В кетер есть 2 ступени: последняя ступень Бесконечности, которая создала 2-ую ступень, являющуюся корнем, зародышем всех творений.
(ТЭ"С, стр. 125)
6) Находим, что есть в этой части 2 ступени. Одна ступень - самая низшая из Бесконечности, как мы, например, могли бы сказать, являющаяся малхут, что в малхут. И хотя на самом деле это не так, потому что нет никаких сфирот в Бесконечности, но так мы говорим для того, чтобы это прозвучало привычно нашему уху. И в этой самой последней ступени Бесконечности есть все, что находится выше нее, и она получает от всех ступеней, потому как известно, что малхут получает от всех высших ступеней. И вот, эта последняя ступень в Мире Бесконечности создает более низкую, последующую ступень, представляющую собой самую высшую ступень, которая только может быть в творении. И есть в этой наивысшей в творении ступени, которую она создает, корень всех творений. И эта ступень уже действует и влияет на все остальное, что под ней. И нет между самой низшей частью Творца, т.е. Эйн Соф, и самой высшей, т.е. самой высокой, самой тонкой частью из всех творений, никакой другой промежуточной ступени. Действует только эта ступень, которая представляет собой последнюю часть малхут де малхут Мира Бесконечности и которая порождает кетер де кетер всех творений. И нет творения более близкого к Создателю, чем эта ступень.
- комментарий -
Ари, говоря: "Последняя ступень в Мире Бесконечности", подчеркивает, что это он просто говорит так, ибо - какие могут быть ступени в Бесконечности, если никто их не постигает, если никто не видит, что Бесконечность таким образом делится на какие-то ступени. Но выразить по-другому он не может, поэтому говорит так.
Мы с вами знаем, что любая часть, любое духовное постижение состоит из той же структуры, что и вообще все духовное, все мироздание. Т.е. любая духовная структура, нами постигаемая, любая самая маленькая духовная ступенька состоит из Бесконечности, из мира Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия и нашего мира - из всех этих частей.
"Этот мир" - это тоже духовная категореия, которая означает определенное духовное ощущение, а вовсе не те ощущения, которые мы испытываем сейчас. Если человек постигает наименьшую духовную ступень, то он начинает постигать вещи, которые мы сейчас ощущаем, и те вещи, которые мы еще не в состоянии ощутить.
Нам необходимо в любом духовном постижении, как только нам представится такая возможность, сразу же их различать и четко понимать. Каким-то образом нам, очевидно, дадут такую возможность - различить, где Творец, где творение, а где промежуточная часть между ними, и почему не надо путать одно с другим. Вот сейчас он начинает пояснять более конкретно.
Свойство Творца в кетер называется "Атик". Корень творения в кетер называется "Арих Анпин".
(ТЭ"С, стр. 125)
7) Две этих бхины вместе называются "кетер". Верхнюю часть из них некоторые каббалисты называли Эйн Соф, а вторую часть в ней они называли кетер, который относится уже к 10-и сфиротам. Но мы, говорит Ари, не считаем, что это так, т.е. эта часть нашего постижения, называемая кетер, не представляет собой ни Творца, ни творение, а представляет собой промежуточную стадию между Бесконечностью и творениями, в которой есть свойства Бесконечности и есть свойства творений. И эти две части называются Атик и Арих Анпин, и вместе они называются кетер. И это должно быть нам совершенно ясно.
- комментарий -
Т.е. кетер состоит из 2-х частей: верхней и нижней. Верхняя называется "Творцом", нижняя называется "творением". Верхняя называется "Атик", нижняя - "Арих Анпин". И все это относится к кетеру, т.е. к той части, которую, в общем-то, творение постигает, но не в действии, а в замысле.
Т.е. сейчас Ари делит наше постижение снизу вверх на такие части: Этот мир, Асия, Ецира, Брия, Ацилут. В мире Ацилут есть у нас снизу вверх: малхут де Ацилут, Зеир Анпин де Ацилут, Исраэль Саба вэ Твуна, Аба ве Има, затем Арих Анпин и затем Атик.
Арих Анпин и Атик - два первых высших парцуфа мира Ацилут: Атик - наивысший, за ним ниже стоит Арих Анпин, и оба они относятся к понятию кетер. Атик относится к Творцу, Арих Анпин - к творению. А выше них находится уже мир Адам Кадмон и т.д., и это все Ари относит к Эйн Соф.
Атик - его так и назвали, от слова "неетак", т.е. абсолютно оторванный от наших постижений. В Арих Анпине уже находится корень всех творений, и он является корнем или кетером в действии для всего мира Ацилут.
В Арих Анпине находится полностью все управление Творца, весь мозговой центр всего мироздания. Если мы говорим когда-либо, где-то, о чем-то, о каких-то действиях, то должны всегда идти в Арих Анпин и там смотреть, почему на самом деле то или иное действие происходит. В нем зарождается совершенно все, и нет ничего, что зародилось бы не в нем, и нет ничего неподконтрольного ему.
Арих Анпин - самая высшая ступень, на которой зарождается все, а затем существует множество низших ступеней, в которых зарожденные в Арих Анпине будущие события обретают все более и более реальную форму, пока не воплощаются в материале.