Звено стабилизирующего купола
(СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО):
Предназначено для соединения стабилизирующего купола с ранцем на этапе стабилизированного снижения и с основным куполом на всех последующих этапах его работы. Длина - 103 см
Изготовлено из капроновой ленты (ЛТКМ-27-1200) в два сложения.
Состоит из:
1. петля для крепления коуша;
2. петля для крепления фала гибкой шпильки;
3. направляющее кольцо;
4. косынка;
5. силовая лента;
6. пряжка двухконусного замка;
7. петля для крепления к уздечкам основного купола и камеры;
8. фал гибкой шпильки;
9. гибкая шпилька.
В верхней части оно образует петлю размером 13 см. для присоединения коуша стабилизатора.
На расстоянии 41 см от верхней петли пришита петля из капроновой ленты ЛТКкрА-26-600, для присоединения фала гибкой шпильки (шнура включения) прибора ППК-У-240Б.
Нижняя часть соединительного звена разветвляется, образуя две силовые, ленты. В концы силовых лент вшиты металлические пряжки двухконусного замка.
Между перемычками вшита капроновая лента ЛТКМкрП-27-1200 образующая петлю для присоединения к уздечкам камеры основного купола.
Образовавшийся из лент соединительного звена треугольник с обеих сторон закрыт косынками из капронового авизента. По одну сторону из косынок соединительного звена при помощи вшитой капроновой ленты, крепится направляющее кольцо для пропускания в него фала гибкой шпильки (шнура включения) прибора ППК-У-240Б.
На силовых лентах около пряжек имеются стрелки контроля правильности монтажа и постановки силовых лент на двухконусный замок.
Узел соединения уздечек купола основного парашюта и камеры с петлей звена стабилизирующего парашюта:
1 - уздечка купола; 2 - петля звена;
3 - закрепка; 4 - уздечка камеры;
5 - камера
КАМЕРА ОСНОВНОГО КУПОЛА:
Предназначена для укладки в нее основного купола и строп обепечивает введение основного купола в действие в заданной последовательности и тем самым уменьшающее динамическую нагрузку в момент раскрытия основного купола.
Состоит из:
1. эластичное кольцо;
2. основа камеры;
3. усилительная лента;
4. усилительная лента;
5. уздечка;
6. косынка;
7. шнур-завязка;
8. средний (центральный) газырь;
9. правая группа газырей;
10. левая группа газырей;
12. резиновые соты;
15. съёмные резиновые соты;
16. окна, образованные люверсами;
17. фартук;
18. карманы.
Изготовлена из капронового полотна.
Форма цилиндра.
Сторона основы с газырями усилена вторым слоем капронового полотна.
Внешняя сторона основы усилена двумя капроновыми лентами ЛТКкрП–26–600, образующими в верхней части уздечку, при помощи которой камера соединяется с основным куполом и соединительным звеном стабилизирующего купола.
В верхней части основы пришита косынка из капронового полотна, прикрывающая уложенный в камеру основной купол.
Через подгибы верхней части камеры пропущен шнур-завязка, для затягивания отверстия после укладки в камеру основного купола.
На лицевой части камеры нашиты газыри: средний, правая и левая группы, состоящие из 6 и 7 газырей, в которые укладываются стропы. Для удобства в укладке на выходной части газырей нашиты соты из резинового шнура – для удержания строп в газырях.
Ниже газырей находятся две пары съёмных резиновых сот.
На обратной стороне камеры расположен фартук, имеющий две пары окон, образованных люверсами, для пропуска в них съёмных резиновых сот. Пучки строп, выходящие из сот, прикрываются карманами. В уложенном виде фартук не позволяет куполу преждевременно выйти из камеры.
Нижняя часть основы заканчивается рукавом, в подгиб которого вставлено эластичное кольцо, стягивающее выходное отверстие камеры, для упорядоченного выхода основного купола из камеры.
ОСНОВНОЙ КУПОЛ:
Предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста. Представляет собой несущую поверхность в форме каркасированной оболочки с силовыми элементами, соединяющими купол с подвесной системой.
Форма купола парашюта Д-5 серии 2 в плане.
Цифры по кругу ─ номера строп,
цифры внутри круга ─ номера квадратов:
1─ полотнища купола;
2, 4 ─ усилительный каркас;
3 ─ петли для строп.
Форма двадцативосьми угольника
Изготовлен из 11 полотнищ капроновой ткани.
