Промежуточная ступень состоит из 2-х искр: из искры Творца, которая облачается в искру творения.
(ТЭ"С. стр. 121)
5) Имеется в виду, что есть маленькая искра, которая несет в себе божественное - элокут, нисходящее от последней ступени в Творце. И эта искра одевается в другую искру, называемую "творением", и представляет собой тонкую душу, называемую "ехида", определенный очень высокий, очень тонкий свет. И в этой искре находятся корни 4-х основ души, духовного, которое называется: нефеш, руах, нешама, хая.
- комментарий -
Все-таки Бааль Сулам потихонечку объясняет структуру промежуточной ступени между Творцом и творением. Говорит, что она состоит из 2-х частей: из части Творца и части творения. Часть Творца одевается в часть творения, и эта часть творения уже в зародыше своем состоит из 4-х светов: нефеш, руах, нешама, хая, которые уже затем распространяются в человеке.
Человеком, надо запомнить, он называет определенное духовное состояние - кли, без всякой связи с человеком в нашем мире, с тем, что мы называем человеком.
Что значит Творец, в котором есть 1-я, 2-я, 3-я и какие-то еще ступени до последней? Творцом, как мы говорили, он называет мир Ацилут. Т.е. из последней ступени мира Ацилут нисходит в мир Брия искра, называемая искрой Творца. Что это за ницуц маленький, называемый искрой Творца, он объясняет ниже.
Дальше он дает очень много четких определений. Определения большой и маленький - гадлут и катнут - не соответствуют нашим представлениям о большом и маленьком. Имеется в виду, что пока мы почти ничего не постигаем от какой-то вещи - это постижение мы называем "малое", а если постигаем ее во многом, то называем "большое".
Т.е. мы говорим о своем постижении. Мы не говорим о том, что находится в духовных мирах. Этого мы никак не можем узнать. Мы можем узнать только то, что входит в наши келим, в нас, в наши ощущения.
Если мы, допустим, вообще не ощущаем Творца, то говорим, что он не существует. Если бы мы на самом деле ощущали, что происходит в мироздании, то увидели бы, что кроме Него вообще ничего не существует. Т.е. все постигается только изнутри келим.
Поэтому все наши определения: большой, маленький, верхний, нижний, стороны, все, о чем бы мы ни говорили: цвета, света, вкусы - это все таким образом воспринимается нами, и ни в коем случае не говорит об истинных состояниях, истинных размерах или объективных качествах духовных объектов.
И поэтому он предупреждает: имя "ницуц", т.е. название "искра" не путай с искрой в нашем мире. Ницуц - это отраженный свет, и когда он говорит, что есть искра Творца и есть искра творения, он имеет в виду отраженный свет мира Ацилут, который спускается вниз, в мир Брия, и одевается в его отраженный свет.
Искрой Творца называется Мир Бесконечности, а искрой творения называется кетер ступени, или ГА"Р, или голова ступени, и есть в нем 4 стадии прямого света, и Мир Бесконечности постепенно распространяется по этим 4-м ступеням до экрана, до зивуг дэ-акаа, поднимая таким образом вверх отраженный свет и одевая приходящий свет в 4-х частях этой новой ступени.
Отраженный свет поднимается снизу вверх. Прямой свет приходит к нему по 4-м ступеням, нисходящим сверху вниз, и таким образом получается голова этой ступени в мире Брия, образующая собой корни - основы будущих келим.
Вся эта часть - свет, который нисходит из Ацилут в Брия, проходит в мире Брия по 4-м ступеням, достигает экранов в малхут, одевается в отраженный от экрана свет - все это называется по имени "искра творения", или "ехида". Т.е. вся голова первой ступени под миром Ацилут называется "ехида".
И потому еще называется "искра", что отраженный свет, поднимающийся от экрана, одевает в себя свет Творца, нисходящий из мира Ацилут. Верхняя ступень называется "меркава", потому что рохев-всадник находится сверху, властвуя над тем, во что он одевается.
Естественно, что высший всегда властвует над низшим и полностью определяет свойства низшего. Одеяние всегда происходит в отраженный свет, который поднимается от экрана низшего снизу вверх. Т.е. в намерении низшего быть полностью подобным высшему.
В той мере, в которой низший, творение может быть подобен Творцу, в той мере Творец облачается в творение. Как только у тебя появится 10 граммов подобия Творцу, так в эти 10 готовых граммов сразу же вселится в тебя Творец и ты почувствуешь Его.
