизмещения). Поэтому при экстренном торможении для предотвращения аварии необходимо предпринимать действия для уменьшения тормозного пути. Существующие конструктивные решения задачи (использование выдвигаемых из корпуса тормозных щитов, тормозных парашютов и т.п.) не нашли применения на обычных транспортных судах. Поэтому практически единственным способом уменьшения пути при экстренном торможении является торможение с использованием перекладок руля. Переложенный на борт руль и начало движения судна с углом дрейфа увеличивает общее лобовое сопротивление воды, что приводит уменьшению скорости. Особенно резкое снижение скорости наблюдается сразу же после перекладки руля.

Методология выполнения маневра заключается в следующем:

* руль перекладывается на борт;

* при изменении курса на 20° - руль перекладывается на противоположный борт;

* при максимальном отклонении от первоначального курса -средний ход вперед;

* при выходе на первоначальный курс - руль перекладывается на противоположный борт;

* при максимальном отклонении от первоначального курса - малый ход вперед;

* при выходе на первоначальный курс - руль перекладывается на противоположный борт;

* при максимальном отклонении от первоначального курса - самый малый ход вперед;

* при выходе на первоначальный курс - руль перекладывается на противоположный борт, полный ход назад.

При таком способе выполнения маневра судно останавливается на небольшом расстоянии от линии первоначального курса (равном примерно половине его длины), а тормозной путь уменьшается примерно на 20%.

Двойные рули Шиллинга

Два пера руля особой конфигурации, улучшающей условия обтекания их потоком воды, располагаются за винтом судна. При следовании судна полным ходом плоскости перьев располагаются параллельно друг другу и разворачиваются синхронно на 35º.

           
   
 
 
   
 

При необходимости производства маневров перья рулей могут разворачиваться раз­дельно, что резко улучшает управляемость судна, особенно на малых скоростях движения, поскольку изменяется направление потока воды от винта.

Для экстренного торможения судна не нужно изменять направление вращения глав­ного двигателя. Два пера руля разворачиваются таким образом, чтобы поток от винта менял свое направление на обратное (см. рисунок)

 
 

       
 
 
   


Наши рекомендации