Площадь купола 83 м2.
Сверху на ткань нашиты капроновые ленты ЛТКП-13-70, которые пересекаясь, образуют на внешней стороне купола усилительный каркас в виде сетки и оканчивающийся на нижней кромке купола 28 петлями для крепления строп.
Центральная часть усилена дополнительной тесьмой, повышающей прочность купола.
В центре пришита уздечка из капроновой ленты ЛТКП-26-600, соединяющая его с камерой основного купола и соединительным звеном.
Нижняя кромка усилена капроновой лентой ЛТКП-25-200.
Над петлями для крепления строп нашито 28 стягивающих лент ЛТКП-25-200, которые ускоряют наполнение купола и уменьшают вероятность его перехлёстывания стропами.
На внешней стороне основного купола между 1-ой и 28-ой стропами нанесено заводское клеймо, обозначающее дату изготовления парашюта и его заводской номер.
К петлям купола прикреплены концы строп из капронового шнура ШКП-150 длиной до 9 метров. Другие концы строп прикреплены к четырём пряжкам полукольцам подвесной системы. Для облегчения укладки основного купола и его контроля, на 14-ой стропе нашита муфта оранжевого цвета, а на стропах 1 и 28 – муфты зелёного цвета.
ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА:
Предназначена для удобного размещения парашютиста под куполом при снижении и приземлении. Является соединительным звеном между парашютистом и куполом со стропами. Обеспечивает размещение и крепление на нём, основного и запасного парашютов, равномерное распределение нагрузки, возникающей в процессе наполнения купола.
Изготовлена из капроновой ленты ЛТК-44-1600 (прочность 1600 кг).
Состоит из:
а — свободные концы;
б — главный обхват;
в — наспинно-плечевые обхваты;
г — ножные обхваты;
1 — направляющее кольцо;
2 — эластичная шлепка;
3 — изогнутые пряжки;
4 — шлевка для шланга звена ручного раскрытия;
5 — карман для кольца;
6 — скоба для крепления запасного парашюта;
7 — пряжка для регулирующих лент ранца;
8 — поясной обхват;
9 — кольца для подтяга ранца;
10 — петля для крепления звена грузового контейнера;
11 — грудная перемычка;
12 — пряжка для крепления ремня грузового контейнера;
13 — шнуры с шариками;
14 - карманы для шариков;
15 — шнуры блокировки свободных концов подвесной системы.
Главный обхват сшит из капроновой ленты в два сложения, на нём крепятся четыре (два передних, два задних) свободных конца с металлическими пряжками-полукольцами для крепления строп.
На левой стороне нашита шлёвка для шланга ручного раскрытия. Другой конец шланга пришит к ранцу. Ниже прямоугольная изогнутая пряжка, для соединения главного обхвата с наспинно-плечевым. Ниже находится карман для кольца звена ручного раскрытия. В средней части, на уровне грудной перемычки вмонтированы скобы, для присоединения запасного парашюта. Ниже металлические пряжки, для присоединения регулирующих лент ранца. Ниже пряжки полукольца, для подтягивания к главному обхвату нижних углов ранца.
В нижней части главный обхват раздвоен, ленты сшиты встык, для удобства посадки парашютиста, на них нашита ватная накладка.
Ленты, образующие ножные обхваты, являются продолжением лент наспинно-плечевых обхватов. На правом ножном обхвате закреплён карабин, на левом Д-образная пряжка. На каждом обхвате смонтированы прямоугольные пряжки, для регулировки её длины с учётом роста и обмундирования.
С помощью наспинно-плечевых обхватов производится подгонка подвесной системы по росту. Концы двух капроновых лент наспинно-плечевых обхватов с двумя прямоугольными пряжками образуют поясной обхват. Эти ленты, пропущенные через окна главного обхвата, образуют грудную перемычку с карабином в левой её половине и Д-образной пряжки в правой половине. В верхней части грудной перемычки ленты наспинно-плечевых обхватов проходят через изогнутые пряжки. Далее они крепятся к ранцу, проходят через пряжки с зубчатыми перемычками и скрепляются между собой капроновыми петлями крестовины.
Монтаж звена ручного раскрытия, подсоединение к наспинно-плечевым обхватам пряжек с зубцами, монтаж регулирующих лент:
1 - ранец;
2 - система подвесная;
3 - шланг гибкий;
4 - звено ручного раскрытия;
5 - лента регулирующая;
6 - метка;
- пряжка с зубцами;
8 - шнур-блокировка;
9 - пряжки для монтажа регулирующих лент;
Вид Д - шланг гибкий условно не показан
РАНЕЦ:
Предназначен для укладки в него основного купола со стропами уложенными в камеру, части свободных концов подвесной системы и размещения страхующего прибора.