Или ты оденешься на Творца своим отраженным светом. Ты - одеяние, а Он - внутренняя часть, которая облачается в тебя. Он внутри нас, только мы в мере создания отраженного света потихоньку это раскрываем до тех пор, пока малхут Мира Бесконечности не создаст полностью весь отраженный свет на свое желание получить, и тогда снова оденет весь свет, который ее наполнит.
До тех пор, пока нет света на облачение всего Творца - существуют прямой и окружающий света. Т.е. Творец как бы находится и снаружи, и внутри. В Конце Исправления, когда экран уже существует на все желания, то весь прямой свет полностью входит в весь отраженный свет, и тогда не остается никакого окружающего света.
Т.е. и творение, и Творец полностью подобны и равны друг другу, и зивуг происходит полностью на весь свет, т.е. прямой свет равен отраженному свету. Таким образом, никакого окружающего света не остается.
И творение ни в коем случае не растворяется в Творце, а наоборот, тем, что самостоятельно делает зивуг дэ-акаа и отраженный свет, оно определяет, насколько Творец будет обнаружен и будет светить, будет находиться в творении только в той мере, в которой творение в состоянии своим выбором, своим желанием обнаружить и облачить Творца.
Происходит четкое подобие свойств и четкий зивуг двух одинаковых элементов творения. И это то, что задумано Творцом, чтобы творение не исчезло и не растворилось, а чтобы оно было равным Ему по мощи, по величию, по величине, по постижению, и использовало разумно, явно, активно все те элементы, которые Он в нем создал.
Почему Рав называет искру творения, кетер, ехида, только корнем, зародышем, основой 4-х бхинот - это он объясняет ниже. Потому что одеяние света Бесконечности в отраженный свет, в ор хозер, поднимающийся снизу вверх, еще не делает законченных келим, законченных свойств творения, а только его основные начальные свойства. И поэтому, говорит Ари, возникают здесь корни 4-х бхинот в голове, а в теле парцуфа они уже будут называться 4 сфирот: хохма, бина, З"А, малхут. Эти 4 бхинот представляют собой 4 света: нефеш, руах, нешама, хая, общий свет которых уже назывался нами ранее - ехида.
Нам известно, что свет нефеш одевается в малхут, руах в З"А, ор нешама одевается в бина, хая в хохма, потому как эти келим образуют 4 стадии тела парцуфа, и затем свет из головы входит в тело и облачается в эти келим.
Я еще раз повторяю: ни в коем случае не надо выдумывать себе физиологию всякую, медицину, несмотря ни на что. В нашем мире существует четкое подобие духовных сил, которые образуют те вещи, которые мы сейчас изучаем. Эти же силы, нисходя, образуют соответствующие законы и в материи, которые четко выполняются, подобно духовным законам.
Между духовным, что в человеке, и его телом есть промежуточное свойство, называемое 4-й частью крови, которая в нефеш. Оно состоит из обеих этих стадий. нефеш называется "руханиют", а 4-я часть крови, в которую одевается нефеш, называется - "тело".
(ТЭ"С, стр. 121)
6) Между руханиют и телом есть промежуточная стадия, состоящая из них обоих, и она представляет собой 4-ую часть крови души. Потому что есть в ней искра последнего уровня нефеш. Этот свет нефеш состоит тоже из 4-х частей: хая, нешама, руах, нефеш де нефеш. нефеш де нефеш является четвертушкой от света нефеш (ревиит дам шель нефеш). И эта искра облачается в четвертую часть крови, и становятся единым целым, т.к. кровь - это и есть нефеш. И эта 4-ая часть является высшей стадией, существующей в теле, и является оживляющей его частью, потому что кровь распространяется по всем частям тела для того, чтобы его оживлять. И в эту 4-ю часть, что в высшей крови, входят корни всех 4-х основных частей, и это средняя, самостоятельная бхина между духовной частью и телом, состоящая из них обоих.
- комментарий -
Кровь уже считается телесным образованием. Самая высшая, 4-я часть крови, и самая низшая, 4-ая часть света нешама облачаются друг в друга, и этот объект, как бы состоящий из обеих частей, называется промежуточной частью между духом и телом.
