Принципы управления: понятие и сущность.
Принципы управления – это наиболее общие правила и рекомендации (требования), которые должны учитываться и выполнятся в практической деятельности на всех уровнях управления.
Отличие принципов управления от законов управления состоит в том, что законы существуют и действуют объективно вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы же вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики, применяются в зависимости от конкретных условий.
Рис. 3.1. Соотносительность законов и принципов управления
По своему предназначению принципы являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления – законами управления – и управленческой практикой. Принципы управления как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности (см. рис. 3.1).
Принципы управления имеют одновременно и объективный, и субъективный характер, что говорит о двойственном характере принципов управления.
Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый из принципов – это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.
Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления. В этом состоит, прежде всего, признак их научности.
Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов, а важно уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, в методах управленческой деятельности.
Классификация и содержание принципов управления
В литературе по менеджменту нет единого подхода к классификации принципов управления. Классификация должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частным целям, так и общей цели повышения эффективности управления.
К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
- научность;
- системности и комплексность;
- принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решения;
- принцип централизованности и децентрализованности;
- принцип пропорциональности в управлении;
- принцип единства распорядительства в управлении;
- принцип экономии времени;
- принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях;
- принципы делегирования полномочий;
- принцип обратной связи.
Рассмотрим содержание этих принципов.
1. Принцип научности.
Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннею логику, создает внутренний импульс развития. К противоречиям принципа научности относятся:
а) противоречие теории и практики. Теория требует использование прогрессивных научных идей и их результатов (явление → сущность). Практика требует в конкретных условиях для решения конкретных задач ограничения по времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем использования методов моделирования, средств вычислительной техники, которые сближают выводы теории и практики;
б) единства и противоречия объективного и субъективного. Имеет универсальный характер и относится в равной степени ко всем принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективных законов управления, на которых и базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, т.к. принципы управления реализуются людьми, через их сознание, волю, устремления.
Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше проявления возможного субъективизма.
2. Принцип системности и комплексности.
Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляемой системой совместно и нераздельно. При этом должны быть определены цели и критерии функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивают соответствующие системы управления установленным целями и критериям.
Рис. 3.2. Система управления
Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управление неправильное, ошибочное решение может примести к ее разрушению.
Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств. У каждого управленца каждый управленческий акт учитывает особенности характера, привычки, вкусы, возрастные особенности подчиненных и т.д.
3. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.
Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно), что означает всесторонность его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.
При решении сложных проблем (например, внедрение новой технологии, автоматизация производства, поиске новых каналов сбыта и т.д.) высокие результаты достигаются при самом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных рабочих, инженеров, агентов, посредников и т.д.
Принятое коллективное решение воплощается в жизни под персональную ответственность руководителя организации.
Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ.
4. Принцип централизованности и децентрализованности.
Централизация позволяет обеспечить жесткую взаимную координацию звеньев в рамках целостной системы управления. Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требование к обеспечению единства и внутренней скоординированности, чем больше инвариантность деятельности организации и чем меньше требуется автономности и самостоятельности функционирования подразделений.
Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в т.ч. и неожиданные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев.
Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимодополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура – она потеряет свою целостность. Но не может существовать полностью централизованная структура т.к. с потерей своей автономности она потеряет свою структурированность.
5. Принцип пропорциональности в управлении.
Этот принцип между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности между управляющей и управляемой частей организации. Суть этой соотносительности заключается в обеспечении взаимного соответствия между объектом и субъектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства), ведет к росту субъекта (управляющей подсистемы). Уровень соответствия субъекта и объекта управления может быть определен системой количественных и качественных показателей.
Среди количественных показателей используются такие как: соотношение численности руководителей, инженерно-технических работников, служащих и численности работников; изменение удельного веса работников управленческого аппарата в общей численности промышленно производственного персонала; удельный вес заработной платы работников административно управленческого персонала в себестоимости продукции; удельный вес затрат на содержание управленческого аппарата на 1 рубль стоимости реализованной продукции; изменение суммы прибыли, приходящейся на одного работника управленческого персонала и др.
К качественным показателям можно отнести: соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, материальной и технической) с потребностями функциональных подразделений; своевременность выполнения всех функций, операций, процедур, закрепленных за подразделениями аппарата управления; надежность, безотказность системы управления; повышения уровня и обоснованности принимаемых решений и т.д.
6. Принцип единства распорядительства в управлении
Рациональная структура управления – это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом конкретном уровне управления и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику) за конкретным руководителем.
Основные варианты распределения полномочий:
− за непосредственными руководителями в рамках общей субординации закреплены полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;
− за вышестоящими руководителями закреплены полномочия, которые не делегируются ими на ниже стоящие уровни (по стратегически важным направлениям деятельности делегирование полномочий не допускается);
− за руководителями функциональных подразделений закреплены полномочия в рамках соответствующих функции и в пределах установленных вышестоящими руководителями.
7. Принцип экономии времени.
Этот принцип требует постоянного уменьшения трудности операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.
Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании оптимальных управленческих решений.
8. Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей.
Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.
В реально действующих организациях управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями структуры, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.
В процессе функционирования организации лишние элементы отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции.
9. Принцип делегирования полномочий.
Роль метода делегирования полномочий в управлении настолько велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Делегирование полномочий – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент.
Важность принципа делегирования полномочий особенно возрастает при применении экономических методов управления, реализация которых не возможна без самостоятельности и творческой инициативы исполнителей. Основной формулой принципа является: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека».
Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам (должностному лицу). Это позволяет принимать более компетентное и оперативное решение, развивать инициативу у исполнителя, повышать чувство удовлетворенности собственным трудом, но не снимает с менеджера контрольных функций.
Метод делегирования полномочий создает условия для выработки и принятия лучших управленческих решений, что достигается путем принятия конкретного решения, конкретных исполнителей, которое лучше отражает состояние этой проблемы. Главная практическая ценность данного принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных, повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решение задач более сложного управленческого уровня.
Делегирование полномочий основано на использовании следующих требований:
a. фиксированная ответственность;
b. соответствие прав и обязанностей;
c. передача ответственности за работу на определенное должностное лицо;
d. отчетность и контроль.
10. Принцип обратной связи.
Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемой, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, как основы существования и развития систем управления (организации). Обратная связь – это так же особая форма внешней связи между системой управления, которая так же носит информационный характер и имеет целью координирование управленческих решений.
Принцип обратной связи обеспечивает выполнение функций согласования и координации действий с другими системами управления – в этом заключается его важное методологическое значение для управленческой деятельности руководителей различных уровней.