Изготовлен из капронового авизента.
Состоит из:
1. правый и левый клапаны;
2. дно ранца;
3. резиновая сота;
4. металлическое кольцо;
5. окна;
6. свободные концы.
Дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости.
У верхнего основания рамы имеются два окна, в которые пропускаются силовые ленты звена стабилизирующего купола (соединительного звена). К верхней части окон прикреплена тесьма (ленты) с зубчатыми перемычками (пряжками), с помощью которых ранец соединяется с наспинно-плечевыми обхватами. К нижней части – лента, при помощи которой ранец подтягивается к подвесной системе. С внешней стороны, вверху рамы жесткости размещен двухконусный замок с пластиной, предназначенной для замыкания пряжек силовых лент соединительного звена стабилизирующего купола и удержания тем самым парашютиста в стабилизированном положении. На верхнем обрезе дна ранца расположено металлическое полукольцо, для пропускания в него резиновой соты, при креплении уложенного стабилизирующего купола на ранце. С левой стороны у верхнего основания пришит шланг троса вытяжного кольца (звена ручного раскрытия). С внешней стороны ниже пластины двухконусного замка – клапан, для прикрытия этого замка. В средней части внешней стороны, нашито восемь капроновых петель, для крепления ранца к подвесной системе. По бокам две регулирующие ленты, для подтягивания ранца к главному обхвату подвесной системы.
В нижней части ранца к его боковым обрезам пристрочены две косынки, заканчивающиеся металлическими пряжками. В пряжки продеваются ленты (тесьма) с карабинами крепления запасного парашюта и ленты быстрого раскрытия пряжек подтягивания запасного парашюта. С внешней стороны левой косынки находится карман для паспорта. С внутренней стороны правой косынки – карман, для дублирующего прибора.
Левый и правый клапаны, в верхних углах, имеют металлические кольца. Для прохода через них силовых лент (звена стабилизирующего купола) пряжек двухконусного замка, удерживающих клапаны в закрытом положении. В верхней части соединения правого клапана с дном ранца, пришито кольцо для контровки с петлёй на соединительном звене с закреплённым на ней шнуром (фалом) включения парашютного прибора ППК-У-240Б. В середине клапана прикреплена резиновая сота для заправки звена стабилизирующего парашюта (соединительного звена) при выбранной слабине и монтажа камеры со стабилизирующим куполом на ранец. С правой стороны клапана пришит карман с предохранительным клапаном для фала гибкой шпильки (шнура включения) прибора ППК-У-240Б. Ниже, расположен карман с завязками для размещения и крепления прибора ППК-У-240Б. На правый клапан наносится заводской и стеллажный номер парашюта.
1 - парашют запасной;
2 - ремни крепления запасного парашюта;
3 - лента подтяга нижней части ранца;
4 - парашют основной;
5 - карабин ранцевый;
6 - полукольцо
ДВУХКОНУСНЫЙ ЗАМОК:
Механическое приспособление для замыкания пряжек силовых лент соединительного звена стабилизирующего купола и удержания их в течении всего периода стабилизации парашютиста, а так же для освобождения этих пряжек и сбрасывания их с конусов.
Д. з. может раскрываться двумя независимыми друг от друга способами:
I. Кольцом ручного раскрытия, петля троса которого надевается на правый конус затвора;
II. Прибором автоматического раскрытия ППК-У-240Б, петля троса которого надевается на левый конус затвора.
При перемещении затвора, за счёт натяжения одной из сторон, освобождаются пряжки, надетые на конусы, расположенные на корпусе замка. Под действием натяжения созданного стабилизирующим куполом, пряжки соскальзывают с конусов и ранец парашюта раскрывается.
ВЫТЯЖНОЕ КОЛЬЦО С ТРОСОМ
(ЗВЕНО РУЧНОГО РАСКРЫТИЯ)
Устройство для ручного раскрытия двухконусного замка.
Изготовлено из стального прутка и стального троса.
Форма – трапециевидная.
Вытяжное кольцо с тросом:
1. кольцо;
2. ограничитель;
3. стальной трос;
4. фигурная петля.