В самой малхут есть 4 стадии, в этих 4-х стадиях во всей малхут есть общий свет нефеш, и в каждой из 4-х стадий малхут есть 4 стадии света. И самая последняя стадия, малхут де малхут, т.е. свет нефеш де нефеш, облачается в кровь, которая является уже самой высшей частью тела. Т.е. дам-кровь уже относится к телу, и одевание самого последнего, 4-го света от света нефеш, в самую верхнюю, высшую часть тела, называемую "кровь", и дает нам эту промежуточную стадию между душой и телом. И сказано - кровь представляет собой душу.
Может быть, отсюда исходит наличие у нас 4-х групп крови. Есть ветвь и корень в любой части, только нельзя замыкать их между собой. Надо постараться оторваться от всевозможных наших ассоциаций, хотя, несмотря ни на что, в нашем мире существует четкое подобие тех духовных сил, которые мы сейчас изучаем, и эти силы, когда они нисходят, то образуют соответствующие законы в мире материи, которые четко выполняются, подобно духовным законам.
Дам от слова домем - неживая часть, но неживая часть относительно духовного, а относительно человека это самая живая наша часть.
Выше этой стадии уже начинается руханиют. Т.е. во что одевается руханиют? В кровь тела, т.е. в самую высшую часть духовного парцуфа. Когда свет входит в духовный парцуф, он не одевается прямо в желание получить. Желание получить многогранно, оно делится на очень многие подступени.
Свет для облачения в кли выбирает в нем самые высшие, самые тонкие структуры, наиболее близкие к нему, и в них он облачается. А затем, из этих промежуточных облачений он уже светит всем остальным, более грубым структурам, более низким желаниям.
Человек прикладывает серьезные усилия, приходит, занимается, устает, выкладывается на занятиях, между занятиями пытается все время промывать мозги духовной идеей, и тогда его начинают посещать всякие мысли - мешающие, помогающие - неважно, как их комментировать. Все помогает, и то, что, как нам кажется, мешает, на самом деле - это и есть самая большая помощь.
По мере возникновения у человека всевозможных внутренних вопросов о своих состояниях, он должен обращаться к книгам, и тогда он увидит в них то, что в них написано на самом деле. И через пять лет ты откроешь те же книги на русском языке и увидишь, что ты их раньше не читал, потому что ты станешь другим, и книги в соответствии с этим станут другими.
Между телом и одеждой есть средняя часть, называемая "волосы и ногти человека", которая содержит обе эти части. А между одеянием и домом существует промежуточная стадия, называемая "палатка".
(ТЭ"С, стр. 122)
7) Между 2-й и 3-ей категорией, т.е. между телом и одеждой, есть промежуточная стадия, называемая "волосы и ногти человека", как сказано - это было одеяние Адама вначале. Эти части (волосы и ногти) полностью слиты с кожей человека и подобны своими свойствами самому телу человека. Однако, когда эта часть уходит, то она обращается в одеяние из волос, подобно тому, как делаются одеяния из волос-шерсти коз. Кроме того, эти промежуточные категории, будучи еще частью тела человека, все-таки подобны одежде, как у животных - их шерсть является для них одеянием. Особенный интерес в Первом человеке представляли его ногти (мы знаем, что есть такие животные, у которых покрытие - панцирь или чешуя - это производное от ногтей). И мы находим подобный пример в Навуходоносоре, о котором сказано, что у него было одеяние из ногтей, как из когтей орлов (нельзя забывать, что говорится только о духовных категореиях, в т.ч. и о Навуходоносоре). И так же между одеянием и домом промежуточная стадия - это палатки, которые делаются из хлопка и шерсти, как одеяние, и также используются в качестве домов. И это понятие палатки требует дальнейшего изучения, только так ли это, или есть в ней еще дополнительные свойства.
- комментарий -
Волосы и ногти в духовном объекте представляют собой среднее между телом и одеянием. Что значит тело и одеяние? Тело - это отраженный свет, а одеяние - это окружающий свет, тот свет, который кли не может вместить в себя вследствие отсутствия экрана.
Мы с вами рассматривали Второе Сокращение. Говорили о том, что Второе Сокращение возникает, потому что не хватает экрана на желание получить, и невозможно использовать эгоизм в альтруистических намерениях, можно использовать только отдающие келим Г"Э, а келим АХА"П использовать невозможно.
Т.е. из 5-и келим, которые есть в парцуфе, можно использовать только 2 - кетер и хохма, а бину, З"А и малхут использовать нельзя. Вот эти келим - кетер и хохма - мы называли с вами по-разному. 5 келим мы называли: таамим, некудот, тагин, отиет, или Ацилут, Брия, Ецира, Асия, или юд-кей-вав-кей, или хохма, бина, З"А, малхут, или огонь, ветер, вода и пепел, называли: нефеш, руах, нешама, хая в зависимости от света, называли: кости, жилы, мясо и кожа.
