Изменение цвета деталей и их элементов. Использование текстур
При создании сборки (будет рассмотрена в Лабораторной работе №) можно раскрасить каждую из составляющих ее деталей в свой цвет. При создании детали ее цвет также можно изменить по желанию пользователя. Более того, в программе имеется возможность задавать цвета для отдельных элементов детали (элементами впредь будем называть результаты формообразующих операций, отображающиеся иконкой в дереве построения, например, выступ, отверстие и т.д.), а также отдельным граням деталей. При этом действует иерархия Деталь – Элемент – Грань, т.е. цвет детали применяется ко всем граням всех элементов, если для элемента не задан отдельный цвет. Цвет элемента применяется ко всем внешним граням этого элемента, если для отдельной грани не задан особый цвет.
Для изменения цвета детали, элемента или грани щелкают правой кнопкой мыши по детали в дереве построения и выбирают из контекстного меню пункт Внешний вид – Цвет…. В менеджере свойств откроется окно «Цвет и оптика», включающее следующие группы:
p Выбор. В большом поле окна можно выбрать объекты, к которым применяется цвет. Для добавления в поле детали или элементов следует щелкнуть по ним в дереве построения. Для добавления в список граней следует щелкать по ним в рабочей области.
Кнопки слева от поля выбора позволяют выделять в области построения соответственно отдельные грани, поверхности (будут рассмотрены в Лабораторной работе №), тела (будут рассмотрены в Лабораторной работе №) и элементы дерева. По умолчанию все кнопки нажаты, и выбор объектов всех типов разрешен. Выбор объектов будет более подробно рассмотрен ниже;
p Часто используемый– здесь можно выбрать цвет из одного из образцов. Образец представляет собой палитру из 40 цветов. Из выпадающего списка можно выбрать один из встроенных образцов, либо при помощи кнопки создать образец самостоятельно (процедура создания образцов не рассматривается в пособии). Цвет модели назначается щелчком по одной из клеток образца. Выбранный цвет можно увидеть и оценить в прямоугольнике выше;
p Свойства цвета – здесь можно определить произвольный цвет. Его можно выбрать в спектральном прямоугольнике либо задать его цифровые характеристики – в системе RGB (Красный, Зеленый, Синий) или HSV (Оттенок, Насыщенность, Светлость). Выбранный цвет можно оценить в прямоугольнике выше;
p Оптические свойства – позволяет задать такие свойства поверхности модели, как прозрачность, блеск и т.д. Оптические свойства в пособии не рассматриваются;
p Конфигурации/Состояния отображения – позволяют применить цвет к различным конфигурациям модели. Конфигурации будут рассмотрены в Лабораторной работе №.
Таким же образом к детали можно применить текстуру. Для этого используется пункт Внешний вид – Текстура… контекстного меню при щелчке по названию детали в дереве построения. В менеджере свойств отобразится окно «Текстура». Группы Выбор и Конфигурации в окне практически такие же, как в окне «Цвет». Группа Выбор текстуры содержит выпадающий список, содержащий библиотеки текстур (изначально там присутствует только библиотека «Текстура SolidWorks»; при добавлении пользовательских текстур их папка появится в этом списке. Процедура добавления описана в справочной системе SolidWorks и рассматриваться в пособии не будет). Ниже приводится список текстур из библиотеки, откуда их можно выбрать. Еще ниже расположен выпадающий список из последних 10 использованных текстур.
Группа Свойства текстуры содержит ее образец, поля, позволяющие изменить ее масштаб и повернуть ее на произвольный угол, а также флажок «Цвет сгиба» (некорректный перевод), который позволяет смешать цвет, заданный через менеджер свойств «Цвет и оптика» (см. выше) с цветом текстуры. Следует помнить, что если флажок снят, текстура скроет цвет граней модели.
Если при работе над моделью конструктор интенсивно использует раскрашивание граней цветами, такой доступ к свойствам цвета и текстуры может оказаться неудобным. В SolidWorks существует альтернативный, более быстрый способ. Меню Вид – Условные обозначения вида включает и выключает режим, в котором при выделении грани к ней строится выноска со специальным всплывающим окном на конце (рис. 1.10). В данном окне снизу вверх приведена иерархия объектов (деталь – элемент – грань). Справа от каждого объекта приводится два квадратных поля, отображающие цвет и текстуру объекта. Если цвет или текстура объекта не заданы, соответствующее поле перечеркнуто (имеет вид ). Щелчком по полям цвета в менеджере свойств открывается окно «Цвет и оптика», по полям текстуры – «Текстура».
Рис. 1.10 Всплывающее окно условных обозначений цвета и текстуры
После снятия выделения с объекта всплывающее окно пропадает.
Цвета и текстуры детали в целом и различных ее элементов также можно просмотреть в области отображения справа от дерева построений (раскрывается кнопкой в правой верхней части области дерева построений). Область содержит шесть столбцов, отображающих различные свойства элементов: видимость, режим отображения, цвет, текстура, графика RealView и прозрачность. SolidWorks позволяет управлять видимостью и прозрачностью элементов лишь при работе со сборками; режим отображения (каркасный, скрытие невидимых кромок, с заливкой граней) применяется ко всей детали целиком; графика RealView не рассматривается в данном пособии. Таким образом, в режиме проектирования детали значимыми в данной области будут лишь цвет и текстура. Если цвет или текстура для отдельных элементов дерева построения не назначены, в области отображения напротив этих элементов ничего не будет, если цвет или текстура назначены – они отобразятся в виде цветных квадратов.
В режиме детали изменить цвета и текстуры элементов щелчком по квадратам в области вида нельзя. Следует использовать методы, описанные выше.