В сверление на кольце и на его ограничительной скобе продет трос длиной 60 см., один конец которого заканчивается ограничителем, а другой – проволочной петлёй, которая надевается на конус затвора.
Вытяжное кольцо вкладывается в карман, нашитый на круговой лямке, а трос пропускается в предохранительный шланг.
Внешняя часть кольца, выходящая из кармана, окрашена в ярко-красный цвет.
1. Свободные концы;
2. Шнур – блокировка;
3. Шланг троса ручного раскрытия;
4. Трос звена ручного раскрытия;
5. Кольцо звена ручного раскрытия;
6. Карман.
ПЕРЕНОСНАЯ СУМКА:
Предназначена для укладки в нее парашюта при хранении и транспортировке.
Изготовлена из грузового авизента.
1. Основной купол;
2. .
3. Стропы;
4. Ранец;
5. Парашютная сумка.
Сумка имеет две ручки, её верхняя кромка стягивается шнуром и закрывается клапаном с пряжками – полукольцами, который затягивают лентой. Кольца шнура пропускают через бирку и сумку опломбируют, свободную часть шнура заправляют в карман.
ПАСПОРТ:
Предназначен для записи сведений о приёме, передаче, эксплуатации и ремонт основного купола.
Паспорт является неотъемлемой частью парашюта. Правила ведения паспорта изложены в нем же.
Для сохранения паспорта от утери, на каждый парашют заводится карточка, заменяющая паспорт.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ:
К вспомогательным деталям относятся: контровочная нить и контровочный шнур ШХБ-20.
Нитью контрят:
петлю соединительного звена с кольцом на ранце;
гибкую шпильку в затворе парашютного прибора;
затвор двухконусного замка.
Она изготовлена из х/б пряжи (также используется сердцевина шнура ШХБ-125).
Шнуром контрят кольца перьев стабилизатора с кольцами камеры стабилизирующего купола.
При этом контровочная нить ШХБ-20 применяется при десантировании из самолёта АН-2, в два сложения, из остальной техники – в одно сложение.
ПАРАШЮТНЫЙ ПРИБОР:
ППК-У – полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный
Предназначен для раскрытия двухконусного замка или ранца парашюта в случае, когда парашютист по каким-либо причинам не раскрыл парашют сам, с помощью вытяжного кольца (звена ручного раскрытия).
Парашютный прибор ППК-У устойчив к воздействию инея и росы, защищен от попадания посторонних частиц, не допускает самопроизвольного срабатывания или стравливания часового механизма при вибрациях, линейных ускорениях и случайных ударах.
Т.Т.Х:
1. Диапазон срабатывания прибора:
-По времени – от 2 до 5 секунд;
-По высоте – от 0,3 до 8 километров;
2. Прибор работает в интервале температур от +600 до -600 на высотах до 35 км.
3. Усилие силовых пружин во взведенном состояние не менее 28 кг.
4. Ход вытяжного кольца 70 мм.
5. Прибор устойчив к воздействию клея и росы.
6. Прибор защищен от попадания в него сора.
7. Прибор работоспособен после пребывания во взведенном состоянии непрерывно в течение 12 месяцев.
8. Полный технический ресурс составляет 1000 срабатываний.
Основные части прибора:
1. Корпус
2. Анероидное устройство
3. Часовой механизм
4. Вытяжное устройство
5. Система блокировки
Кроме того, в комплект ППК-У входят:
1. Гибкая шпилька
2. Набор инструмента
3. Паспорт
Прибор ППК-У-240Б:
1. гибкая шпилька;
2. фал гибкой шпильки;
3. корпус прибора ППК-У-240Б;
4. шланг прибора;
5. трос;
6. амортизатор;
7. петля прибора;
8. серьга.
Привязка корпуса прибора:
1 - карман фала гибкой шпильки;
2 - клапан;
3 - фал гибкой шпильки;
4 - амортизатор;
5 - шланг прибора;
6 - ленты-завязки
Контровка гибкой шпильки с прибором:
1 - ушко гибкой шпильки;
2 - нить контровочная; →
3 - фал;
4 - затвор прибора;
а - узел нити контровочной
Корпус служит для размещения в нём анероидно-часового механизма.
В крышке корпуса проделаны два окна, большое окно для наблюдения за стрелкой часового механизма, а малое окно позволяет контролировать штифт анероида и работу блокировочного рычага.