Теперь мы с вами изучаем, что же находится между домом человека и его одеянием, между одеянием и телом, между телом и душой, т.е. состояния, промежуточные между основными. Между душой и телом мы сейчас с вами разобрали - это кровь, 4-я часть крови. Между телом и одеянием - это волосы и ногти. Между одеянием и домом промежуточное состояние - палатка.
Но надо еще точно выяснить, к чему относится палатка - к одеянию или к дому, т.е. это промежуточное состояние, как и все промежуточные состояния, состоящие из 2-х основных смежных состояний, и мы не знаем точно, к чему ее отнести: то ли это одеяние, то ли это дом. Потому как это не постоянное жилище, то это одеяние, и потому как это не одеяние, которое непосредственно связано с телом человека, то это дом.
Так же - и предыдущие духовные промежуточные состояния, о которых мы говорим: кровь, волосы и ногти, палатка. Но сука (шалаш) не представляет собой жилища, не представляет собой промежуточного состояния. Ее человек делает специально для выполнения определенной заповеди, т.е. это осознанное состояние, которое человек строит сам снизу вверх, а не те состояния, с которыми он заранее создан сверху вниз, хотя, якобы, и одежду, и дом человек тоже строит сам, но они нисходят к нему сверху вниз.
Т.е. любой дикарь тоже создает себе одеяния и создает себе дом. Для этого не надо указаний Творца, ибо это заложено в природе (сверху вниз), тогда как суку человек обязан делать по личному указанию Творца (снизу вверх), т.е. это не является необходимым для животных природным действием.
Все отличия между всем существующим заключаются только в величине желания получить. Эта величина проградуирована от нуля и до какого-то большого размера, которого мы не знаем, и кончается где-то там в бесконечности, на самой большой ступени, 620-ой, 125-й, или на 6-тысячной, смотря как эти ступени делить. На каждой ступени существует 4 ее основных компонента. Каким образом действует взаимосвязь между ступенями? Полагать, что многообразие видов и сортов, всевозможных изменений и всего того, что у нас есть в любом виде природы (неживом, растительном, животном, человеческом) происходит от того, что возникают промежуточные состояния - неверно.
Промежуточные состояния особенные и строго фиксированные. Есть, допустим, частоты, как в радио, какие-то мегагерцы или килогерцы, и они делятся между собой от такой-то частоты до такой-то. Так и птицы, допустим, захватывают какой-то диапазон желаний из всех желаний в малхут Эйн Соф. И внутри этого диапазона птичье желание, т.е. желание, которое создает в нашем мире птиц, градуируется на множество частей, и это дает нам все многообразие, допустим, пернатых. То же самое с камнями и со всем, что существует в нашем мире.
Т.е. все это - не многообразие промежуточных состояний, это следствие основных состояний, и все эти состояния практически непрерывно следуют друг за другом, настолько они мало дискретны. А промежуточные состояния уже относятся к переходу из одного вида в другой, из одного типа в другой тип. Таким образом, внутри всех категорий существуют переходные ступени...
О разбиении сосудов
Подобно тому, как свадьба начинается с того, что разбивается стакан, а обручение начинается с того, что разбивается тарелка - так же все начинается с разбиения сосудов.
После разбиения сосудов происходит смешивание свойств Творца со свойствами творения. Свет входит в желание получить, и после этого - желание получить можно исправлять. Поэтому в день, когда происходит разбиение сосудов, разрушение 1-го и 2-го храма - в этот день рождается Машиах и рождается возможность для творений исправиться и вознестись до уровня Творца. А без разрушения было бы невозможно это сделать.
Т.е. 9-го ава мы не оплакиваем предыдущие Храмы и не радуемся, а занимаемся исследованием тех свойств, которые необходимо исправить. Нас интересует конкретно, что разрушено в нас, в наших внутренних свойствах, из чего мы должны по камешку взять и собрать каждый в себе Храм. Что значит Храм? Отраженный свет, в котором поселится Творец. Храм - это место пребывания Творца, это исправленное кли.
Глава 6
Объясняет, что сфират кетер состоит из 2-х частей: 1) последняя часть Эйн Соф, или малхут де малхут Эйн Соф, называемая "Атик"; 2) корень творений, называемый "Арих Анпин". Соединение их вместе называется "кетер".