В корпус ввинчен затвор, предназначенный для автоматического закрытия отверстия корпуса после выдёргивания из него гибкой шпильки.
ППК-У ▷ наименование прибора;
240 ▷ длина шланга вытяжного механизма;
Б ▷ (вид петли) фигурная петля, используется на парашютах имеющих двухконусный замок.
Часовой механизм – по истечении заданного времени.
Анероидный механизм – при достижении заданной высоты.
РАБОТА ПАРАШЮТА.
При отделении парашютиста от самолета, из камеры стабилизирующего купола, закрепленной при помощи карабина за трос, натянутый внутри самолета, вытягивается и вводится в действие стабилизирующий купол. Стабилизирующий купол, попав в поток, наполняется. Соединительное звено при этом натягивается и выдергивает гибкую шпильку из прибора, которая соединена с ним при помощи фала, длиной 360 мм. После наполнения стабилизирующего купола происходит стабилизированное снижение парашютиста, при этом ранец основного парашюта остается закрытым.
Прекращение стабилизированного снижения, освобождение клапанов ранца и введение в действие основного купола осуществляется после раскрытия двухконусного замка ручным способом или парашютным прибором. После раскрытия двухконусного замка стабилизирующий купол вытягивает камеру с уложенным в неё основным куполом из ранца. По мере снижения парашютиста из камеры, равномерно выводят стропы. При полном натяжении строп происходит расчековка съемных резиновых сот камеры и из нее начинает выходить нижняя свободная часть купола, не зажатая эластичным кольцом. По мере удаления от парашютиста стабилизирующего купола с камерой основного купола, и камеры равномерно выходит остальная часть купола до полного натяжения всей системы. Наполнение основного купола начинается после выхода его из камеры примерно на половину и завершается после полного стягивания камеры.
РАБОТА ПАРАШЮТА В ВОЗДУХЕ.
При раскрытии ранца парашюта две шпильки троса вытяжного кольца выходят из конусов ранца и освобождают клапаны ранца, которые под действием ранцевых резин откидываются в стороны. Вытяжное устройство, состоящее из карманов, расположенных вокруг полюсного отверстия купола, попадая в поток воздуха, вытягивает купол, наполняя его в центральной части, и вытягивает стропы из сот ранца. Система вытягивается, купол полностью наполняется, и снижение парашютиста происходит на раскрытом куполе запасного парашюта со скоростью, обеспечивающей ему нормальное приземление. После этого следует показать крепление 3-5 к основному парашюту.
Тема № 3
Укладка парашюта.
Укладка парашюта Д – 5 серии 2.
Укладку производят 2 человека – укладывающий (ответственный за укладку) и помогающий.
Укладка парашюта производится поэтапно:
I. этап:
а) проверка наличия, исправности частей парашюта
б) проверка и подготовка ППК–У.
Подготовка к укладке:
1 - камера стабилизирующего парашюта;
2 - парашют стабилизирующий;
3 - звено ручного раскрытия;
4 - прибор ППК-У-240Б;
5 - сумка переносная;
6 - ранец;
7 - принадлежности
II. этап:
а) укладка основного купола
б) надевание камеры на купол.
III. этап:
а) зачековка камеры стропами
б) укладка купола в камеру
в) укладка строп в газырь камеры
г) подготовка стабилизирующего купола к укладке
IV. этап:
а) складывание перьев стабилизатора и надевание камеры на стабилизирующий купол
б) контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры
в) укладка стабилизирующего купола и строп в камеру
г) укладка камеры с уложенным основным куполом и стропами на дно ранца
V. этап:
а) затяжка клапанов ранца
б) крепление камеры со стабилизирующим куполом на ранец парашюта
в) подготовка и монтаж ППК – У
г) заряжение двухконусного замка
VI. этап:
а) подготовка подвесной системы
в) заполнение паспортов
г) проверка парашюта
г) укладка парашюта в переносную сумку и ее опечатывание
Инструмент для укладки: походное полотнище, крючок – вилка
При одевании парашюта перед прыжком переносную сумку укладывают под грудную перемычку.
После приземления нужно: отстегнуть запасной парашют, вытянуть купол «во флаг», свернуть стропы «бесконечной» петлей, купол свернуть в рулон: снять подвесную систему с ранцем (основного купола) и положить, в сумку прибором к верху. Ранец должен разделить сумку на две части: в одну половину укладывается подвесная система, а в другую - купол со стропами.
Запасной парашют З-5
Назначение:
Предназначен для спасения парашютиста в случае частичного или полного отказа в работе основного парашюта в воздухе.
ТТД:
Максимальная скорость при раскрытии – 350 км/ч
Максимально безопасная высота раскрытия – 100 метров.
Скорость снижения на раскрытом куполе при весе парашютиста
120 кг – менее 8 м/сек.
Усилие, необходимое для выдергивания кольца не более 16 кгс.
Масса парашюта – 5,2 кг
Срок службы – 20 лет
Состоит:
1. Купол.
2. Промежуточная подвесная система.
3. Ранец.
4. Вытяжное кольцо с двумя шпильками.
5. Переносная сумка.
6. Паспорт.
КОПОЛ:
Купол запасного парашюта 3-5 (цифрами в кружках обозначены порядковые номера строп): 1 — полюсное отверстие, 2 — контрольная стропа; 3— карманы, 4 — усилительный каркас, 5 — марка завода изготовителя
предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта, изготовлен из капронового полотна, причем 1 и 5 полотнища - из капронового полотна большей воздухопроницаемости. Площадь купола — 50 м2. В центре купола имеется полюсное отверстие диаметром 70 см. Полюсное отверстие и нижняя кромка усилены капроновой лентой прочностью 185 кг в два сложения. С внешней стороны полюсное отверстие перекрыто восемью карманами из капронового полотна, которые предназначены для обеспечения частичного наполнения купола до вступления в работу нижней кромки, энергичного вытягивания купола со стропами из ранца и центральное наполнение купола. Для удобства укладки в центре купола имеется уздечка из капронового шнура. С Внешней стороны на купол нашит усилительный каркас из капроновой ленты, прочностью 70 кг. У нижней кромки купола он образует 24 петли, к которым привязываются стропы. Купол имеет 24 стропы, изготовленные из капронового шнура прочностью 150 кг для обеспечения укладки, 12 стропа красного цвета. На нижней кромке купола указаны порядковые номера строп. Длина строп равна 6,3 м. На куполе между стропами 24 и 1 поставлена марка завода.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА:
Промежуточная подвесная система: 1 — свободные концы из ЛТК-44-1600; 2 — пряжки-полукольца; 3 — перемычка из ЛТКМкрП-27-1200; 4 — втулка; 5 — шлевка
предназначена для соединения купола запасного парашюта с подвесной системой основного купола. Изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг и состоит из двух лямок, соединенных между собой перемычкой прочностью 1200 кг. Каждая лямка промежуточной подвесной системы имеет по две пряжки полукольца, к которой крепятся стропы купола. Для удобства присоединения промежуточной подвесной системы к скобам подвесной системы основного парашюта в лямки вставлены втулки. Правая лямка имеет шлевку красного цвета с обозначением индекса парашюта 3-5. Для удобства укладки купола на внешней стороне лямок имеется маркировка «левый» и «правый».
РАНЕЦ:
Ранец:1 — дно; 2—верхний клапан; 3 — карман для ножа: 4 — конус; 5 — ручка для переноски парашюта: 6 — правый боковой клапан; 7 — лента крепления кислородного прибора; 8 — пряжка-люверс; 9 — карман; 10 — люверс; 11 — предохранительный клапан; 12 — нижний клапан; 13 — карман; 14 — выступ (скоба); 15 — шланг звена ручного раскрытия; 16 — карман вытяжного кольца; 17 — левый боковой клапан; 18 — ранцевая резина; 19 — резиновые соты; 20 — угловой отворот
предназначен для укладки в него купола со стропами и части свободных концов подвесной системы, ранен конвертообразной формы, изготовлен из капронового авиазента, имеет четыре клапана. Дно ранца двойное и имеет раму жесткости с двумя выступами для крепления ранца к подвесной системе основного парашюта.
К верхнему клапану пришиты: карман для ножа, два конуса, клапан, предохраняющий попадание ткани купола под конусы при затяжке ранца и ручка для переноски парашюта. Боковые клапаны имеют: две пряжки-люверса, две ленты для продевания пряжек кислородного прибора. Кроме того, на наружную сторону левого клапана пришиты: карман вытяжного кольца, гибкий шланг тросика вытяжного кольца. Правый и нижний клапаны имеют пластины жесткости. Быстрое раскрытие клапанов ранца производится шестью ранцевыми резинами. На дне ранца, с внутренней стороны, нашиты шесть пар несъемным резиновых сот.
Тема № 4.